«Формирование у учащихся ориентации на успех и мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках ИЗО и черчения, технологии и экономики» 
ГУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №25 
«Формирование у учащихся ориентации на успех и мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках ИЗО и черчения, технологии и экономики»
(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ЗАСЕДАНИИ)
                                                          Подготовила: учитель ИЗО, черчения, 
                                                                                   технологии и экономики
Погребицкая С.П.
город  Астана
       В соответствии с Законом РК «Об образовании и требованиями к системе образования», возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО и других предметов в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента. Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.         Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии. Я работаю в школе более 20 лет, стараюсь идти в ногу со временем и с потребностями современной школы. 
       Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
      Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. 
      Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
      Использование активных методов в учебном процессе и внеклассной работе привели меня к выбору темы самообразования. 
Моя тема самообразования: 
Повышение мотивации учащихся на уроках ИЗО, технологии и экономики, с помощью методов активного обучения 
Цель: 
    Стимулировать интерес учащихся к получению знаний на уроках ИЗО и черчения, технологии и экономики.
Задачи: 
Изучить методы повышения интереса к изучаемым предметам. 
Применить методы активного обучения на уроках и во внеурочное время.
Анализировать результаты работы, полученные в процессе обучения на уроках ИЗО и черчения, технологии и экономики. 
Изучив педагогическую литературу, по теме самообразования, могу выделить следующие: 
Мотив (от лат )- приводить в движение, толкать; побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей. 
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. 
Учебная мотивация - это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.
Причина эффективной школьной мотивации: на самом деле ОДНА!!!
ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС                                      
Он же Любопытство.
Он же Удовольствие.                                              
Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная,  настоящая!) 
Есть и другие, но менее эффективные виды мотивации:
Идентифицированная мотивация: занимаюсь, потому что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем. 
Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике. 
         В мотивации  учения важную роль играют:
                                                                          
         Содержание учебного материала                     организация учебной деятельности: формы, методы, приемы
Этапы изучения раздела, темы:  
мотивационный
операционально-познавательный
рефлексивно-оценочный. 
Мотивационный этап.
Создание учебно-проблемной ситуации
Формулировка основной учебной задачи
Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
Л.С. Выготский сказал: «Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление» 
                                                                                  
Операционально-познавательный этап.
усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. 
Рефлексивно-оценочный этап.
учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). 
Что снижает мотивацию ребенка?
Недостаток любви в семье затрудняет развитие ребенка;
Влияние плохого психологического климата в классе;
Родительский страх мешает детям стать самостоятельными;
 Чрезмерные нагрузки отнимают энергию; 
Завышенные требования не дают детям полноценно учиться;
Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться;
Переизбыток медийной информации вредит ребенку; 
Нестабильное поведение в период полового созревания ребенка.
Как повысить внутреннюю мотивацию школьника? 
Мотивированные дети – это самостоятельные дети.
Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям;
Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»;
Высокие требования, но соответствующие возможностям. Избегать  недооценок. Избегать переоценок.
Вера в собственные способности через:
1. Обращать внимание на то, что волнует ученика.
2. Реагировать разумно. 
3. Разъяснять непонятное.
4. Хвалить за конкретные дела и успехи.
5. Хвалить за старание.
6. Отмечать не только результат, но и потраченные усилия.
         Существует выражение  «Три кита учебной мотивации», которые можно показать в виде пирамиды:
КИТ 1 это -
Ощущение самостоятельности процесса поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами».
Можно предложить задание для учителей:  Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.
- Что случится, если…?
- Назовите…
- Сколько известно…
- Какой …. является лучшим и почему?
- Приведите пример,… В  чем сильные и слабые стороны….?
- Из чего состоит…?
- Каким образом… влияет  на … ?- Кто участвовал…?
- Чем похожи… и …. ? 
- На что похоже… ?- Где происходило … ?- Кто открыл … ?- Что мы уже знаем о … ?- Перечислите …
- Каким образом …  можно использовать для … ?- Кто изобрел … ?Через 1-2 минуты показать рекомендованные вопросы.
Выделены проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.
Что случится, если…? 
Назовите…
Сколько известно… 
Какой …. является лучшим и почему?
Приведите пример,… В  чем сильные и слабые стороны….? 
Из чего состоит…? 
Каким образом… влияет  на … ? 
Кто участвовал…? 
Чем похожи… и …. ? 
На что похоже… ? 
Где происходило … ?Кто открыл … ? 
Что мы уже знаем о … ? 
Перечислите … 
Каким образом …  можно использовать для … ? 
Кто изобрел … ?КИТ 2
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»  («Мы не пешки, у нас есть выбор!») 
КИТ 3
Ощущение компетентности:  «У меня это получается, я понял, я умею!»
Основные виды активизации учебно-познавательной деятельности.
Занимательные задания. 
Познавательные вопросы. 
Развивающие упражнения. 
Творческие задания. 
Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.
На схемах можно увидеть, какие основные виды активизации я использую во время учебно - воспитательного процесса.