Рабочая программа элективного курса «География Ставропольского края» для 6 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» поселка Комсомолец
Кировского района Ставропольского края


СОГЛАСОВАНО
протокол заседания
методического объединения
учителей естественных наук
от 29.08.2014 г №1
рук. МО учителей естественных наук
__________В. В. Маршанина

СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по ИУП
МБОУ СОШ № 6
пос. Комсомолец
_______Г.В.Мордвинкина

УТВЕРЖДЕНА
на заседании
педагогического совета
протокол от 29.08.2014 г №1
Председатель ПС,
директор МБОУ СОШ № 6
пос. Комсомолец
__________И.А.Леушина






Рабочая программа элективного курса
«География Ставропольского края»
для 6 класса
на 2014-2015 уч. год




Составитель: учитель
географии высшей
квалификационной категории
МБОУ СОШ №6 пос. Комсомолец
Ермакова Т. И.











Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы
Л. И. Черкашиной «Природа Ставропольского края.

глубь недр пойму и сроки углублю,
И с гордостью скажу родному краю:
Люблю и знаю! Знаю и люблю!
И тем полней люблю, чем глубже знаю.
Ю.К.Ефремов.

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа элективного курса «География Ставропольского края» составлена на основе авторской программы Л. И. Черкашиной «Природа Ставропольского края» и является частью курса географического краеведения для общеобразовательных учебных заведений Ставропольского края (68 часов) и предназначена для учащихся 6-8-х классов.
Содержание спецкурса позволяет познакомить учащихся с физической географией Ставропольского края, а практические исследования расширяют географические знания по курсу. Рассматривая особенности географического положения, рельефа и геологического строения, климата и внутренних вод, почв, растительности и животного мира, ландшафтов края, а также, знакомясь с экологическими проблемами края, школьники получают систему знаний о территории, на которой проживают как о целостном географическом регионе в составе страны.
Актуальность представленной программы проявляется в непрерывной связи географической науки с практикой, окружающей действительностью.

Цели рабочей программы «География Ставропольского края»:
формирование у школьников знаний о природе родного края, района, своего населенного пункта;
активизация познавательной деятельности учащихся;
развитие интереса к изучению родного края;
создание условий для развития навыков исследовательской работы при изучение территории своей местности, развитие умений работать в сотрудничестве на основе эвристической деятельности;
воспитание чувства патриотизма, экологическое просвещение (образование и воспитание), воспитание люби к своему народу и малой родине;
Программа данного спецкурса обобщает и расширяет знания учащихся, полученные при изучении физической географии 6,8 класса. Этот курс может иметь существенное образовательное значение для изучения географии своего края, играет важную роль в повышении научного уровня обучения географии.
Предусматриваются теоретические и практические занятия, экскурсии, работы на местности, консультирование школьников, занимающихся исследовательской работой. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную и коллективную) работу учащихся.
Данная программа призвана способствовать познавательным, нравственным и
воспитательным задачам школ края, расширять и углублять кругозор учеников области географии.


Задачами программы являются:
Сформировать географический образ своего края в его многообразии и взаимодействии компонентов природы, научить сравнивать его с другими регионами России.
Вооружать школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации краеведческого характера.
Развивать представления о своём географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специальные процессы и явления.
Воспитание чувства патриотизма.
Представленная программа рассчитана на 17 часов.
В программе представлен обязательный минимум содержания физической географии Ставропольского края и требования к уровню подготовки учащихся.

Учебно-тематический план.

№ п/п
Название темы
Всего

1.
Введение.
1

2.
Географическое положение.
1

3.
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.
3

4.
Климат и агроклиматические ресурсы.
2

5.
Внутренние воды.
2

6.
Почвы.
2

7.
Растительный мир.
1

8.
Животный мир.
1

9.
Ландшафты края.
1

10.
Экологические проблемы края.
2

11.
Заключение.
1











Раздел 2. Содержание учебного курса.

Введение. (1 час)
Что изучает география Ставропольского края.
Тема 1. Географическое положение. (1 час)
Географическое положение края, района, своего населённого пункта. Площадь. Границы.
Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (3 часа)
Главные черты рельефа края, своего района. Геологическая летопись края. Развитие рельефа. Полезные ископаемые края, своего района.
Тема 3. Климат и агроклиматические ресурсы. (2 часа)
Климатообразующие факторы. Климатическая карта Ставропольского края (характеристика сезонов года). Неблагоприятные климатические явления. Климатические районы и агроклиматические ресурсы.
Тема 4. Внутренние воды. (2 часа)
Общая характеристика внутренних вод края, своего района. Главные речные системы, водораздел, бассейны. Роль рек в развитии сельского хозяйства края, своего района.
Тема 5. Почвы. (2 часа)
Почва – особый компонент природы. Основные типы почв края, своего района. Зона каштановых почв. Зона чернозёмных почв. Плодородие и охрана почв.
Тема 6. Растительный мир. (1 час)
Растительный покров. Карта растительности. Типы растительности на Ставрополье: растительность полупустынь, степей, лесостепей и пойм. Охрана растительности в крае.
Тема 7. Животный мир. (1 час)
Животные Ставрополья. Фауна полупустынь, степей, лесов, среднегорий и водоёмов.
Тема 8. Ландшафты края. (2часа)
Ландшафты края, своего района.
Тема 9. Экологические проблемы края. (2 часа)
Экологическая обстановка в крае. Экологические проблемы. Мероприятия по охране природы. Особо охраняемы территории.
Заключение. (1 час)

Требования к уровню подготовки учащихся.

