Осенняя пора занятие ННОД
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе
по теме (Осенняя пора.)
Автор конспекта ННОД: Повелягина Татьяна Валерьевна . Воспитатель ,МДОУ №12 г. Черемхово
(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, место работы)
Задачи приоритетной образовательной области:
Приобщение к социокультурным ценностям: формировать умения выделять и описывать объекты природы. Развивать интерес к природным явлениям окружающего мира. Формировать любознательность и умение наблюдать закреплять знание о том, что сентябрь – первый осенний месяц. Повторить характерные признаки времени года и соотносит с осенними периодами особенностями жизни растений, птиц.
Задачи ОО в интеграции:
Речевое развитие: развитие всех компонентов устной речи, обогащение словаря, включая в активный словарь детей термины «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».
Художественно-эстетическое развитие: упражнять в передаче формы разных грибов, используя приемы лепки пальцами; уточнить знания формы диск. Формировать умение двигаться под музыку выразительно и ритмично в соответствии с музыкальным образом. Развитие фонематического слуха.
Познавательное развитие: формировать умение классифицировать предметы по 2-3 разным признакам (размер, форма, расположение); устанавливать количественное соотношение между ними.
Предварительная работа
Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой;
Экскурсии по экологической тропинке детского сада;
Рассматривание репродукций художников;
Беседы об осени;
Чтение художественной литературы;
Заучивание стихов;
Предпосылки учебной деятельности:
Умение слушать, формирование умения выполнять по заданному образцу и правилу, осознание своих качеств, самооценка.
Оборудование для педагога: Кинопроектор, экран, картинки с изображением грибов, птиц, вырезанные листья (разных деревьев для оформления групповой комнаты). Презентация с изображением деревьев в осенний период, музыкальное произведение Вивальди «Осень», интерактивная доска.
Оборудование для детей: ноутбуки, мерные ложечки, стаканчики, зерно, пшено, семечки, пластилин, стеки, листочки, засушенные детьми.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Дети сидят полукругом перед воспитателем
Воспитатель;
Ребята отгадайте загадку:
Маленькие ножки, боится кошки.
Живёт в норке, грызёт корки.
Дети: Мышка
Воспитатель:
- Правильно, это мышка и сегодня она пришла к нам в гости (заносит в группу игрушку – мышку)
Воспитатель:
- Вспомните и скажите, в каких сказках живёт мышка?
Дети: «Репка», Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «Сказка о глупом мышонке».
Воспитатель Молодцы! Оказывается такой маленький зверёк, а такой нужный.
Ребята, вспомните, какую роль сыграла мышка в сказке «Репка»?
Дети- Мышка помогла вытащить репку
Воспитатель:
Скажите, а какая мышка бывает, подберите слова – признаки, а для этого мы с вами встанем в круг и наша «мышка» с вами поиграет. Кому передадут мышку, тот и назовёт слово – признак.
Дети передают по кругу игрушку – мышку. Называют: маленькая, серенькая, быстрая, пугливая, трусливая, озорная и т.д.
Воспитатель :- Молодцы ребята, а сейчас я вам хочу рассказать легенду о мышке. Как иначе можно сказать про легенду?
Дети: Сказание, история, сказка.
Воспитатель: ( показ слайдов):
Итак, внимание. Плывут по Волге пароходы - причаливают. Едут туристические автобусы – останавливаются. Идут туристы – задерживаются. Где, где? Да в городе Мышкине Ярославской губернии. В этом городе много достопримечательностей, а также есть музей мыши. Жители этого города с уважением относятся к мыши. Легенда рассказывает о том, что в давние времена охотился в этих лесах князь. Притомился и задремал на высоком солнечно – сосновом волжском берегу. Проснулся потому, что мышь позволила пробежать по его лицу. Рассердиться не успел – рядом змея оказалась. Мышь, спасаясь от змеи, то ли от отчаяния, то ли намеренно по князю пробежала – жизнь ему спасла!
А музей – чудо как хорош! Там есть мышь домоправительница строгая в очках, вяжет, настоящая английская леди. Есть и Фёдор – казначей российский.
А вокруг огромное мышиное царство. Мыши здесь и сидят, и стоят по одному, парами, семьями.
