Рабочая программа по курсу «География родного края» для 6 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Болотня «Утверждаю» «Согласовано» Директор МБОУ СОШ д.Болотня зам. директора по УВР ____________________ _____________________
/Краснобаева Л.В./ /Будникова И.В./ «____» _____________ 20___ г. «____» _________ 20___ г.

Рабочая программа
учебного курса
по курсу
«География родного края»
для 6 класса
Будникова И.В. –
учитель высшей категории
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии. 6-9 классы. Использована авторская программы по географии 5-9 классы под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин (М.: Дрофа, 2012.), тематического планирования по предмету «География родного края» 6 класс - Ахромеева Л.М.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитывающего потенциала;
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что в последние десятилетия обострилось противоречие между природой и обществом, возникло множество экологических проблем, не только глобального, но и регионального, областного, районного уровня. Успешное решение экологических проблем зависит от экологической культуры каждого человека, деятельность которого проявляется сейчас, будет, проявляется через год или десятилетия в определенном регионе страны, в своем городе, поселке, деревне. Осуществить экологическое воспитание и образование в основной школе, признан курс «Географии родного края». Начинать учить любить и охранять природу надо с родного края, с близких и дорогих для каждого ученика объектов природы.
Краеведческий принцип построения курса позволит лучше познать природу родного края, увидеть ее красоту, осмыслить зависимость производственной деятельности человека от местной природы, ее ресурсного потенциала, познакомиться с природоохранной деятельностью, принять активное участие в полезных практических делах.
Обособленное изучение своего региона необходимо в современных условиях, когда в экономике страны складываются рыночные отношения, когда реальной стала власть на местах, но вот учет природно-экологических условий при планировании экономических, социальных задач, не всегда бывает четкий и грамотный. Необходимо научить школьников не только ценить природные богатства, но и знать их экономический эквивалент в денежном или другом реальном выражении. Современный молодой человек должен знать не только то, что можно изготовить из древесины, сколько стоит 1 куб. метр древесины, но и сколько лет пройдет, прежде чем молодая посадка превратится в деловую древесину, и может дать реальный доход для экономики региона. Полезно показывать, что может дать или дает (экономически) использование отходов на лесосеках и лесозаготовках и пр. Современный школьник должен себе представлять реальное выражение объема или стоимости вреда, приносимого сточными водами, уметь обосновать выгодность строительства очистных сооружений. Таких эколого-экономических проблем много, решение данных проблем позволит осуществить практико-ориентированный подход в организации регионального курса «Природа родного края».
Данный курс построен с учетом краеведческой составляющей. Сейчас мало учить на словах, обучение необходимо строить на конкретном природном материале. Мало – услышать в кабинете, нужно – посмотреть, понять, исследовать в окружающей природе. Для этого необходимо отказаться от сложившихся стереотипов в преподавании географии. Отсюда возникает необходимость проведения целого комплекса географических экскурсий, применения новых форм обучения географии используя краеведческий материал.
Главные задачи курса «География своего края» – сформировать у учащихся знания о природе родного края. Подвести школьников к пониманию своего отношения к окружающей природной среде, тем самым способствовать формированию активной жизненной позиции человека, который может не только адаптироваться к окружающей среде, но и рационально ее использовать и охранять.
В основе изучения предмета заложен краеведческий принцип, позволяющий развивать самостоятельность учащихся, самостоятельно исследовать природные или хозяйственные объекты, приобретать навыки, необходимые в дальнейшей жизни, расширяет кругозор и способствует приобретению более прочные общегеографических знаний.
Практические работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию прочных географических знаний, умений и навыков, осуществлять деятельностный подход в изучении предмета.
Материал о природе родного края, хозяйственной деятельности населения, используемый на уроке в качестве примеров и иллюстраций, имеет большие возможности для практического применения знаний, являясь практико-ориентированным.
Данный курс способствует осуществлению преемственности географических знаний, обеспечивая взаимосвязь изучаемого программного материала по географии со знаниями, умениями и навыками, которые школьники приобретут в результате исследования объектов природы и хозяйственной деятельности родного края.
Курс «География родного края» имеет большую профориентационную направленность.
