Исследовательская работа на тему Мои земляки в годы Великой Отечественной войны
Районная научно-практическая конференция младших школьников
«Мир глазами детей»
Доклад на тему: «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны»
Выполнила
Потапкина Светлана Сергеевна
Учащаяся 4 класса
МБОУ «Красивская СОШ»
Руководитель
Живнина Римма Борисовна
Учитель начальных классов
(I категория)
Красивка 2015
План
Введение
1 Основная часть
1.1 «Они сражались за Родину».
1.2. «Труженики тыла».
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Я знаю поздно или рано,
Лавиной в сердце хлынет грусть,
Уйдут из жизни ветераны
И вздрогнет горестная Русь!
Не потому, что тяжко будет,
Без дедов продолжать житье,
А потому, что эти люди
Из пепла вынесли её».
(Автор неизвестен)
Всё дальше от нас годы войны. Сегодня сидят за партами правнуки тех, кто воевал, кто отдал свои жизни за мир, за свободу за то, чтобы мы были на земле. За все послевоенные годы про войну было написано так много, что не хватит целой книги, чтоб только перечислить названия произведений о войне.
Но эта тема никогда не перестаёт волновать людей, потому что в ней слились воедино история и память. Она живёт страшным, горьким воспоминанием, и каждый год алеют тюльпаны на могилах погибших воинов, возле памятников и монументов Вечной Славы, как символ пролитой на войне крови, как символ нашей памяти. Есть люди, чьи имена у нас на слуху: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков.
Но эти великие полководцы ничего бы не стоили без своих солдат, чудо богатырей, до конца стоявших на поле брани, живота не жалевших в боях за святую Русь – матушку. Россия всегда была сильна мужеством солдата, готовностью каждого русского стать солдатом в черную годину войны.
Совсем скоро мы будем праздновать 70-летие Великой Победы. Великая Отечественная война. У каждого народа есть свои любимые герои, о которых слагаются песни, легенды, были Кто они? Я пытаюсь рассмотреть их лица. Сколько их?! Герои-батыры, писатели, простые труженики, герои Великой Отечественной войны Герои войны какие они?
Лица, лица, лица. И судьбы. Одна непохожая на другую. Среди этих лиц, судеб я встречаю, лица своих земляков с удивительными судьбами. Утонченные черты лица, большие глаза, полные юношеского задора и огня Их жизнь, короткая, но яркая останется в памяти народа на века. В последнее время в средствах массовой информации очень часто освящается проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг помнить о тех суровых днях и героях войны. Все стремительнее уводит нас время от ужасов войны. Все меньше и меньше остается в селах и городах ветеранов Великой Отечественной, тружеников тыла. И тем значимее для нас, молодого поколения XXI века, живые воспоминания свидетелей той суровой эпохи.
История страны складывается из истории каждой семьи и отдельно взятого гражданина. Не все люди могут изменить историю государства, но внести свою посильную лепту в его благополучие обязан каждый. Любая эпоха откладывает отпечаток на человечество, на его характер, поступки, мировоззрение. Максим Горький говорил: «В жизни всегда есть место подвигу». В годы Великой Отечественной войны эти слова были особенно актуальны. Я хочу рассказать о своих земляках, которые своими поступками ковали нелегкий путь победы и оставили героический след в истории государства.
В этом заключается практическое значение моей работы.
Цель работы: исследовать историю военных лет села Красивки, углубить и расширить свои знания о Великой Отечественной войне на основе судеб моих земляков.
Для достижения поставленной цели я реализовала следующие задачи:
- расширить свои знания о Великой Отечественной войне;
- из местных газет, фондов краеведческого музея узнать о земляках, участниках ВОВ, тружениках тыла;
- изучить литературу по данной теме;
.
Гипотеза: память о войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.
Актуальность: В Великой Отечественной войне погибло 26 600 советских людей. За это время:
Сколько бы людей стали счастливыми?
Сколько бы детей родилось?
Сколько бы хлеба посадили и убрали?
Сколько бы домов построили?
Как далеко бы ушла наука?
Как много бы выросло цветов и деревьев?
Никто на эти вопросы не знает ответов. Потому-то виной всему стала война. Великая Отечественная война закончилась почти 70 лет назад, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, писать, рисовать и чтить память о погибших на этой войне.
