Приемы мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках математики.
Приёмы мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках математики. учитель математики Власова С. Ю.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А.Сухомлинский
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата “Личность – звено между мотивацией и ее реализацией” З. Фрейд
«Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Древняя мудрость гласит:
Значит ребенку должно быть интересно на уроке. “Мне тогда все понятно, когда интересно”Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.хочумогувыполняю с интересом личностнозначимо каждомуЕсли рассматривать все обучение в виде цепочки: Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации.то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения.
С целью формирования познавательных мотивов целесообразно применять такие приемы и методы: создание ситуаций заинтересованности, положительных переживаний; использование исторического материала; использование задач с практическим содержанием; создание проблемной ситуации; использование математических софизмов, парадоксов, задач со скрытой ошибкой; использование аналогий, сравнений, противопоставлений; организация исследования, эксперимента, наблюдения;создание на уроке ситуации успеха;организация игровых ситуаций, ролевых, деловых и познавательных игр.
Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности
6 классПоэт Сеф в шутливой форме писал: “Кто ничего не замечает,Тот ничего не изучает,Кто ничего не изучает,Тот вечно хнычет и скучает”.А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучать рациональные числа.Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности
“Недостаточно овладеть премудростью, Нужно так же уметь пользоваться ею” Цицерон недостаточно знать правила, надо уметь их применятьА девизом нашего урока буду такие слова: Думать - коллективно! Решать - оперативно! Отвечать - доказательно! Бороться - старательно! И открытия нас ждут обязательно!Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности
Актуализация опорных знанийМатематика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из вас сделал для себя хотя бы небольшое, но открытие. Великий ученый, математик Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймет…». Поэтому и нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые …
7– 8 классыЯ надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет.Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.
РаскодируйРасшифровать тему урокаНайди лишнее и аргументируйРазгадайте анаграмму и определите, какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой? Зачада гукр Варунение извененаяст
Приемы мотивации к теме урока.Цитата.Алгебра 7 класс Тема: « Уравнения» «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно» А. Энштейн«Уравнение представляет собой наиболее серьезную и важную вещь в математике» О. Лодж
«Остров ошибок»1. Найдите и выделите ошибку в записиа) (2а-1) ∙ (3а +2) = 6а2 – 3а +4а + 2 = 6а2 + а +12;б) (3х-2) ∙ (3х – 1) = 9х2 – 6х – 3х – 2 = 9х2 – 9х – 2;в) (-5х +1) ∙ (2х-3) = -10х2 + 2х +15х + 3;г) (2а -5) ∙ (3-4а) = 6а – 15 +8а +20а = 18а – 15;2. Уравнение:13 – 4x = 3(x + 2), 13 – 4x = 3x + 6, 4x – 3х = 13 – 6, x = 7.3. Пример: 2 х 2 =5. Доказательство: Имеем числовое тождество 4:4=5:5Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, их можно сократить, получим: 4=5 (!?). Парадокс…
Приемы мотивацииОтражение исторического аспекта.Задача из трактата Архимеда «О шаре и цилиндре». «Цилиндр, в основании которого большой круг шара, а высота – диаметр этого шара, имеет объем, равный 1,5 объема, и поверхность, равную 1,5 поверхности шара». Проверьте правильность утверждения.Ассоциации вместо правил«Тригонометрией в ладони» ,8 класс
Использование исторического материала
Найдите значения выражений. Сопоставьте буквы с полученными ответами и вы узнаете фамилию этого человека.15 ●2 + 14 = Г 36:4 +2 = И 51 + 12●4 = И 11●9 -44 = Й 17 + 4●5 = А 8 + 8●10 = Ц 3 + 9●7 = Н 9+ 39:3 = К17●3 -18 =МЕго настоящая фамилия Телятин. Но нам он больше известен под другой, которой он обязан был Петру I.В 1703г. он напечатал свою "Арифметику", которая до середины 18 века была основным учебником математики в России. Назовите этого человека.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}333744661188229955Натуральные числа
Леонтий Филиппович Магницкий (при рождении Телятин; 9 (19) июня 1669г.— 19 (30) октября 1739г.) — русский математик, педагог. Преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701г. по 1739г.), автор первой в России учебной энциклопедии по математике.Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих, при встрече произвёл на царя Петра I очень сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Пётр I жаловал ему фамилию Магницкий, «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».Магницкий
Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан?Лошадь съедает воз сена за месяц, коза – за два месяца, овца – за три месяца. За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена?Задачи из старинных рукописей и «Арифметики» Л.Ф.Магницкого
– Скажи мне знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы.– Вот сколько, – ответил Пифагор, – половина изучает математику, четверть – природу, седьмая часть проводит время в размышлении, и, кроме того, есть еще три женщины.Древнегреческая задача.
Происхождение математических терминов.Ромб – (лат. “ромбус” – бубен). Мы привыкли бубен – круглой формы, а раньше были в виде квадрата или ромба.Точка – (лат. “пункт” – пунктир; “пунктум” – укол, медицинский термин “пункция” – прокол).Диагональ – (гр. “диа” – через, “гония” – угол, рассекающий углы. В круге нет углов, поэтому нет и диагоналей).Хорда – струна.Теорема фр. через др.-греч.Архимедфр. theorema от греч. qewrhma слово означает “зрелище”, “представление”. В математике греков это слово стало употребляться в смысле “истина доступная созерцанию”.
