Система работы учителя русского языка и литературы МОАУ «Гимназия №1 г. Новотроицка Оренбургской области» по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)

Система работы учителя русского языка и литературы МОАУ «Гимназия №1 г. Новотроицка Оренбургской области» по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку
(из опыта работы)
В настоящее время государство и правительство обратило особое внимание на проблемы школы. Национальный проект «Образование» успешно осуществляется в России. Мы это ощутили и в области, и в городе, и в школе. Это и денежные гранты лучшим учителям и школам, и награждения талантливых учащихся, и подключение школ к Интернету. И все это служит одной цели – повышению качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными во взрослом мире.
Реализация  современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе. Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Кто он - современный учитель? Каким он должен быть ? На эти вопросы  ответы пытались найти во все времена. Главные элементы, определяющие личность учителя: -профессионализм,
-компетентность,
-продуктивность,
-социально направленные личностные качества.
Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.  Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда. Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В реальной практике именно во владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм учителя. Основными показателями эффективности деятельности учителя принято считать: -совершенствование учебного процесса, -уровень сформированности предметных компетенций учащихся, -повышение уровня воспитанности детей,  -мастерство и педагогический профессионализм учителя.
Проверка уровня сформированности учебных компетенций подразумевает постоянный контроль в системе работы учителя. Вся система работы должна быть направлена на то, чтобы учащие овладели необходимым уровнем знаний и умений. А наша главная задача заключается в том, чтобы учащиеся- выпускники при сдаче вступительных экзаменов показали результаты не ниже тех, которые имели, обучаясь в школе, успешно сдали ЕГЭ.
С этой целью и проводится эксперимент по мониторингу, в котором мы участвуем с 2012 -2013 учебного года.
Как качественно подготовить учащихся к ЕГЭ и получить достойный результат? Наверное, этот вопрос волнует многих учителей – филологов, и я не являюсь исключением. Изучив опыт передовых педагогов, используя в практике различные учебные пособия, я попыталась выбрать для себя наиболее рациональный путь подготовки к ЕГЭ, который бы работал и на ученика, и на учителя.
Подготовка к экзамену осуществляется через:
-часы, отведённые для изучения русскому языку в учебном плане (3 часа в неделю–гуманитарный профиль,1 час в неделю – физико-математический профиль);
-«Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ» для учащихся 10 класса по результатам проведённых в рамках мониторинга контрольных работ ( была сделана корректировка действующей программы и разработан «Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ» для учащихся 10 класса) . Скорректированная программа получила одобрение в МО Оренбургской области.
-спецкурс по языку русскому «Комплексный анализ текста» (10 класс). «Языковые нормы. Комплексный анализ текста. Рецензирование текста» (11 класс) для учащихся физико - математического профиля (1 час в неделю в 10 классе, 2 часа в неделю в 11 классе).
-внеурочные консультации по повторению и систематизации материала, по выявленным пробелам в знаниях по результатам мониторингов (индивидуальные и групповые);
1. Что можно сделать в урочной деятельности?
 Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ я  начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. На первых уроках русского языка в 10 классе происходит знакомство учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и  рекомендую школьникам, какими  Internet-ресурсами он может воспользоваться.         Когда начинаю работу в 10 классе,  в сентябре провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка.       Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях и  пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе.                                                                 
Знания сведений теоретического характера из области фонетики, лексики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания по всем разделам русского языка, работая по учебникам, дополнительным источникам, интернет – ресурсам, темы занятий известны учащимся. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме).
Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок. Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.