Мыши изготовлены из разных материалов: из лоскутков, стекла, фарфора, папье-маше, мыши – аппликации на фартуках, расписные деревянные доски с изображением мыши. Есть мыши – иностранцы – подарены другими странами: из Польши, Германии, из стран Прибалтики. Есть в продаже глиняные, расписные свистульки, купишь такую мышку, посвистишь и почувствуешь весёлое озорство!
Вот такая легенда.
Воспитатель: Ребята, а к нам пришли еще гости и время узнать, что же за необычные гости к нам приехали? (зачитывает загадку):
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты.
Догадались, кто это?
Дети: мышки
(Показ слайда «Кораблик с мышками – матросами»).
Воспитатель: Эти гости может из того самого города Мышкина? А может, из какого другого? Но гости есть гости и мы должны им оказать гостеприимство.
Вначале давайте им покажем, что умеют наши пальчики. Они такие же быстрые, как Мышки.
Пальчиковая гимнастика:
Эта ручка – мышка,
Эта ручка – кошка.
Пять маленьких мышек
Забрались в кладовку,
В бочонках и банках
Орудуют ловко.
На сыр забирается первая мышка,
В сметану ныряет вторая мышка,
А третья - с тарелки всё масло слизала,
Четвёртая - в миску с крупою попала.
А пятая мышка медком угощается.
Все сыты, довольны (изображают мимикой мышку).
Вдруг кот просыпается, (испуг, выпускают когти).
«Бежим», - пропищала подружкам малышка,
И спрятались в норку проказницы мышки!
(все пальчики прячутся в норку левой руки).
(Рассаживаю игрушки мышек по одной на каждый стол и предлагаю детям занять свои места)
Воспитатель:
Пока мышки будут у нас гостить, мы позаботимся, чтобы обратное путешествие для них было безопасно: а то пока они к нам плыли, у них на корабле произошла небольшая поломка и корабль нужно починить. Проверить оснащение корабля, запас продуктов, ведь в море всё может случиться: непогода, шторм. Поэтому мы сейчас займёмся выполнением работ.
У вас на столах лежат задания, которые надо выполнить.
Дети пройдите за столы.
Те, кто сидит за первым столом, должны построить корабль из конструктора «Лего»:
Стол № 1:
построить корабль (лодочку) из крупного конструктора, предлогаю для удобства сделать на ковре.
Стол № 2:
Вам необходимо заготовить продукты для наших мышек – матросов: рассортировать в эти мисочки горох и фасоль.
И еще рассортировать пуговицы, которые оторвались во время шторма (крупные и мелкие в разные коробочки).
Стол № 3:
защитить мышек от кошки и кота: собрать из разрезных картинок «Кота» и «Мышку»;
стол № 4:
зашнуровать сапожки и отремонтировать дорожку (пособия для шнуровки «Сапожок» и «Дорожка»).
(Дети выполняют свою работу, воспитатель оказывает индивидуальную работу, напоминает о качестве, о мышатах – матросах, получают дополнительное задание).
Воспитатель: Ребята заканчиваем работу, наводите порядок на своём рабочем месте.
Молодцы, все справились с заданием.
Ребята, расскажите, чем вы сегодня занимались на занятие? Что вам понравилось больше всего?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а мышки еще вам привезли подарки за ваш труд, воздушные шары так как мышки любят не только сыр, но и еще играть (раздача воздушных шариков)
СКР
СКР,
ХЭР
(коммуникативная)
ВХЛ
СКР
(коммуникативная)
СКР(познавательно-исследовательская)
ФР
(двигательная, игровая)
СКР, ХЭР,ПР (продуктивная, познавательно- исследовательская)
СКР,(коммуникативная),ХЭР(музыкальная).
СКР,ПР(познавательно -исследовательская, игровая, коммуникативная) Беседа
Беседа
Игра
Запись А. Вивальди «Осень»
Ватман,
корзинка для сбора листиков,
Засушенные листочки .Запись с экрана «Королева осень».
Цветок из разноцветных
лепестков -формировать умение выделять и описывать объекты природы.
-развивать интерес к природным явлениям окружающего мира.
