Конспект урока по теме Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты, соли
Гаврилова Ольга Юрьевна,
учитель химии 1 квалификационной категории
Урок на республиканский этап «Учитель года 2014»
Тема урока: «Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты, соли».
Девиз урока: «Повторение – мать учения». (Русская народная пословица).
Цель урока: повторение и закрепление знаний по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» в занимательной форме.
Задачи урока:
Обучающая. Повторение и закрепление сведений об основных классах неорганических соединений: определение, составление названий, классификация.
Развивающая. Развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.
Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия способностей на уроке.
Тип урока: Урок повторения
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
работа в парах;
работа с опорным конспектом;
Методы и методические приемы:
объяснительно – иллюстративный (опорный конспект);
словесный (слово учителя, беседа с учащимися);
репродуктивный (создание проблемной ситуации, ответы на вопросы);
частично – поисковый (игры, работа с заданиями при повторении основных классов неорганических веществ.).
Оборудование:
рабочий лист- опорный конспект - содержащий задания.
Компьютер, проектор.
Предполагаемые результаты обучения:
знать: понятия оксид, основание, кислота, соли. Знать формулы оксидов, оснований, кислот, солей. Классификацию оксидов, оснований, кислот, солей.
уметь: выбирать формулы оксидов, оснований, кислот, солей среди предложенных формул веществ, классифицировать их, уметь составлять формулы оксидов, оснований, кислот, солей. Уметь работать с таблицей растворимости.
Ход урока.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что оно сохранится у вас до конца урока. И мы с вами эффективно поработаем.
Актуализация знаний.
Ребята, на предыдущих уроках химии вы знакомились с неорганическими соединениями различных классов. Какие классы неорганических веществ вы знаете?
- Оксиды, основания, кислоты, соли.
Русская народная пословица гласит: Повторение – мать учения. Как вы думаете, чем же мы с вами будем заниматься на сегодняшнем уроке?
Возможные ответы учащихся:
- Повторим понятия оксиды, основания, кислоты, соли.
- поупражняемся в составлении названий, формул оксидов, оснований, кислот, солей;
- вспомним классификацию оксидов, оснований, кислот, солей;
Помощником в нашей с вами работе сегодня будет опорный конспект, который лежит у вас на партах.
На слайде написаны формулы неорганических веществ.
Обратите внимание на задание 1.
Пользуясь нижеприведенной таблицей, распределите по группам следующие соединения:
NaOH, SO3, СaO, Cu(OH)2, HNO3, H2SO4, LiOH, H2CO3, Al(OH)3, HgO, H3PO4, P2O5 , NaCl, K2CO3, BaSO4, CuS.
К какому классу относятся эти вещества?
Каким словосочетанием можно объединить эти группы веществ?
- Основные классы неорганических веществ.
Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня? Тема «Важнейшие классы неорганических соединений». Запишем сегодняшнее число и тему урока на листочках в опорном конспекте.
«Важнейшие классы неорганических соединений.
3. Основная часть урока – повторение и закрепление.
Мы сегодня повторим и обобщим знания об основных классах неорганических соединений. А делать это мы будем поэтапно, по мере отгадывания загадок.
Повторение оксидов.
Если в пере элементовКислород вторым стоит,Ты же знаешь, эта параНазывается …
(Ответ. Оксид.)Вопрос :дайте определение оксидам?
Как можно классифицировать оксиды?
Задание 2. Подчеркните снизу оксиды металлов, расставьте степени окисления всех элементов в оксидах металлов и назовите оксиды.
CO2 Al2O3 SO3 Li2O NO2 Fe2O3 H2O Na2O P2O5
Раз мы с вами разобрались с оксидами, то думаю можно продолжить работу. Сейчас мы поиграем в игру «термины-синонимы».
Оксид кальция Углекислый газ
Оксид водорода Негашеная известь
Оксид углерода(IV) Вода
Оксид углерода (II) Сернистый газ
Оксид серы (IV) Угарный газ
Задача учеников правильно соединить стрелками названия оксидов.
Задание проверяется самими учениками.
Повторение оснований.
Загадка:Если формулы началоПредставляется с металла,ОН – красуется затем,Вещества знакомы всем.Не надо придумывать им названиеВедь эти вещества…
(Ответ. Основания.)Вопрос: дайте определение основаниям?
Вспомните классификацию оснований.
Проводится самостоятельная работа с учениками.
Задание 3. Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания. (Задание проецируется на слайде).
NaOH, НС1, LiOH, Cu(OH)2, H2S04, Fe(OH)3, CaO, C02, Ca(OH)2, Al(OH)3, HNO3 , AgCl, Ba(OH)2 Mg(OH)2
Назвать все основания.
Ученики вместе с учителем проверяют правильность выполнения работы. Взаимопроверка.
Повторение кислот.
Загадка:
«Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
(Ответ. Кислоты.)А теперь дадим определение кислотам.
Обратите внимание да слайд. Чем отличаются приведённые группы кислот?
HNO3 HCl
H2SO4 HBr
H3PO4 H2S
Как их можно классифицировать?
Ответ: По наличию кислорода: бескислородные и кислородсодержащие (заполнение схемы в опорном конспекте).
Обратите внимание на следующие группы кислот. Чем они отличаются? Как их можно классифицировать?
HCl H2SO4 H3PO4
HNO3 H2СO3 H3BO3
HBr H2S
Ответ: По количеству водорода: одноосновные, двухосновные, трёхосновные (заполнение схемы в опорном конспекте).
Какие кислоты вам знакомы из жизненного опыта?