Основная проблема, с которой приходится сталкиваться в процессе подготовки к ЕГЭ, - уровень сформированности орфографических навыков, поэтому отрабатывать орфографическую зоркость необходимо регулярно и систематически. Экзаменационные тесты по русскому языку и сочинение предполагают прочные знания в области орфографии - знание основных правил русского языка помогает в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческой работы. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. Для этого все орфограммы русского языка распределяются по частям речи и оформляются в виде тестов. Разработаны тесты для повторения морфологии и синтаксиса в 10 классе. На уроках русского языка предусмотрены упражнения, отрабатывающие практические навыки по орфограммам: это словарно-орфографическая работа, диктант-дубль, "Найди ошибку", "Четвертое лишнее", распределительный диктант, работа с таблицами, орфографический диктант "Проверь себя"и другие виды деятельности учащихся. Для этого можно использовать любые дидактические и справочные материалы по подготовке к ЕГЭ.
Подобные задания помогают отработать навыки грамотной речи и письма.
Система преподавания в старших классах строится на понимании того, что будущее зависит не столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности универсальных способов познания, мышления, практической деятельности;
усиливается коммуникативная направленность преподавания школьного курса;
на уроках русского языка больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи;
целенаправленно развивается монологическая речь учащихся; формируется умение рассуждать на предложенную тему, приводить тезис, аргументы, делать вывод;
отрабатываются навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируются на этой основе общеучебные умения работы с книгой, идет целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию собственных текстов.
Работа по заданию В8 носит межпредметный характер, хорошо помогают уроки литературы, есть необходимость в продумывании системы повторения изобразительно - выразительных средств языка, подбор конкретных примеров, пояснений, работы с текстами художественных произведений.
2. Практикум по русскому языку (для подготовки к ЕГЭ по русскому языку). 10-й класс
Практикум подготовки к ЕГЭ разработан на основе результатов контрольных работ учащихся 10 класса в рамках эксперимента. Он позволит снять психолого-эмоциональное напряжение учащихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к экзаменационным испытаниям, учитывая те пробелы и недочёты в знаниях, которые были выявлены в ходе эксперимента. В практикум включены тестовые задания, аналогичные заданиям КИМов. Структура курса: 30 заданий с выбором ответа из 4 предложенных, 8 заданий открытого типа, требующих краткого ответа. Задания практикума построены на основе КИМов, сгруппированных по орфограммам. К каждому заданию А и В разработаны блок-схемы табличного и алгоритмического вида с обобщённым теоретическим материалом; дидактический материал, расположенный по принципу от простого к сложному, который поможет учащимся самостоятельно или под руководством учителя эффективно подготовиться к выполнению задания. Для сильных учащихся предусмотрены задания повышенной сложности. А также сборник заданий, аналогичный заданиям КИМов от 20 до 40 упражнений. Предлагаемая система работы может быть использована на уроках-практикумах, консультациях как групповая, так и индивидуальная формы работы.
Цели и задачи практикума:
-выявить наиболее западающие темы каждого учащегося и класса в целом по русскому языку;
-скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
-выработать траекторию подготовки каждого учащегося и класса в целом, согласно мониторингу;
-отработать наиболее западающие темы;
-обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс (5-9 кл.) согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
-подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Вот так выглядит обобщённый теоретический материал по теме «Орфоэпия. Орфоэпические нормы».
Орфоэпические нормы. Теоретический блок.
Орфоэпия – (орфо – правильно, эпос – говорю) – раздел науки о языке, изучающий ударение и произношение слов.
Орфоэпическим нормам подчиняются произношение звуков речи, постановка ударения.
Орфоэпические нормы – это правила звукового оформления слов, частей слов, предложений, т.е. правила произношения звуков, постановки ударения, использования интонации.
Среди орфоэпических норм выделяются:
– нормы произношения (произносительные нормы) – правила произношения звуков (афера, а не афёра, бу[тэ]рброд, а не бу[т’э]рброд;
– нормы ударения (акцентологические нормы) – правила постановки ударения (алфавит, а не алфавит, досуг, а не досуг);
– нормы использования интонации – (интонационные нормы) – правила интонирования речи.
Соблюдение единообразия в произношении звуков и постановке ударения имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается неправильным произнесением, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Нормативное произношение слов фиксируется в орфоэпических словарях.
Нормативное произношение слов, нормативное ударение и интонирование речи регулируется определёнными правилами, которых надо придерживаться, чтобы не выйти за рамки общепринятого, а, следовательно, и общепонятного русского литературного языка.
Обратите внимание на ударение в формах глагола прошедшего времени:
Понять понял поняла поняло поняли.
Начать начал начала начало начали.