-формировать любознательность и умение наблюдать
-развивать фонематический слух, у детей.
-закреплять знание о том, что сентябрь – первый осенний месяц. характерные признаки времени года и соотносит с осенними периодами особенностями жизни растений, птиц.
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья
-формировать позновательно -исследовательскую деятельность.
«Любознательный, активный»,
«эмоционально отзывчивый»,
«овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
«Обладает развитым воображением».
«Ребенок проявляет интерес к стихам, проявляет эмоциональный отклик».
«овладевший разными формами и видами игры», «любознательный, активный».
«ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать.»
«Любознательный активный, эмоционально отзывчивый, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
«Любознательный активный, эмоционально отзывчивый, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Любознательный активный, эмоционально отзывчивый, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Основная часть (содержательный, деятельности этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Воспитатель:
-Ребята, но как же нам найти то волшебное место, где королева Осень оставила нам задания?
(дети дают разные варианты ответов).
Но вдруг, воспитатель вместе с детьми замечает, необыкновенные дорожки: из желтых, красных и оранжевых листочков,
Воспитатель:
–Ребята, я предлагаю вам для начала выбрать ту дорожку по которой вы пойдете, согласно цвету лепестков.
Каждая из команд получают разноцветные лепестки с заданием.
Воспитатель:
- Каждая команда будет выполнять определенное задания, оставленные королевой Осени. Чтобы пройти дорожку, на лепесточке у каждой команды стихотворение или загадка. (ответы загадок мы расположим. на интерактивной доске) СКР (коммуникативная)
Р-Р
Беседа
Ситуативный разговор
Дорожки разного цвета -развитие всех компонентов устной речи, «любознательный, активный», «овладевший необходимыми умениями и навыками построения речевого высказывания»
Красный лепесток:
Воспитатель читает:
- Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Воспитатель:
-Ребята, о чем говорится в стихотворении ?
Дети -О ЛИСТОПАДЕ.
Дети команды красный лепесток отправляются к интерактивной доске и выводят листочки разных цветов желтые, красные, багряные, летящие по воздуху, лежащие на земле. Отправляются по красной дорожке выполнять следующее задание.
Желтый лепесток:
Воспитатель читает:
- Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли –
Им с ходулей не сойти.
Дети-Журавли.
Дети команды желтый лепесток делают те же, манипуляции, выводят на интерактивную доску полет журавлей в небе, летящих клином. Отправляются по своей дорожке выполнять следующее задание.
Оранжевый лепесток
Воспитатель читает загадку:
-Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
Дети-Гриб.
Дети команды оранжевый лепесток также выводят на интерактивную доску грибы разных размеров, цветов, форм.
Воспитатель:
Ребята посмотрите, вы создали целую картину осеннего пейзажа, вы оказались настоящими художниками. Давайте с вами составим по этой картине небольшой рассказ. Дети самостоятельно составляют описательный рассказ по картине. Р-Р
ВХР
РР
(Составление описательного рассказа по картине)
Чтение художественной литературы (разгадывание загадок)
беседа Художественное
Слово слуховое восприятие -развивать слуховое восприятие
-формировать умение составлять описательный рассказ по картине.
-развитие всех компонентов устной речи,
«Способный принимать решения, опираясь на свои знания и умения», «овладевший разными формами и видами игры», «любознательный, активный»
Любознательный активный, эмоционально отзывчивый, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Красная дорожка привела детей на полянку под название «грибники».
: на столе приготовлен пластилин, до сточки для пластилина, стеки, ноутбук. в котором изображены грибы разной величины: большой поменьше и самый маленький (расставить грибы в порядке возрастания от большего к меньшему, положить в корзинку съедобный и несъедобный гриб, посчитать и поставить в пустое окошечко ту цифру, которая соответствует количеству грибов).
ХЭР(продуктивная)
ПР-(позновательно-иследовательская) Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Пластилин, досточка для пластилина, стек, ноутбук у каждого - упражнять в передаче формы разных грибов используя приемы лепки пальцами; уточнить знания формы диск.
-формировать первичные представления об объектах окружающего мира( форме, цвету, величине, количестве, числе) «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «любознательный, активный»,
Лепка «Собери грибы в корзину» по картинке, соблюдая форму, размер гриба.