Объект исследования: мои земляки-участники ВОВ
Методы исследования: теоретические и практические.
I. Теоретические:
- изучение материалов школьного музея , информационных источников, фотодокументов;
- систематизация;
- обобщение
II. Практические:
- поиск;
- описание;
- сопоставление;
- анализ;
- осмысление.
Основная часть
1.1 «Они сражались за Родину».
С каждым днем все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. Много ли осталось на земле людей, помнящих эту войну?
Увы, живых участников событий осталась горстка. Память – великий дар природы. Но и она стирает эпизоды, годы, имена.
Из села Красивка Инжавинского района на фронт ушли 450 человек, вернулись с войны менее трети. Мы бережно храним память о фронтовиках. В школе действует Зал Боевой славы. В парке, заложенном в мае 1945 года, стоит обелиск павшим воинам. В 2005 году школьники заложили новый парк – в честь шестидесятой годовщины Победы. Каждый раз, когда мы обращаемся к памяти воинов Отечественной войны, мы заново переживаем те трагические и светлые моменты из истории страны.
Июнь 1941 года. Выпускники нашей школы отправились на фронт. Одиннадцать выпускников не вернулись с войны. Семья Мамоновых потеряла на войне четверых сыновей. Из воспоминаний учителей школы о них мы узнали, что все парни были трудолюбивые, веселые, умные, замечательные сыновья.
Умирают солдаты дважды:
От штыка или пули вражьей.
И спустя много лет в грядущем
От забывчивости живущих.
С первых дней войны мужчины села отправились на фронт. Наши земляки приняли участие в самых крупных сражениях, дошли до Берлина.
Ратников Павел Михайлович - в 1942 году был эвакуирован в Сталинград. Воевал на самом современном оружии -«Катюше» в Гвардейской части. Участвовал в сражениях на Орловско-Курской дуге, Корсунь - Шевченской операции. Участвовал в освобождении Польши, Берлина. За смелые действия, в результате которых он сумел обезвредить группу фашистов и привезти их на командный пункт, награжден медалью «За отвагу».
Филиппов Алексей Алексеевич - в годы тяжелейших испытаний в Великой Отечественной войне был среди первых добровольцев и показал яркий пример гражданственности. В 1941 году пытался выйти из окружения, был тяжело ранен и взят в плен. Гитлеровцы обрушили на наших солдат, оказавшихся в плену, нечеловеческие испытания. Алексей Алексеевич из фашистской тюрьмы был переведен в лагерь смерти. Фашистам не удалось сломить мужества нашего земляка. Среди пленных концлагеря он был примером несгибаемой воли.
Лушкин Владимир Михайлович - на фронт был призван в 1943 году. Принимал участие в боях за освобождение Украины в Львовской области. Немцы обещали независимость, если она будет с ними сотрудничать, но украинцы бились насмерть с фашистами и сами освободили себя от врага, воюя в рядах советской армии. Владимир Михайлович участвовал в боях за освобождение Польши.
Воевали и мои прадеды.
Воробьёв Степан Кириллович
Был призван в 1941 году. Прошёл всю войну, дошёл до Берлина. Награжден медалью «За боевые заслуги».
Потапкин Михаил Матвеевич геройски погиб в Польше в 1945 году.
Его имя высечено на обелиске вместе с именами наших односельчан. Которые погибли, защищая Родину.
На фронт уходили и учителя
Шурупов Леонид Сергеевич - в годы войны находился в частях Черноморского флота. Он был участником героической обороны Севастополя, освобождения Новороссийска, Николаева и Одессы. Он очень много рассказывал о войне ребятам, когда после мобилизации был назначен директором нашей школы
Тюменев Михаил Григорьевич (учитель математики)-служил в частях Авиации дальнего действия и прошел свой боевой путь до Польши. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени. Ребята любили своего учителя математики и после того, как он вышел на пенсию, не забывали его, навещали
«Нет, это горят не хаты,-
То юность моя в огне.
Идут на войну девчата,
Похожие на парней.»
У войны не женское лицо. Но умение, труд женщин нужны были фронту, и женщины села отправились на войну. Они были медсестрами, радистками, работали в санитарно-банных частях.
