Обработка гладкого накладного кармана прямоугольной формы и соединение его с основной деталью
г. Москва СЗАО ГБОУ Школа № 830
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
В 6 КЛАССЕ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕГО ОБУЧЕНИЯ
НА ТЕМУ:
« ОБРАБОТКА ГЛАДКОГО НАКЛАДНОГО КАРМАНАПРЯМОУГОЛЬГОЙ ФОРМЫ И СОЕДИНЕНИЕ ЕГО С ОСНОВНОЙ ДЕТАЛЬЮ».
Учитель швейного дела
ФИВЕНСКАЯ И. Е.
Москва- 27 марта 2015 г.
Тема: «Обработка гладкого накладного кармана прямоугольной формы
и соединение его с основной деталью».
Цель: научить учащихся обрабатывать накладной карман прямоугольной формы и соединять его с основной деталью на образце.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с приёмами и последовательностью обработки накладного
кармана прямоугольной формы;
- научить обрабатывать верхний срез кармана швом вподгибку с закрытым срезом;
- научить правильно обрабатывать нижний и боковые срезы кармана по намеченным линиям;
- научить соединять карман с основной деталью по намеченным на этой детали линиям;
- закрепить умение учащихся работать по плану;
- закрепить навыки самостоятельной работы при выполнении отдельных операций.
Коррекционно – развивающие:
- развитие пространственных представлений,
- развитие мелкой и крупной моторики рук при обработке образца,
- развивать логическое мышление, память,
- развивать речь учащихся, включая в неё специальную терминологию,
- развивать общетрудовые умения и навыки,
- развиватьзрительный и измерительный контроль при анализе качества выполненной работы,
- применять дифференцированный и индивидуальный подход на уроке.
Воспитательные:
- приучать работать самостоятельно,
- воспитание усидчивости, целеустремленности, трудолюбия,
- развитие эстетического воспитания,
- воспитывать точность и аккуратность при изготовлении образца.
Наглядность:
Образец, ПТК, словарь, образцы карманов с различной формой нижнего среза и с различной отделкой, операционная карта (ОК) шва вподгибку с закрытым и открытым срезами, раздаточный дидактический материал с анализом образца, планом обработки кармана, с изображением кармана для определения названия его срезов, видами швов, рисунки различных фасонов карманов, тетрадь по охране труда,
выкройка кармана с названием срезов, рисунки накладных и прорезных карманов,
таблица « Накладной карман. Этапы изготовления» ( чертёж, выкройка, крой, образец).
Оборудование:
магнитная доска,
детали кроя: карман и основная деталь, инструменты и приспособления, швейные машины с электроприводом, утюг, гладильная доска, доска, учебник, дневник, ручки, тетради, магнитные подставки, альбомы, клеевые карандаши.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Первый уровень обученности: ученик самостоятельно может выполнить всю работу. Второй уровень обученности: учитель должен пояснить, уточнить задание или операцию.
Третий уровень обученности: ученик нуждается в индивидуальной помощи.
Четвёртый уровень обученности: ученик выполняет всю работу с помощью учителя .
Ход урока.
I-й урок.
I. Подготовительная часть.
Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка посещаемости, готовность учащихся к уроку (наличие формы, инструментов).
Повторение.
Какую тему мы сейчас проходим? А чтобы вы быстрее вспомнили, отгадайте загадку:
Один пришит для красоты,
Другой для дела нужен -
В него платок положишь ты,
Когда зимой простужен.( карман)
Дайте определение, что такое карман? ( карман-это деталь одежды для временного хранения различных мелких предметов и для украшения изделий).
Как вы думаете, всегда ли в одежде человека присутствовал карман?
(Нет, не всегда) - показать рисунок.
Ученица рассказывает об истории происхождения кармана. Рассказ сопровождается рисунками.
В одежде, которую носили наши предки, отсутствовали карманы, все необходимые вещи затыкали за пояс, прятали за пазуху, клали в шапку, либо вешали на шею. На поясе у славян практически всегда висела сумочка - калита или мошна. Нередко можно было увидеть на поясе нож в ножнах, гребень или даже ложку. Первые карманы на одежде, славяне увидели лишь в 17-18 веке у приезжающих в страну европейцев. Наше время – это время торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде. Карманы делают как рабочую, так и домашнюю одежду удобной и практичной.