Слова, вызывающие наибольшее количество ошибок произношения:
Августовский (доп. августовский), агент, агрономия, алиби, алкоголь, алфавит, аналог, апартаменты, аргумент, арест, аристократия, ассиметрия, а[ф’э]ра, аэропорты; баловать, балованный, баржа (доп. баржа), бармен, белёсый (доп. белесый), бензопровод, берёста (береста), бескорыстный, блёклый (доп. блеклый), блокировать, бомбардировать, бюрократия; валежник, валовой, введший, введённый, ветеринария, вероисповедание, вился, вложить, вовремя (нар.), во время (пред.), вогнутый, ворота, воспринять, втридорога, выговоры, высоко (доп. высоко); газопровод, галан[т’э]рея, гастрономия, генезис, гербовой, голо[л’э]дица, грена[д’э]р, гористый, группировать; двоюродный, двусоставное, дефис, джентльмен, диалог, диви[д’э]нд, ди-джей, диспансер, добела, добыча, догмат, договор, договорённость, догола, документ, доложить, домовая (книга), донельзя, досуг, досуха, доцент, дочерна, дрофа, дремота, духовник; еретик, жалюзи, жёлчь (доп. желчь); завидно, завсегдатай, загнутый, заговор (тайное соглашение), заговор (заклинание), загодя, задать, задолго, закупорить, залить, замкнутый, заплесневеть, запломбировать, запорошить, звонить, знамение, значимый, зубчатый; избаловать, издавна, изобретение, изредка, иконопись, иначе, инструмент, искони, искра, исподволь, исповедание; камбала, каталог, каучук, кашлянуть, квартал, километр, кладовая, коклюш, комбайнер, корысть, красивее, кремень; ломота; магазин, мастерски, маркетинг, медикаменты, мелкооптовый, мизерный, мозаичный, мусоропровод, мытарство; надолго.
3. Спецкурс по языку русскому «Комплексный анализ текста» (10 класс). «Языковые нормы. Комплексный анализ текста. Рецензирование текста» (11 класс) для учащихся физико - математического профиля (1 час в неделю в 10 классе, 2 часа в неделю в 11 классе). Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Комплексный анализ текста» и «Подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Курс «Комплексный анализ текста» и « Языковые нормы. Комплексный анализ текста. Рецензирование текста» рассчитан на учащихся  10-11 класса общеобразовательного, химико-биологического и физико-математического профилей. . 
Так как в старших классах общеобразовательного и профильного (не гуманитарного) уровней на изучение русского языка отводится соответственно 1 час; то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным.
Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.
Повторение проводится по основным разделам русского языка:
-лексика;
-фонетика;
-морфемика и словообразование;
-орфография и морфология;
-синтаксис;
-пунктуация;
-языковые нормы.
А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и  умение создавать текст  в жанре рецензии или эссе.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).
Продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
-рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь)  и т. д.);
-беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»);
-работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»);
-анализ таблицы (например, при повторении  темы «Н и НН в различных частях речи»).
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.
4. Внеурочные консультации по повторению и систематизации материала, по выявленным пробелам в знаниях по результатам мониторингов (индивидуальные и групповые).
Технология педагогического мониторинга при подготовке учащихся к ЕГЭ позволяет оценить уровень знаний, умений и навыков по предмету как отдельного ученика, так и класса в целом, а затем спланировать учебный процесс на достижение конкретного результата для каждого конкретного ученика. На основании выявленных уровней знаний по предмету выстраивается индивидуальная траектория занятий с учащимися по подготовке к экзамену. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к учащимся. Текущий мониторинг осуществляется по блокам заданий, учащиеся выполняют 5-10 вариантов по КИМ с обьяснением, учитель проверяет и выявляет пробелы, по необходимости задания дублируются. Итоговый мониторинг выявляет общую картину, отсюда и конкретные решения по ликвидации пробелов в знаниях.
На хорошем уровне выполняются задания по работе с текстом . Низкий уровень знаний показывают обучающиеся по разделу «Лексика», также слабо отработаны умения синтаксического анализа предложения, пунктуации в простом осложнённом предложении, бессоюзном сложном предложении, в сложном предложении с разными видами связи. После проведённого анализа появилась необходимость более индивидуальной работы.
Каждый учащийся анализирует свои результаты, делает работу над ошибками, дублирует выполнение заданий своего варианта. В течение недельного « погружения» ученик обязан показать и рассказать обо всех учебных пособиях, интернет- сайтах, которыми он пользуется при решении тестов, когда готовится к ЕГЭ самостоятельно. Одновременно проводятся консультации и для родителей.
Особое внимание обращаю на выполнение заданий, связанных с разделом «Лексика». При изучении лексики особую роль играет расширение словарного запаса обучающихся. В данном случае целесообразно использование возможностей литературы, а именно: составление кроссвордов , определение лексического значения слов из определенного художественного текста, особенно устаревших или неизвестных ученикам.
Дополнительные занятия с учащимися после уроков позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями. Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов, таблиц и схем, алгоритмов.                                                                                                Особое внимание уделяю части С.  При подготовке к написанию сочинения  учащиеся пользуются  учебно-методическим пособием  Е.А. Сениной, А.Г. Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».  
 Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по поднимаемым в них проблемам можно разделить на несколько групп, Я предлагаю обучающимся эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы нравственности и т.д. Затем мы определяем вытекающие из этих глобальных проблем более частные, и по ним учимся писать вступление, заключение, подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому конкретному материалу, т.е. тексту.
После того, как совместно с детьми разобраны и обсуждены вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный практический материал.
Кроме того, при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику, находим связи с современностью, отвечаем на проблемные вопросы.
     Следующий этап работы - репетиционный (пробный школьный экзамен) и последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ, выявление недочетов.
            Такая система работы по подготовке к Единому государственному экзамену помогает скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662*(5).
Год
Средний балл по ЕГЭ
русский язык

Выше по региону
русский язык

Максимальный балл по ЕГЭ
русский язык


2010
68,4
9,2
95

2011
66,1
2,7
95

2013
61,5
-
90

2014
72,6
4,4
98


            Чтобы подготовиться к ЕГЭ, нужна ежедневная, кропотливая работа, только тогда можно достичь нужного результата. Поэтому учащиеся должны осознать важность и нужность системной работы по подготовке к экзамену.
   Примечание:
В МОАУ «Гимназия №1 г. Новотроицка» работаю с сентября 2016 года. Публикуемый материал охватывает период работы учителя в МОАУ «Лицей №1 г. Новотроицка Оренбургской области»                                                                                 


 


jђ Заголовок 1jђ Заголовок 215