ПР-(позновательно-иследовательскаяМастерская по изготовлению продуктов детского творчества -формировать первичные представления об объектах окружающего мира( форме, цвету, величине, количестве, числе) «Способный следовать социальным нормам и правилам поведения в различных видах деятельности», «овладевший разными формами и видами игры»
Желтая дорожка привела детей на полянку под названием «птичий двор».
На столе перед детьми лежат карточки: с изображение перелетных и зимующих птиц. Красный и синий карандаш, дети должны обвести в красный кружок зимующих птиц, в синий кружок перелетных .ПР
Решение проблемных ситуаций Карточки
карандаши -формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «имеющий первичные представления о себе, природном и социальном мире», «любознательный, активный», «овладевший необходимыми умениями и навыками построения речевого высказывания»
Вторая карточка с заданием, где дети с помощью мерной ложечки должны приготовить корм для зимующих птиц, согласно схеме, которая дана в карточке. На листе белой бумаги написать, изобразить, сколько мерных ложечек стаканчиков они положили в кормушку семечки, пшено, зерно. ПР
(исследование) Работа по схеме Мерная ложечка, стаканчик зерно, пшено, горох, семечки, схема -устанавливать количественное соотношение между ними.
Способный принимать решения, опираясь на свои знания и умения», «овладевший умением подчиняться разным правилам и социальным нормам»
Оранжевая дорожка привела детей на полянку под названием «конструкторское бюро».
На столе для детей лежит карточка, где изображена кормушка для птиц. Схемы поэтапной работы, как сделать кормушку из бросового материала. Бросовый материал: пластиковые бутылки, коробки из под соков, йогуртов и т.д. П-р
(конструктивная) Работа по схеме Бросовый материал, схемы -формировать умения при создании конструкции, объединенные общей темой, комбинируют, планируют процесс построения, отбирают нужные детали для выполнения той или другой постройки; варьируют использование деталей в зависимости от имеющегося материала, соединяют несколько небольших плоскостей «Способный принимать решения, опираясь на свои знания и умения», «любознательный, активный», «овладевший необходимыми умениями и навыками построения речевого высказывания»
По окончанию задания вновь звучит музыка ребята возвращаются с выполненными заданиями на полянку, где рассказывают о своих результатах работы, обсуждают, оценивают каждую команду сами.
Воспитатель :–Ребята, я предлагаю вам после напряженной работы отдохнуть и сделать небольшую музыкальную физкультминутку «Собери осенние листья».
Дует, дует ветер, (Дети дуют, покачивают туловищем). Жёлтые листочки с дерева срывает. И летят листочки с ветки на дорожки, (Движения руками). И бегут по листьям маленькие ножки.(Лёгкий бег на месте.)Мы с тобой гулять пойдём(Шаги на месте).И листочки соберем. Наклоняемся, «собираем» листочки.
ФР
(двигательная) Игровые упражнения , с речевым соправождением-формировать опорно-двигательную систему, развивать равновесие, координацию движения
стремятся проявлять максимальные физические качества при выполнении движений, оценивают их выполнение, общий результат; испытывают интерес к физической культуре, участвуют в играх
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
На экране появляется королева Осень:
-Дорогие мои ребята, вы прекрасно справились с заданием. И я вам желаю, чтобы в вашем красивом городе, так же как в этом волшебном лесу, пусть всегда слышится пение птиц, плеск фонтанов, шелест листьев в скверах и парках. Я покидаю вас, но на прощание подарю вам волшебный листок, который выведет вас из моего леса.
На экране появляется изображение с летящим поветру листочком, и снова звучит музыка А. Вивальди «осень».
Воспитатель:
- Ну, вот ребята и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмем, друг друга за руки, и пойдем вслед за тем листочком, который поможет нам найти дорогу в детский сад.
Все работы детей воспитатель совместно с детьми выставляют в уголке природы для дальнейшей работы. СКР(коммуникативная)
ХЭР(музыкальная) Аудирование -расширение кругозора детей. -развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность сотрудничать со сверстниками и взрослым Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «любознательный, активный», «овладевший необходимыми умениями и навыками построения речевого высказывания»