Материал данного курса несет огромный воспитательный потенциал, способствует воспитанию любви к своему краю, своей малой Родине, формирование экологической культуры, привитие уважения и гордости за героическое прошлое и настоящее своего региона, уважение к людям трудящемся в своей деревне, в районе, области.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения курса «География родного края» ученик должен
Знать/понимать
основные географические понятия и термины;
различия в хозяйственном освоении разных территорий;
особенности географического положения, административно-территориального устройства Брянской области;
экологические проблемы природного и антропогенного характера на территории своего края;
меры по охране природы, защиты людей от стихийных природных явлений.
Уметь
устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и их использованием;
выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить источники и анализировать информацию, необходимую для изучения гео. объектов и явлений на территории своего края;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов;
составлять краткую географическую характеристику территории на основе различных источников информации;
определять на картах географическое положение своей области, района, деревни;
применять приборы при составлении характеристик компонентов природной среды.
Использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности и в повседневной жизни
чтение карт различного содержания;
учет фенологических изменений в природе своей местности;
проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями;
учет изменений природных компонентов в результате природных и антропогенных воздействий, оценка этих воздействий;
наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
В курсе «География родного края» предусмотрено 6 практических работ, 4 экскурсии.
Учебно-методический комплект:
География родного края. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. Ахромеева Л.М.- Брянск.: Курсив, 2012.
Ахромеев Л.М. Природа Брянщины в вопросах и ответах. Учебно-справочное издание.- Брянск: Курсив, 2000.
Изучение географии Брянской области. методические рекомендации. –Брянск:2007.
№ урока Тема урока Требования к уровню подготовки учащихся Практические работы, практикум, экскурсии Оборудование к уроку Дополнительный материал уроку Домашнее задание Дата проведе-
ния
ВВЕДЕНИЕ (1 часа)
1 (1) Кто живет нашей местности. Язык. Обычаи Знать о народах населяющих Брянскую область, Клетнянский район. Древние поселения, старинные города, численность и особенности плотности населения. Знаменитые люди Брянской земли (земляки – поэты, герои Вов и др.) Обычаи населения. Экскурсия
В школьный краеведческий музей Экспонаты школьного музея Презентация «Клетня», «В земле наши корни» Сообщение
«история возникновения д. Болотня» Тема I. Наш край на глобусе и карте (5 часа)
2 (1) Физико-географическое положение Брянской области Знать особенности ФГП Брянской области, крайние точки, протяженность. Уметь находить и давать характеристику ФГР Брянской области на физической карте России Практикум: Составить картосхему ФГП Брянской области, указать области и государства с которыми граничит область на севере, востоке, юге и западе Физическая, политико-административная карта России, физическая карта Брянской области Диск CD «Физ.география Брянской области» § 1 3 (2) Клетнянский район на карте Брянской области. Знать особенности гео. положения своего района, пограничные районы. Уметь показывать положение Клетнянского района на карте Брянской области Практикум: Составить картосхему ГП Клетнянского района, указать пограничные районы Физическая карта Брянской области Рабочий лист №1 «ГП Клетнянского района! Р.Л. №1,
картосхема 4 (3) Своя деревня на карте и плане. Практическая работа №1 «Работа на местности по определению азимутов, направлений, расстояний» Уметь определять положение д. Болотня на карте Брянской области, определять азимуты, расстояния и направления на местности» Практическая работа №1 работа на местности с компасом Картосхема Клетнянского района Резельтаты Пр.р.№1 5 (4) Географическая карта – источник информации. Практическая работа №2 «Определение по карте координат г. Брянска, абсолютных высот территории области» Уметь анализировать физическую карту России, определять координаты заданной точки (г.Брянск). Практическая работа №2: Определять по гео. Карте координаты Брянска, крайних точек Брянской области, абсолютной высоты территории. Физическая карта России, физ.карта «Брянской области» Отчет по практической работе 6 (5) Времена года в родном краю. Экскурсия «Сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира»
Знать особенности сезонов года в своем краю, фенологические сроки наступления осени, зимы, весны, лета
Уметь определять сезонные изменения в природе. Экскурсия «Сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира-осень»
Отчет по экскурсии Тема II. Откуда есть пошла земля Брянская ( 4 часа)
7 (1) Брянск – древний город русского государства Знать историю возникновения, основные вехи развития Брянска. Физическая карта России
Физ.карта Брянской области Презентация
«Брянск»
Атлас «Брянская область» Исследовательская работа «История деревни Болотня» 8 (2) Откуда есть пошла земля Клетнянская. Знать историю возникновения Клетни, района, прошлое и настоящее своего края Физ.карта Брянской области Презентация
«Клетня»
Реферат «История Клетни»
Подготовка к защите исслед. Работы 9 (3) Здесь наши корни. История возникновения д. Болотня. Знать историю возникновения д. Болотня, прошлое и настоящее своего края.