Какие виды карманов бывают? (накладные, прорезные, в швах) – показать рисунки.( Словарная работа: накладные, прорезные).
У вас на парте образцы карманов. Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются? (разный нижний срез)
Расскажите о своём образце.
А, теперь, выйдите к доске те ученицы, у которых форма нижнего среза кармана овальная. Затем прямоугольная и, наконец, фигурная.
Какие виды отделки применяют для украшения карманов? (складочки, тесьму, кружево, шитьё, отделку другой тканью, пуговицы, молнии, аппликацию, вышивку, оборки, обтачки).
У вас было домашнее задание: найти пословицы, в которых есть слово карман.
«И больно хочется, да в кармане не можется» (нет денег).
«Не надейся Роман на чужой карман» (учись деньги зарабатывать самостоятельно).
«В карман за словом не полезет» (находчивый в разговоре).
«Не по карману...» (очень дорого).
У вас на партах лежит чертёж кармана. Подпишите названия срезов.
Давайте повторим этапы изготовления кармана, т.е. последовательность .
Давайте вспомним, что мы уже сделали, изучая тему и готовясь к изготовлению накладного кармана. (Делали чертёж, делали выкройку, раскраивали).
Покажите в своих альбомах, где у вас чертёж, а где выкройка кармана. Чем они отличаются? (На выкройке есть припуски на швы, указано направление долевой нити).
Можно ли делать раскрой кармана по чертежу? (Нет). Почему? (для образования швов нужны припуски).
Учитель обращает внимание детей на пособие, где показаны чертёж, выкройка и крой кармана.
Вывод.
Теперь вы видите, насколько важен карман. Мы вспомнили его историю, поговорки назвали, и о чертеже и выкройке поговорили. Теперь, я думаю, вы действительно готовы применить ваши знания и приступить к обработке кармана, а затем соединить его с основной деталью. Итак, мы приступаем к основной части нашего урока.
II. Основная часть.
Тема урока записана на доске:
«Обработка накладного кармана и соединение его с основной деталью».
Запись темы урока в дневник. Сегодня вы познакомитесь с тем, как обрабатывается накладной карман прямоугольной формы и как правильно его нужно соединять с основной деталью.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Итак, перед вами образец накладного кармана прямоугольной формы. Я буду задавать вопросы, а вы постараетесь на них ответить - таким образом, мы проанализируем образец.
1.Анализ образца.
.
АНАЛИЗ ОБРАЗЦА.
Название.
НАКЛАДНОЙ КАРМАН.
Назначение.
ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕНОСКИ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ.
Ткань.
ХЛОПЧАТОБУМАЖНАЯ ТКАНЬ.
Детали кроя.
ДВЕ ДЕТАЛИ:
1) ДЕТАЛЬ КАРМАНА;
2) ОСНОВНАЯ ДЕТАЛЬ, НА КОТОРУЮ ПРИШИВАЕТСЯ КАРМАН.
Виды швов.
1) ШОВ ВПОДГИБКУ С ЗАКРЫТЫМ СРЕЗОМ;
2) ШОВ ВПОДГИБКУ С ОТКРЫТЫМ СРЕЗОМ;
3) НАКЛАДНОЙ ШОВ.
Отделка.
БЕЗ ОТДЕЛКИ.
Форма.
ПРЯМОУГОЛЬНАЯ ФОРМА.
Задание. У вас на партах крой кармана. Назовите срезы кармана. Это нам нужно для того, чтобы составить план работы и приступить к её выполнению.
2. Составление плана работы.
Для нас очень важна последовательность выполнения швейных операций в любой работе, т.е. мы должны составить план.
. Составляется план работы в групповой беседе.
План изготовления накладного кармана.
1. Обработать верхний срез кармана
швом вподгибку с закрытым срезом.
2. Обработать боковые срезы.
3. Обработать нижний срез.
4. Соединить карман с основной деталью накладным швом.
5. Приутюжить образец.
При составлении плана повторяем словарь:
Основа – долевая нить.
Накладной карман
Прорезной карман
Приметать – соединить детали смёточным стежком.
Заметать – закрепить срез детали смёточным стежком.
Смёточный стежок – прямой стежок временного назначения.
