Использование произведений устного народного фольклора для активации речевой деятельности и развития духовности детей младшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
Детский сад №24 «Солнышко»
СООБЩЕНИЕ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Использование произведений устного народного фольклора для активизации речевой деятельности и развития духовности детей раннего возраста»
Воспитатель Бодина Мария Сергеевна
Воспитание любви к Родине – является одной из главных задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и начинаться эта работа должна с рождения ребенка, с любви к матери, родным, близким. Только так можно вырастить будущего гражданина России, уважающего историю и культуру своего народа с развитым чувством гордости за свой народ и свою Родину – Россию и малую родину: край, где каждый из нас родился и вырос.
Очень важно приобщение к культуре нашего народа начинать с раннего возраста, так как именно в этом возрасте соприкосновение с устным народным творчеством, календарно-обрядовыми праздниками обогащают духовно детей, зарождают в душе каждого малыша первые искорки интереса к его истории и культуре русского народа.
Малыши проявляют особый интерес к ярко иллюстрированным книгам с русскими народными сказками, потешками, приговорками и т.п.; быстро запоминают их содержание, с удовольствием драматизируют содержание произведений народного фольклора.
С целью формирования у малышей эмоционально положительного отношения к ближнему окружению целесообразно отбирать малые фольклорные формы устного народного творчества, содержание которых доступно для понимания и воспроизведения в речевой и двигательной деятельности воспитанниками группы раннего возраста. Важно в каждом совместном с ребенком действии использовать элементы устного народного творчества, подчеркивать красоту русского языка.
Сказки, песни, потешки, приговорки являются незаменимым средством формирования познавательной активности, самостоятельности ребенка, развития у него воображения, памяти. Чаще всего, через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, любовь, заботу. Вслушиваясь в слова потешки, их ритм, музыкальность, ребенок делает «ладушки», притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Припевки, потешки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, весёлые – радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает речь, формирует отношение к окружающему миру.
Большое значение произведения материнского фольклора имеют в первые дни появления малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Правильно подобранная потешка, отвлечь ребенка от грустных мыслей, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку, отвлечься и успокоиться. В совместной образовательной деятельности поможет устанавливать доверительные отношения с каждым ребёнком. Вот например:
***
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший,
Ванечка – пригожий!
***
Кто тут плачет,
Ой – ой – ой!
Говорят, сынишка мой?
Нет, не плачет мой сынок,
Зря вы говорите!
Улыбается уже – посмотрите!
Во время расставания с родителями следует переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, петушка, собачку), сопровождая её движениями, чтением потешки. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка порой помогает быстрее установить контакт с ребёнком. А найти их легко в книгах с м.ф.ф.:
«Петушок, петушок, золотой гребешок.»
или
«Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись»
или
«Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка ».
Во время утреннего приёма детей можно использовать пальчиковые игры. Дети с удовольствием перебирают свои пальчики, наделяя их именами близких людей.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот – наш малыш,
А зовут его – Денис.
Ребёнок прислушивается к словам потешки, начинает улыбаться, особенно если во время чтения звучит его имя:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший,
Сашенька пригожий!
***
У сороки заболи,
У вороны заболи,
А у Ирочки заживи.
Такие маленькие фольклорные шедевры, полны мелодичности, лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Известно, что проведение некоторых режимных процедур может вызывать у малышей отрицательные эмоции: умывание, кормление, раздевание, подготовка ко сну и т.п. И в этом случае на помощь воспитателю произведения устного народного творчества:
при умывании:
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся
Маме улыбаемся.
Водичка – водичка
Умой моё личико
Ритмичные слова вызывают у малышей радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукава одежды.
при причёсывании:
Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосики в ряд
Вызвать у ребенка желание кушать может присказка:
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую.
Мягкую душистую.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, дети играя, легко запоминают их, вводят в свой обиход.. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку».
Перед укладыванием в постель некоторым малышам неплохо на ушко спеть:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам...
Спят - поспят,
Всему миру спать велят.