Уметь защищать исследовательскую работу Защита исследовательской работы Картосхема «Клетнянского района» Презентация «В земле наши корни» «Отчий край» 10 (4) Топонимика Брянской области и своего района. Уметь называть и показывать на карте крупные города, ПГТ области, крупные села и деревни Клетнянского района Краеведческий практикум по карте:
Составление картосхемы топонимов Брянской области и Клетнянского района Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянского района» Кроссворд
«Города Брянского края» Тема III. Особенности природы Брянской области (15 часов)
11 (1) Особенности геологического строения Брянской области и Клетнянского района Знать особенности геологического строения области, района Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянского района» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Рабочий лист №1 § 2
Р.Л.№1 12 (2) Полезные ископаемые Знать типы полезных ископаемых Брянской области.
Уметь определять горные породы по образцам.
Уметь определять экологические проблемы области, района, возникающих при добыче и нерациональном использовании горных пород. Краеведческий практикум Знакомство с образцами осадочных (органических, обломочных) горных пород. Определение горных пород Клетнянского района (по образцам собранным на осенней экскурсии). Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянского района» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Рабочий лист №1 § 3
Р.Л.№1 13 (3) Рельеф Знать особенности рельефа, условия его формирования в пределах области, района. Уметь определять положение своего края в пределах равнины. Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Рабочий лист №1 § 4
Р.Л.№1 14 (4) Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда, деятельность человекаУметь определять влияние внешних процессов на рельеф своей местности, предсказывать последствия антропогенного воздействия на рельеф. Уметь объяснять экологические проблемы, связанные с изменением рельефа своей местности – овраги, распашка склонов, карстовые прогибы и др. Конкретизация знаний об эндогенных и антропогенных процессах на основе знаний о процессах формирующих рельеф своей местности (деятельность текучих вод, ледниковые формы рельефа, карстовые процессы, формы рельефа созданные руками человека).
Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Рабочий лист №1 Экологический мониторинг изменения рельефа своей местности 15(5) Практическая работа №3 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)» Уметь объяснять последствия антропогенного влияния на земную кору. Практическая работа №3 «Определение и объяснение изменений земной коры под влиянием хоз. деятельности» (на местности) Отчет по практ. работе 16 (6) Особенности климата. Знать характеристики климата Брянской области и Клетнянского района.
Практикум
Определение амплитуды, средней температуры за месяц,.Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Рабочий лист №1 § 5 17 (7) Сезоны года. Уметь определять сезоны года. Находить примеры описания сезонов года в произведениях поэтов, художников БрянщиныЭкскурсия
«Сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира- зима»
§6, Подбор стихов, отрывков прозы, репродукция о временах года 18 (8) Особенности погоды. Практическая работа №4 «Наблюдение за облаками, облачностью, зарисовки облаков, описание погоды, построение розы ветров, диаграмм облачности» Практическая часть выполняется с использованием местного материала, по данным календаря погоды. Практическая работа №4 «Наблюдение за облаками, облачностью, зарисовки облаков, описание погоды, построение розы ветров, диаграмм облачности» Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Рабочий лист №2 § 7
Отчет по Пр. работе 19 (9) Воды суши. Реки своего края. Знать крупные реки области и района. Уметь давать характеристику реки Надва с учетом краеведческого материала (характер течения, тип, питание, режим, к бассейну какого океана относится, хозяйственное использование, эко проблемы) Практикум:
Определение по картам крупных рек области и района. Изучение речной долины на основе знаний о реке Надва. Определение принадлежность реки речному бассейну, зависимость течения реки от рельефа, тип питания, режим реки и хозяйственное значение. Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Рабочий лист №2 § 8
Раб. Лист №2 20 (10) Озера. Искусственные водоемы. Знать крупные озера и искусственные водоемы области, района.
Уметь давать им характеристику на основе краеведческого материала.