Попова Нина Федоровна - служила в зенитных войсках третьего Уральского фронта 736 полка в качестве радиста. Также охраняла ответственные участки от нападения с воздуха и наземных частей противника. Немцы бомбили узловую железную дорогу города Курска. При бомбежке в течение месяца ежедневно велись бои. Так было сбито два фашистских самолета. Фронтовые дороги Нины Федоровны прошли через реку Одер до Браславы. Награждена юбилейными медалями.
Лутонина Юлия Петровна-воевала в Белоруссии, форсировала реку Днепр.
Страницы из красноармейской книжки бойца Лутониной Ю. П.
1.2. «Труженники тыла».
«Труженики тыла»,- так их называют теперь. Но это был не просто труд- это был настоящий подвиг. Те, кто работал не покладая рук, так же приближали победу, как и те, кто воевал с оружием в руках.
В Тамбове стоит боевой танк- знаменитый Т-34 №266. Пройдя боевой путь от Сталинграда до Винницы, машина остановилась на вечную стоянку, чтобы напоминать всем живущим на земле о замечательном патриотическом почине Тамбовских колхозников в годы Великой Отечественной Войны.
Осенью 1942 г. , труженики колхоза «Красный доброволец» выступили с почином организовать сбор средств на строительство танковой колонны. Жители Красивки собрали
60 тыс. рублей.
Танковая бригада
участвовала в боях
под Орлом, освобождала
Киев и Прагу,
штурмовала Берлин.
Жители села вносили свой вклад в победу: женщины выполняли мужской труд и на полях, и на фермах, трудились в колхозе, научились управлять лошадьми.
Дети наравне со взрослыми несли на своих плечах все тяготы войны.
Егорова А.М. в годы войны училась в школе, участвовала в заготовке дров, уборке урожая.
Мещеряков В.С.с 12 лет участвовал в уборке урожая, заготовках сена.
Орешкина М.И. мобилизована на трудовой фронт, рыла окопы, строила оборонительные сооружения в г. Моршанске
Эстафету огненного поколения принимает молодежь 80-х.
Память о них на век осталась с нами
Вместе с нами входит в класс,
Где мужество рождалось,
чтоб в них гореть и повториться в нас.
В 1981 г. Июньским ясным днем, состоялась встреча выпускников 1942 и 1981 г. Из 43 выпускников на встречу приехали 18. Встреча состоялась в Доме культуры. С теплыми словами ко всем собравшимся выпускникам 1981г обратились выпускники 40-х г. «Мы, убеленные сединами люди, прибыли к вам с сознанием выполненного долга перед родиной. Мы желаем вам, дорогие учителя крепкого здоровья, личного счастья и больших успехов в вашем нелегком, но благородном труде. Вам, юные друзья,мы желаем отличных успехов в учебе. Любите труд, свою родную школу ,берегите и охраняйте природу. Дорогие друзья, свято храните и приумножайте славные традиции старших поколений.»
Жители нашего села как и вся страна выполнили свой долг перед Родиной. Их остается все меньше с каждым годом. Наш долг- держать высоко знамя Победы, жить так, чтобы быть достойным его.
Память о войне в XXI в. объединяет нас. Без этой памяти будут не только забыты солдаты, но не будет и нас- единого народа.
Заключение
Исследовательская работа помогла собрать и изучить информацию об участниках Великой Отечественной войне, тружениках тыла, об их вкладе в победу над немецкими захватчиками, систематизировать собранный материал, пополнить школьный краеведческий уголок. Данная работа отражает жизнь земляков на примере конкретных людей, развивает интерес к истории села; воспитывает уважение к труженикам района, чувство гордости за свою малую родину. Самое главное я поняла, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет еще возможность узнать о войне из воспоминаний живых свидетелей того времени. Это главное, что я хотела показать в своей работе.
По результатам исследовательской работы сделана презентация
Литература:
1.Воспоминания сестры братьев Мамоновых
2..Воспоминания Егоровой А.М.
3. Книга Памяти: Тамбовская обл., т. VI – Тамбов: Регион. . Изд-во «Детская книга», 1994 г.-
4. Материалы школьной музейной экспозиции
5.Фотоархив семьи Лутониных
Заголовок 515