***
Все ложатся на бочок,
Под головку кулачок,
Ветерок над головой,
Спи глазок, спи другой.
Одевание - сложный момент в режиме детского сада, ведь малыши не умеют и не любят одеваться сами, часто отвлекаются, потому что эти действия еще пока даются им с трудом. Гораздо легче проходит эта процедура под ритмичные стихи:
Вот они - сапожки,
Этот - с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем сапожки.
Сначала можно проговаривать их, одевая большую куклу –обязательного спутника воспитателя во всех режимных моментах. Дети помогают: кто-то подает называемый предмет одежды, обуви, кто-то, стоя рядом, просто повторяет прибаутку. Затем наступает момент сборов на прогулку воспитанников, и они увлеченно повторяют за воспитателем слова прибаутки и движения ( правда, получается правильно не сразу и не у всех). Да никто и не торопимся. Ведь в запасе у русского народа много прибауток и приговорок на все случаи жизни. А потом звучит приглашение на прогулку:
Светло за окном,
На прогулку мы идем
Друг за другом встанем в ряд
И получится отряд!
Произведения устного народного творчества несут в себе глубокую воспитательную функцию - воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие к сверстникам.
Вот почему воспитатель должен стремиться, чтобы народный фольклор сопутствовал малышам в режиме детского сада.
Но не всегда дети реагируют на потешки одинаково, это зависит и от сиюминутного настроения ребенка, и его индивидуальности, особенностей семейного воспитания и пр. В совместной образовательной деятельности следует устанавливать доверительные отношения с каждым ребёнком. Учитывая все обстоятельства, воспитатель должен стремиться подобрать «ключик» к каждому воспитаннику. Всем известная потешка “Ладушки” звучит свежо, когда её приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, ловко двигающийся под слова народной потешки:
Скачет зайка маленький,
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
Блестящим примером народной мудрости, доходчивости изложения является язык русских народных сказок, который помогает проникнуться сказочной атмосферой, создает необходимый настрой для восприятия сюжета, настраивает на конкретный речевой диалект. Сказку легко можно перевести в игру, игру – в песню. Поэтому очень часто в гости к детям приходят сказочные герои (лиса, волк) и герои народных поверий (Домовёнок Кузя, Лесовичок, Водяной, Русалочка). Рассказывание сказок целесообразно сопровождать показом кукольного (пальчикового, настольного) театра, а затем импровизацией и драматизацией самих малышей.
Отдельно следует сказать о календарно-обрядовых праздниках, подготовка к которым должна проводиться при активном участии воспитателей, детей и родителей, что позволяет создать в группе праздничную обстановку, повышается интерес детей к подготавливаемому действию. Так у малышей зарождаются первичные представления о традиционной культуре своего народа.
Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Использую в работе народные игры, песни, считалки, прибаутки. Дети хорошо их воспринимают и играют в песенные и хороводные игры. Игры обычно начинаются со считалки. Они помогают распределить роли, определить очерёдность, постепенно включить всех детей в игру. Считалки помогают развить чувство ритма, умение чётко и внятно проговаривать слова. Это поднимает настроение у ребёнка, радость от общения со сверстниками. Нет ни одного вида занятия, куда не возможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление. Формы подачи фольклора при этом могут быть разнообразны.
Следует постоянно помнить о том, что каждый вечер ребенок возвращается в атмосферу домашнего очага, которая определяется прежде всего семейными традициями, поддерживание теплых отношений с близкими и дальними родственниками и др. Постепенно это понятие расширяется: родными становятся улица, город, край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родному дому у детей раннего возраста по сути является первой ступенью гражданского воспитания человека.
В семье происходит овладение духовной культурой, воспитание нравственности, прививается человечность, доброта, особое видение мира. Кроме того, семья – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения до смерти. Кроме того, семейный институт социализации тесно переплетается с социальной принадлежностью каждого члена общества, национальной культурой, традициями наших предков.