Определение по картам озер и искусственных водоемов области и района. Определение типа использования вод, типичные проблемы замкнутых водоемов. Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Рабочий лист №2 § 9
Раб. Лист №2 21 (11) Болота и подземные воды Знать типы болот своей местности, особенности подземных вод их использование и охрана. Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Рабочий лист №2 § 10
Раб. Лист №2
Творческое задание «Живи родник»-форма произвольная 22 (12) Почвы. Практическая работа №5 «Описание изменений природы в зависимости от численности и хозяйственной освоенности территории на примере своей местности» Знать типы почв Брянской области и их основные характеристики. Уметь объяснять связь особенностей растительности, сельскохозяйственного освоения с особенностями почвенного покрова. Рассматриваться вопросы загрязнения, эрозии почв, необходимость ее охраны. Практическая работа на местности №5 Определять типы почв своей местности, указывать их плодородие, составлять почвенный разреза (на примере дерново-подзолистой почвы). Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Рабочий лист №2 § 11
23 (13) Растительный мир Брянщины и своего района. Знать тип растительности области, района; использование его человеком и проблемы возникающие при использовании леса. Определение по картам лесных угодий Клетнянского района. Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Рабочий лист №3 § 12 Р.Л.№3
Творческое задание «Во славу Клетнянского леса!»-
24 (14) Животный мир Брянщины и своего района Знать представителей животного мира области, района. Уметь обосновывать суждение о необходимости охраны животного мира Определение по картинках и фото представителей фауны области и района Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Рабочий лист №2 § 13 Р.Л.№3
Презентация (сообщение) «Клетнянские краснокнижники»
25 (15) Естественные и антропогенные ландшафты.
Практическая работа №6 «Ознакомление с наиболее распространенным ПК своей местности» Уметь определять ПК своей местности, находить сочетание компонентов природы в природном комплексе на примере ПК смешанного леса. Практическая работа №6 на местности по инструктивным карточкам.
Составление схемы ПК и взаимосвязь компонентов на примере смешанного леса § 14
Отчет по Пр. работе
Тема VI. Охрана природы и рациональное природопользование на территории Брянского края (6часов)
26 (1) Охраняемые природные территории и объекты Знать охраняемые природные объекты Брянщины и Клетнянского района Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Рабочий лист №2 § 15
Сообщение «Клетнянский заказник»
27 (2) Заповедник «Брянский лес» Знать отличия охраняемых территорий заповедник и заказник. Уметь определят охраняемые объекты флоры и фауны заповедника Заочное путешествие Физ.карта Брянской области Диск CD «Физ.география Брянской области»
Презентация «Заповедник Брянский лес» Сообщение «Клетнянский заказник»
28 (4) Клетнянский заказник Знать особенности функционирования заказника на территории района. Уметь определять проблемы Клетнянского заказника и предлагать пути их решения Заочное путешествие, защита сообщения (презентации) Картосхема «Клетнянский район» Презентация «Их нужно спасти»- экологический плакат –творческое задание 29 (5) Современная экологическая ситуация Знать экологические проблемы края, причины их возникновения.
Уметь находить рациональные пути решения экологических проблем Физ.карта Брянской области Диск CD «экологическая ситуация в Брянской области» §16 30 (6) Рациональное природопользование на территории своего края Уметь характеризовать показатели рационального природопользования Физ.карта Брянской области Диск CD «экологическая ситуация в Брянской области» Творч. Работа «Мой край в будущем» Тема VII. Население Брянского края (4часа)
31 (1) Население Брянского края Знать особенности населения края. Состав, основные показатели.
Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Рабочий лист №2 § 17 32 (2) Экскурсия в районный краеведческий музей Экскурсия в районный краеведческий музей Сообщение «Клетнянский заказник»
33 (3) Влияние природы на особенности
Жизни и хозяйственную деятельность населения в своей местности. Уметь рассматривать влияние природы на особенности занятия населения своего края (сельское хозяйство, лесное хозяйство, отрасли переработки продукции сельского хозяйства и деревообработка и пр.), обратное влияние: человек – природа. Урок-конференция «Традиции населения Клетнянского района» Диск CD «Физ.география Брянской области»
Презентация «Народные промыслы» «Моя родословная» 34 (4) Обобщающий урок по курсу «География родного края» Урок-игра 35 (5) Резервный урок
Количество часов на изучение в 6 классе - 35; количество часов в неделю - 1, практических работ –6 , экскурсий -4, резервное время – 1 час.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны:
знать:
специфику географического положения и административно – территориального устройства Российской Федерации;
особенности природы России (рельеф, климат, почвы, внутренние воды, природно – хозяйственные зоны);
особенности природы Ярославской области;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям природы, ее влияния на формирование культур народов России;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности;
проведение самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы Ярославской области;
решение практических задач по определению качества окружающей среды Ярославской области, ее использованию, сохранению и улучшению.