Рубрика педагогического анализа урока
Рубрика педагогического анализа урока
Уровни
Параметры наблюдения
Творческий
(Уроки отличаются особыми находками в технологии обучения)
Активный
(Уроки отличаются чёткостью требований, стабильностью)
Ситуативный
(Педагогический потенциал используется стихийно или от случая к случаю)
Пассивный
(Преподавательские умения и навыки учителя нуждаются в значительном улучшении)
Создание познаватель-ной атмосферы урока
Урок (или большая его часть) проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме.
В результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и упрочить успех
Урок идёт в оптимальном темпе, части логически связаны друг с другом
Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы.
Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время для ведения нестандартных учебных ситуаций.
Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью
Темп занятия неоднороден: то напряжённый, то излишне расслабляющий.
Учебная атмосфера нестабильна, зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке.
Содержательная логика урока отсутствует.
Темп урока низкий.
Учитель «привязан» к конспекту.
Импровизация отсутствует.
Атмосфера не настраивает на активную учебную работу.
Применяемые методы обучения
Различными методами стимулируется исследовательская деятельность детей.
Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания.
Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся.
Учитель владеет объяснительными, репродуктивными,
инструктивно – практическими, объяснительно – побуждающими, частично – поисковыми методами обучения, которые применяются адекватно содержанию.
Педагог опирается на объяснительные,
репродуктивные,
инструктивно – практические методы.
Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения.
На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы, основанные на восприятии и воспроизведении информации.
Урок проходит в режиме трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и учащихся
Организация деятельности учащихся
Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной, творческой, познавательной сферах).
Студенты принимают творческие и проблемные ситуации урока, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и студентами.
Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса.
Ученики готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя.
Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех студентов с учётом способностей.
Активность студентов проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока).
Студенты ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому.
Студенты предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий.
Деятельность студентов носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись и т.д.).
Студенты пассивны, избегают активных действий в познавательной деятельности.
Учебное взаимодейст-вие учителя и учеников
Педагог поощряет инициативу студентов, создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия.
Учителем и учащимися совместно создаются возможности для самореализации личности.
Чувствуется отработанность системы учебных действий между учителем и студентами.
Студенты охотно вступают в диалог.
Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей.
Студентами признаётся и принимается активная, инициирующая позиция учителя.
Студенты слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом.
Совместная деятельность проходит только под патронажем учителя.
Слабо развиты умения совместной поисковой деятельности.
В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся.
Отсутствует диалог с учителем: студенты дают односложные ответы или отказываются отвечать.
Учитель не настроен на учебное сотрудничество с учащимися, взаимодействие основано на дисциплинарных ролях.
Речь педагога и её значение на уроке
Речь учителя обогащает учебный материал.
В монологах педагог прод
·уманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации.
Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность студентов, побуждает к творчеству.
Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в научную и доступную для освоения форму.
Речь выразительна, богата, формулировки вопросов побуждают к учебному диалогу.
Речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока.
Учитель «зациклен» на привычном тексте.
Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер.
Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу учащихся.
Монологи учителя не отличаются образностью, богатством примеров.
Вопросы носят репродуктивный характер.
Речевая деятельность не выполняет основной коммуникативной функции.
Воспитываю-щая сторона занятия
Учитель (манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания.
Студенты без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения, оперируя позитивными отношениями и развивая навыки.
Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот.
Учитель умело выстраивает тему урока, связывая её с развитием позитивных отношений.
Студентами и педагогом выработаны нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу.
Усваиваются знания, отношения и навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе.
Учитель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока.
Отсутствует система педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т.д.
Воспитательные цели перед самим учителем и перед студентами отсутствуют.
Учитель не принимает во внимание эстетику помещения.
Учитель не заостряет внимание на культуре взаимоотношений
Контроль и коррекция деятельности
В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность студентов.
Студенты владеют навыками самоконтроля и взаимоконтроля.
Передача контрольных функций от учителя к студентам свидетельствует о взаимном доверии, основанном на объективности, знании критериев оценок, навыках самоанализа и рефлексии.
Контроль и коррекция осуществляются на всех этапах урока.
Ответам студентов даётся краткая характеристика, оценка обосновывается.
Учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в подаче и закреплении материала.
Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока.
Коррекция учебного процесса осуществляется за счёт эксплуатации времени, а не поиска нового решения проблемы.
Отсутствует система в контролирующих функциях.
У педагога не сформированы чёткие критерии оценивания студентов.
Ответы студентов не комментируются.
Контроль формальный, а не содержательный.
Результатив-ность занятия
Материал урока усвоен всеми, закреплён с опорой на продуктивные ЗУН, дана перспектива дальнейшего обучения.
Студенты получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности.
Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире)
Основной материал усвоен учащимися в объёме, достаточном для первичного освоения.
Ученики осваивали применение имеющихся ЗУН в новых ситуациях.
Закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия как в содержании, так и в форме организации урока.
Материал усвоен фрагментарно и/или только отдельной группой (продвинутых) студентов.
На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУН.
Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере
Изучаемый материал не усвоен большей частью студентов.
Студенты не приобрели и/ли не закрепили имеющиеся ЗУН.
Занятие оказывает слабое воспитательное влияние на студентов.
15