Именно семья «вводит» ребенка во все многообразие родственных отношений: папа, мама, дедушка, бабушка, тети, дяди и т.д., детские воспоминания домашнего быта сопровождают нас всю сознательную жизнь, вызывая те или иные чувства, несмотря на то, что мы уже давно вылетели из родительского гнезда, оказывают влияние на формирование привычек, черт характера, которые мы берем с собой во взрослую жизнь. Каждая семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей самостоятельной жизни, в которой обязательно присутствует создание новой семьи.
Помочь родителям развить в детях бережное отношение к семейным ценностям первоочередная задача воспитателей детского сада.
Частые беседы о семейных праздниках, традициях, организация выставок творческо - продуктивной деятельности детей, направленной на создание подарков родным и близким к различным праздникам.
В игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, игры с конструктором, игры-драматизации) с целью обогащения содержания игр семейной тематики подбираются различные сюжетные линии. В ходе ролевых игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, организации семейного досуга ( «Наш дом», Моя семья», «День рождения куклы» «Убираем в комнате», «Готовим обед» и т.п.). В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.
Особенностью воспитательно-образовательной работы по формированию положительного образа родного дома является тот факт то, что одновременно проводится работа с родителями воспитанников. Родители осведомлены о тематике проводимой воспитательно-образовательной работы в детском саду, им оказывается консультативная помощь по формам и методам закрепления в домашних условиях знаний, полученных на занятиях, рекомендуется выполнение «необязательных домашних заданий» по изучаемой тематике; проводятся встречи и консультации, направленные на повышение педагогической компетенции родителей.
Эффективной формой совместной образовательной деятельности педагога с детьми является чтение читаемых дома им сказок, стихов, пословиц и поговорок с последующей их драматизацией. При этом очень важно донести до детей, что они как бы переносят частицу своего дома в детский сад, что детский сад – это наш общий дом.
Особое внимание следует уделять ознакомлении детей с произведениями устного народного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать», «брат», «отец», «дети», «брат», подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки), раскрываются понятия «род», «семья». Ежедневное повторение одних и тех же фольклорных форм приводит сначала к ненавязчивому запоминанию их, а затем и к активизации детской деятельности как дома так и в детском саду.
Следует почаще в детском саду и дома использовать такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям представлять внешний вид и черты характера героев, насладиться напевностью родного языка.
Но в то же время нельзя ребенка сталкивать с безысходностью, с непреодолимой несправедливостью, у него не должно возникать чувства страха и подавленности. Можно ли радоваться тому, что мышка разбила золотое яичко, лиса съела колобка, а медведь раздавил теремок? Необходимо вместе с детьми искать выход из этих щекотливых ситуаций, подчеркивая: курочка принесет деду и бабе яичко, звери построят домик еще крепче и краше, а колобок вновь окажется на окошке, как только баба замесит тесто и снова испечет новый колобок. Сказки для чтения детям следует подбирать таким образом, чтобы их содержание было направлено на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания душевному и физическому состоянию героя или другим персонажам. Например, физическое напряжение - «тянем - потянем, вытянуть не можем» (Репка), или просьбу - «пустите меня к себе» («Теремок»), или прямую угрозу - « я тебя съем» («Колобок»), или печаль и слезы – «дед плачет, плачет, баба плачет» («Курочка Ряба»), или вежливость и заботу - «козлятушки - ребятушки, отворитеся, отопритеся ваша мать пришла молочка принесла» («Волк и семеро козлят»). Эти сказки открывают перед ребенком первые человеческие отношения, через них дети приобретают опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение тем или иным сторонам общественной жизни. Сказка - неизменный спутник детства. Воображаемые ситуации роднят ее с игрой - главным видом деятельности детей. Сопереживая героям, разделяя их чувства, живя вместе с ними в мире сказки, дети легче устанавливают ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными героями. Знакомить детей с окружающим, что и способствует интеллектуальному развитию.
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. В песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки и они направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.
Приобщение к народной культуре начинается с раннего детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
15