Накладной шов
Закрепка
Физкультминутка.
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим...
Отдохнула детвора,Снова шить карман пора!
III. Показ учителем конкретной операции– инструктаж по работе.
Сейчас вы подойдёте к моему столу, где я покажу вам, в какой последовательности и как правильно надо выполнить работу по обработке кармана и соединению его с основной деталью. Особое внимание учащихся обратить на выполнение накладного шва с выполнением закрепок в начале и в конце машинной строчки при соединении кармана с основной деталью.
IV. Выяснение степени понятности нового материала и конкретизация учебного задания разным группам учащихся.
Проверяем, как вы усвоили. Посмотрите на магнитную доску. Там 6 образцов. Расставьте их в нужной последовательности: так, как вы будете выполнять работу. Ученики подходят, выполняют задание и проговаривают вслух.
Затем все занимают свои места.
Требования к качеству работы:
1. Объём выполненной работы.
2. Аккуратность выполнения.
3. Ровность машинной строчки.
4. Качество влажно - тепловой обработки.
Учитель дополняет и объясняет:
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ:
Верхний срез отогнут на изнаночную сторону, обработан швом вподгибку с закрытым срезом, ширина шва в готовом виде равна 3 см.
Нижний и боковые срезы отогнуты на изнаночную сторону на 5-7 мм, замётаны ровными прямыми стежками.
Срезы и углы должны быть обработаны аккуратно.
В начале и в конце машинной строчки должны быть закрепки.
ВТО выполнена качественно.
Повторение правил по ТБ при работе с иглой, ножницами, с утюгом и на швейной машине электроприводом.
Учитель. Сели шить мы за машину. Держим ровно корпус, спину. Пальцы – дальше от иголки. Под косынку спрячем чёлки. Давайте повторим все вместе:- Хранить булавки в определённом месте.- Чтоб не болели зубы и живот, не брать иголки и булавки в рот. На стол кладу я ножницы кольцами к себе. Передаю я ножницы кольцами к тебе. Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг, на подставку, на подставку поскорей поставь утюг! Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура. Не оставь утюг включённым в кабинете до утра. Ваш экзамен принимаю и к работе допускаю.
Задание разным группам учащихся даётся дифференцированно.
Учащиеся второго уровня обученности выполняют работу с опорой на инструкционную карту, ПТК, с небольшой помощью учителя (уточнения, пояснения.) ( Шабанова В., Тужикова В).
Учащиеся третьего уровня обученности работают с опорой на инструкционную карту и с большей помощью учителя. (Видоевич М., Монахова М., Елецкая М.).
V. Практическая работа.
Выполнение учащимися задания. Во время работы обратить внимание на положительные и отрицательные моменты в работе. Обратить внимание
на организацию рабочего места, также соблюдение правил по ТБ.
II-й урок.
I. Текущий инструктаж по допущенным ошибкам.
Акцентирую внимание учащихся на допущенных ошибках, выделяю лучшие
работы, показываю их всем, хвалю учеников. Обращаю внимание учащихся
на ровность шва вподгибку с закрытым срезом, на то, что срезы должны быть замётаны ровно, карман должен соответствовать шаблону.
II. Продолжение практической работы. Обработанный карман соединить с основной деталью и образец оформить в альбом. В тетрадь записать анализ образца и план работы.
В словарь новые слова.
Физкультминутка для глаз.
Наши глазоньки устали.
Мы дадим им отдохнуть:
Раз, два, три, четыре, пять-
Быстро глазки закрывать.
Шесть, семь - их открыть
И на руки поглядеть.
Головою не верти,
Только глазками води:
Вверх, вниз, вправо, влево
Отдохнули? И за дело!
III. Анализ качества выполненной работы.
За 15 минут до звонка предлагаю учащимся закончить свою работу и обменяться ею со своим соседом по парте. Затем всем предлагаю взять линейки и произвести глазомерный и измерительный контроль.
Все измеряют карман. Учащиеся, ориентируясь на « Требования к качеству выполненной работы», написанные на доске, анализируют работы своих товарищей, оценивают их.
Учитель прислушивается к мнению учащихся и учитывает его при оценке качества работ. Оценки выставляются в дневники и журнал.
Учащиеся убирают свои рабочие места, а дежурные мастерскую. Урок окончен.
.