Ответ: яблочная, лимонная, уксусная, молочная и др.По происхождению: органические и неорганические (заполнение схемы 3 в опорном конспекте).
Физкультминутка гимнастика для глаз.
А теперь поиграем в игру «Блиц-турнир». Учитель вызывает по два человека. Один будет работать на доске, другой будет показывать карточку с кислотой классу и класс называет кислоту, а тот, кто у доски, пишет его формулу. Карточки серной, соляной, азотной, угольной, ортофосфорной кислот.
Повторение солей.
• «Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...»
(Ответ. Соли.) Дайте определение солям. Как классифицируются соли? (Растворимые, малорастворимые, нерастворимые; кислые, средние, основные).
А теперь давайте поиграем в игру «Найдите лишнее». На доске написаны пять строчек химических формул. В каждой строчке по четыре формулы, одна из которой лишняя. Ваша задача вычеркнуть формулу вещества, которая лишняя. Работаем по принципу эстафеты. Сначала выходит один, а затем другой, и так по порядку.
NaNO3 KCl Ca3(PO4)2 FeCl3
AlCl3 K2CO3 BaSO4 НС1
KNO3 CaCO3 NaHCO3 MgCl2
AgCl NaCl BaSO4 CaCO3
NaNO3 KNO3 Na2SO4 Al(NO3)3
Закрепление. Чтобы закрепить наши знания номенклатуры и химических формул основных классов неорганических веществ поиграем в игру «Химический снайпер». Объявляется конкурс на лучшего стрелка, а мишенью будет таблица растворимости.
Растворимы ли в воде AgCl, H2SiO3, Al(OH)3?
Растворимы ли в воде карбонат магния, сульфат натрия, гидроксид железа(III)?
Назовите три нерастворимые соли серной кислоты.
Назовите три нерастворимых основания.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята, все ли вопросы, намеченный по сегодняшней теме мы успели с вами рассмотреть?
Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели?
Ответьте на вопросы:
Какие цели были поставлены в начале урока?
Достигли ли мы поставленных целей?
Какие трудности вы почувствовали?
Охарактеризуйте урок одним словом. Урок был ____________
Выставление оценок.
Ребята, оцените свою работу на уроке. Поднимите руку, кто сегодня оценивает свою работу на 5, 4, 3. Не расстраивайтесь, если кто не смог сегодня выделиться на уроке. Я вам даю возможность сделать это при выполнении домашнего задания.
Домашнее задание.
Мы сегодня с вами повторили материал целого раздела в интересной для вас форме. Поэтому домашнее задание будет не менее интересным. Нужно будет сочинить химическую сказку про какой-нибудь класс неорганических веществ и эту сказку отправить мне на страничку В Контакте. Меня вы можете найти как Ольга Гаврилова. И мы с вами, надеюсь, заведём дружбу.
Ребята, спасибо за урок. До новых встреч!
Опорный конспект
Дата ______________ Ф. И. ________________________________
Тема урока:__________________________________________________________________
Задание №1.
Пользуясь нижеприведенной таблицей, распределите по группам следующие соединения:
NaOH, SO3, K2CO3, СaO, Cu(OH)2, HNO3, NaCl, H2SO4, LiOH, H2CO3, Al(OH)3, HgO, H3PO4, BaSO4, P2O5 , CuS.
Таблица 1.
К какому классу относятся эти вещества?
Задание №2.
Подчеркните снизу оксиды металлов, расставьте степени окисления всех элементов в оксидах металлов и назовите оксиды.
CO2 Al2O3 SO3 Li2O NO2 Fe2O3 H2O Na2O P2O5
Задание №3. Игра «Термины-синонимы».
Правильно соедините стрелками названия оксидов.
Оксид кальция Углекислый газ
Оксид водорода Негашеная известь
Оксид углерода(IV) Вода
Оксид углерода (II) Сернистый газ
Оксид серы (IV) Угарный газ
Задание №4.
Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.
NaOH, НС1, LiOH, Cu(OH)2, H2S04, Fe(OH)3, CaO, C02, Ca(OH)2, Al(OH)3, HNO3 , AgCl, Ba(OH)2 Mg(OH)2
Основания
Растворимые в воде (щелочи) Нерастворимые основания
Классификация кислот.
Кислоты Кислоты КислотыПо содержанию кислорода По количеству атомов водорода По происхождению
Задание №5 Игра «Найдите лишнее»
Приведены пять строчек химических формул. В каждой строчке по четыре формулы, одна из которой лишняя. Ваша задача вычеркнуть формулу вещества, которая лишняя.
NaNO3 KCl Ca3(PO4)2 FeCl3
AlCl3 K2CO3 BaSO4 НС1
KNO3 CaCO3 NaHCO3 MgCl2
AgCl NaCl BaSO4 CaCO3
NaNO3 KNO3 Na2SO4 Al(NO3)3
Задание №6. Игра «Химический снайпер».
Объявляется конкурс на лучшего стрелка, а мишенью будет таблица растворимости.
Растворимы ли в воде AgCl, H2 SiO3, Al(OH)3?
Растворимы ли в воде карбонат магния, сульфат натрия, гидроксид железа(III)?
Назовите три нерастворимые соли серной кислоты.
Назовите три нерастворимых основания.
Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели?
Охарактеризуйте урок одним словом.
Урок был _________________________
Домашнее задание:
Сочинить химическую сказку про какой-нибудь класс неорганических веществ и эту сказку отправить мне на страничку В Контакте. Меня вы можете найти как Ольга Гаврилова.