НАЗЫВАТЬ И (ИЛИ) ПОКАЗЫВАТЬ:
Крайние точки и пограничные территории.
Основные формы рельефа края.
Тектонические структуры края, крупные месторождения полезных ископаемых края.
Стихийные явления, связанные с внутренними и внешними процессами в крае.
Тип климата, погоды на территории края и их признаки, климатообразующие факторы.
Стихийные климатические явления края,
Водные ресурсы края: крупные реки и озёра.
Редкие и исчезающие виды животных и растений в Ставропольском крае.
ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ:
Крайние точки и их координаты.
Расстояния в километрах и градусах протяженности Ставропольского края с севера на юг и с запада на восток.
по приборам в своей местности атмосферное давление, температуру, количество осадков.
направления по картам Ставропольского края и компасу.
ОПИСЫВАТЬ:
погоду своей местности.
Речные системы крупных рек края и своего населенного пункта.
ландшафты своего населённого пункта, края (по репродукциям картин, фотографиям).
ОБЪЯСНЯТЬ:
связь между тектоническим строением края и его рельефом.
особенности климата в крае.
зависимость речной сети от климата в крае.
закономерности в изменении почв.
ОЦЕНИВАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ:
развитие эрозионных процессов.
тенденцию изменения плодородия почв в крае.
изменение видового состава растительности и животного мира в крае.
состояние и использование водных, минеральных, биологических ресурсов края.

















Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

№ п/
п
Название темы урока
Кол-во
час.
Тип урока
Планируемые результаты
Домашнее задание

Введение 1 час.

1.
Введение.
1
Урок-презентация

По выбору-реклама природы края.

Географическое положение. 1 час


2.
Географическое положение Ставропольского края, своего района.
1
Урок изучения нового материала.

Знать край-ние точки и их координа-ты, соседи
первого и второго по-рядка.
Рефераты учащихся.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. 3 часа

3.
Главные черты рельефа.
1
Урок изучения нового материала.

Уметь показывать на карте основные формы рель-ефа и выс-шие точки


4.

Развитие рельефа.
1
Урок - лекция.

Объяснять зависимость между формами рельефа, тектоническими структурами и полезными ископаемыми


5.
Полезные ископаемые края, своего района.
1
Урок изучения нового материала.

Знать усло- вия форми-рования полезных ископаемых края, уметь находить на карте их местораспо-ложение.


Климат и агроклиматические ресурсы. 2 часа

6.
Климатообразующие факторы. Климатическая карта края.
1
Урок изучения нового материала.

Знать факто-ры, опреде-ляющие климат края
Составление схемы – климатообр.факторы.


7.
Неблагоприятные климатические явления агроклиматические ресурсы
1
Урок - лекция.

Оценивать климат.пока-затели для
Хозяйствен-ной деятель-ности населения края


Внутренние воды. 2 час

8.
Внутренние воды края, своего района.
1
Урок изучения нового материа-ла с использова-нием ЛОС.

ЛОС

9.
Роль рек в развитии сельского хозяйства края, своего района.

1
Урок изучения нового материала.




Почвы. 2 часа

10
Почвы – одно из важнейших природных богатств края.
1
Модульный урок.
Знать типы почв, их ресурсный потенциал.


11
Основные типы почв края, своего района. Плодородие и охрана почв.

Урок изучения нового материала.




Растительный мир. 1 час

12
Растительный покров Ставропольского края, своего района.
1
Урок – презентация.
Знать видовой состав расти-тельности края,своего района.


Животный мир. 1 час

13
Животные Ставрополья.
1
Урок-презентация.
Знать видо-вой состав животных края, своего района.


Ландшафты края. 1час

14
Типичные ландшафты края.
1
Урок изучения нового материа-ла с использова-нием ЛОС.
Знать природные комплексы края.
ЛОС

Экологические проблемы края. 2 часа

15
Экологические проблемы края.

1
Урок-конференция.
Знать меры по охране, заповедники, заказники и особо охраняемые территории


16
Пути решения экологических проблем.
1

Уметь определять пути решения экологических проблем


Заключение.

17
Обобщающее повторение курса «География Ставропольского края»
1





Раздел. 4. ЛИТЕРАТУРА
1. Бутенко Н.И., Савельева В.В., Шальнев В.А.. Физическая география Ставропольского края, Ставрополь, 2000г.
2. Белозёров В.С., Магомедов К.А.. Экономическая и социальная география Ставропольского края. 9 класс, Ставрополь,1987г.
3. Ивановский В.А., Ивановский В.В.. Ставропольский край. Занимательные вопросы и краткие ответы. Ставрополь,1999г.
4. Ивановский В.А., Ивановский В.В.. География Ставропольского края. Начальный курс. Ставрополь,1999г.
5. Круглов А.И. Задачник по краеведению. Ставропольское книжное издательство,1999г.
6. Савельева В.В., Магомедов К.А.. География Ставропольского края, Ставропольское книжное издательство,1987г.
7. Физическая география Ставропольского края, под ред. Савельевой В.В., Шальнева В.А., СКИПКРО, 1995г.
8. Экология Ставропольского края.9 – 11 классы. Под ред. Вишняковой В.Ф., Ставрополь,2000г.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15