«Корень» – (квадратный или корень уравнения) пришло от арабов. Арабские ученые представляли себе квадрат числа, вырастающий из корня – как растение, и потому называли корнями.«Конус» – это латинская форма греческого слова «конос» означающего сосновую шишку.«Сфера» – латинская форма греческого слова «сфайра» – мяч.«Линия» происходит от латинского слова «линеа», образовавшегося от слова «Linum» – лён, льняная нить, шнур, верёвка.«Трапеция» – латинская форма греческого слова «трапедзион» – столик. От этого же корня происходит слово «трапеза», означающее по-гречески стол.«Цилиндр» – латинская форма греческого слова «кюлиндрос», означающего «валик», «каток».
Тема « Окружность и круг» По- латински "радиус" – «спица колеса».Нарисуйте радиус окружности. Тема « Параллельные прямые» По-гречески параллельные прямые "параллелос" - это идущие рядом. Нарисуйте параллельные прямые.
Прикладные задачи Тема: « Решение задач с помощью уравнений»
Тема "Действия с десятичными дробями" Используем счет-квитанцию по оплате за коммунальные услуги. Тема «Проценты» Услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара и т.д.
Примеры задач, используемые для создания проблемной ситуации на уроках математики Тема «Обыкновенные дроби» 5 класс.Постановка проблемы: У нас есть апельсин.Апельсин один, а нас в классе восемь человек. Как сделать так, чтобы апельсин достался каждому?
Тема «Длина окружности» 6, 9 классДетская карусель, установленная в парке, имеет диаметр 10м. За один сеанс карусель делает 6 оборотов. Какое расстояние (в метрах) проезжает ребенок за один сеанс катания на карусели? Что нужно знать , чтобы найти расстояние? (длину окружности) Проблема: Как найти длину окружности?
Тема «Деление и дроби». Тема «Смешанные числа». 5 класс. Постановка проблемы: На тарелке лежит 6 яблок. Можно ли эти 6 яблок поровну разделить между тремя подружками?На тарелке лежит 6 яблок. Можно ли эти 6 яблок поровну разделить между 5 подружками?
Тема «Квадратный корень». 8 класс. Проблемная ситуацияРешите уравнение x2 = 4 (решают, используя графический метод, называют корни).Решите уравнение x2 = 7 (решают, используя графический метод, теперь видят, что корни есть, но как их записать?)
Тема «Теорема Фалеса». 8 классПеред изучением теоремы Фалеса, можно предложить учащимся разделить данный отрезок на две, четыре, восемь равных частей при помощи циркуля и линейки. Учащиеся справляются с этим заданием. После этого предлагаю разделить отрезок на 3, 5, 6, 17 равных частей .Учащиеся в затруднении.
Тема «Неравенство треугольника». 7 классПрактическое задание: Построить треугольники со сторонами а)5см; 6см; 7см; б) 3см; 4см; 6см; в)7см; 3см; 2см.
Тема «Взаимное расположении графиков линейной функции». 7 классПостройте графики функций а) у = 3х, б) у = 3х+1, в) у = 3х-2 в одной системе координат и графики функций а) у = 5х, б) у = 2х+3, в) у = -х+1 в другой системе координат.Сделайте вывод о взаимном расположении графиков функций в зависимости от “к”.
Задания с поисково-исследовательским характером:
В Париже и Токио ей поставлены памятники, а норвежская пословица гласит: « Кто дружен с ней, тому она принесет золото». История ТокиоПарижПрием «Удивляй»О ком идёт речь и кто приносит золото?
Отметьте на координатном луче точки с заданными координатами и вы узнаете , кому поставлен памятник в Париже и Токио.К(5,3), Г(2,5), Ш(4,9), У( 4,8), Л(0,6), А(5,6), Я(1,4)
style.rotation
style.rotation
ЛягушкаКакие они милые, красивые и смертоносные создания...Лягушки способны выталкивать инородные предметы из своего тела. А выходит предмет через мочевой пузырь лягушки.Во время сна лягушка глаза не закрывает.А знаете почему лягушки часто моргают во время еды? Они не способны нормально переварить пищу и проталкивают ее глазами внутрь, тем самым помогая пищеварению. А раньше на Руси, для того что бы молоко не кисло в сосуд помещали лягушку. В древнем Риме лягушка была изображена на эмблеме Богини любви Афродиты.
У многих деревьев, растущих в благоприятных условиях, продолжительность жизни достаточно велика. Например, сосна живет в среднем от 300 до 500 лет.Но, среди сосен есть дерево, возраст которого примерно 4700 лет. Эта сосна имеет собственное имя.Сложение и вычитание Выполните вычисления.Используя найденные ответы, запишите соответствующие им буквы на рисунке. Прочитайте название самой древней сосны.-13 – 10 = Ф 0 -17 = У0,5 – 3 = А 12 - (- 5) = С14 - 27 = И - 11 –(-12) = Л -0,3 - 0,7 = М{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}-1-2,5-23-1717-2,5-231
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
МафусаилЭто дерево начало свою жизнь, когда зарождалась человеческая цивилизация и строились египетские пирамиды.Сосна находится в заповеднике американского штата Калифорния, который расположен в горах на высоте 3 км.
Методическая ценность приемов
Выводы:
Заключение «Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации». «Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым уроком к ученикам…»