Урок по обучению грамоте для 1 класса Буква Ф и путешествие в Африку
Буква Ф и путешествие в Африку
Открытый урок по обучению грамоте
1 класс
Учитель: Лякина Галина Алексеевна
МОУ ООШ с. Акатная Маза
2013- 2014 уч. г.
Тема: «Чтение слов и предложений с буквами Ф,ф, обозначающими согласные звуки [ф], [ф`]».
Цели: Формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; способствовать развитию фонематического слуха; развивать умения ориентироваться в тексте, пользоваться дополнительной литературой; расширять словарный запас; воспитывать потребность внимательно вслушиваться в родной язык и понимать его, интерес к учебной деятельности, активность и самостоятельность в работе.
Ход урока.
I.Организационный момент
Учитель. Готовы вы к уроку?
Дети: Да!
У.На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный
Д. Класс!
У. Всё получится у нас!
II. Актуализация знаний
У. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на большом корабле.
Слайд 1.
Прочитайте его название. Ой, посмотрите, потерялась пятая буква! Что же делать? Вот вам подсказка. С этой буквой вы познакомились на прошлом уроке.
Д. Это буква Ф.
У. Какие звуки означает эта буква?
Д. Звуки [ф] [ф`].
У. Найдите местоположение этой буквы на ленте букв.
Слайд 2.
Чтобы отправиться в путешествие, нужно поднять паруса. Выберите нужные.
Слайд 3.
Какая буква лишняя?
(п, к, т, л, с) – обозначает звонкие звуки.
(в, д, о, г, ж) – обозначает гласный звук.
(у, о, э, ы, р) – обозначает согласный звук.
(я, ё, ю, е, а) – обозначает один звук.
(ф, р, м, ц, х) – обозначает парный согласный звук.
Теперь выбранные паруса нужно расставить в порядке возрастания. Посмотрите, какое слово получилось?
Д. Флора.
У. Кто помнит, что это такое?
Д. Это мир растений.
У. А как называется животный мир?
Д. Фауна.
У. Так вот, ребята, мы не просто отправляемся в путешествие: мы будем настоящими исследователями – узнаем неизведанные тайны природы.
Итак, отправляемся! Как вы думаете, что мы возьмем в дорогу? Если в названии предмета вы услышите звуки [ф], [ф`], то хлопните в ладоши.
Учитель показывает рисунки: фотоаппарат, кофта, фонарик, телевизор, флаг, флаг, фрукты, игрушки.
- Итак, в путь!
III. Физкультминутка.
IV. Чтение слов и предложений с буквами Ф,ф.
Учитель.
Что такое материк,
Знает каждый ученик.
К карте мира подойдём,
Части суши назовём.
Как вы думаете, какой материк – цель нашего плавания? Укажет бабочка.
Слайд 4.
Д. Африка.
У. В начале, в конце или середине слова мы слышим звук [ф]?
У доски ученик собирает слово из рассыпанных букв, составляет схему слова.
Упражнение на развитие беглости чтения.
У. Пока мы в пути, у нас есть немного времени. Давайте не будем его терять. А что значит «терять время»?
Д. Бездельничать.
У. Помашите рукой, кто бездельник. Таких нет? Тогда за дело!
Нужно быстро прочитать слова на слайде 5.
Слайд 5.
Учащиеся должны прочитать как можно больше слов, проплывающих в режиме титров: Федора, Фунтик, фея, Нуф-Нуф, Фиона, дядя Федор.
- Каких сказочных героев вы запомнили?
Дети называют.
Упражнение «Фотограф» (зрительный диктант).
Дельфин, фрукты, Африка.
Запись слов, деление на слоги, постановка ударения, подчеркивание гласных букв. Фронтальная проверка.
У. Ребята, а вот и берега Африки. Нас встречает ее житель Кто? Вы узнаете, если сумеете договорить чистоговорку. Я начну:
Аф-аф-аф – живет в Африке(жираф)
V. Игра-тест «Найди улыбку солнышка».
У. А в гости к жирафу съехались многие животные, в названиях которых есть буква Ф.
Слайды 6-15.
Дети выходят, произносят название животного, изображенного в данный момент на слайде, определяют, твердый звук [ф] или мягкий[ф`] они слышат в слове, и осуществляют свой выбор, нажав на интерактивной доске на соответствующий (синий или зеленый) цвет.
Если дети не знают названия животного, то учитель сам называет его:
Жираф, фламинго, гриф, гофр, филин, фосса, дельфин, дрофа фазан, фахак.
Для знакомства с неизвестными обитателями животного мира следует обращаться к выпискам из толкового словарика.
VI. Физминутка
У. А фазана попросили:
- Букву ф
Найди нам, филин!
Но, вздыхая тяжело,
Филин прячется в дупло.
По классу развешаны семь букв Ф. Задача детей – найти их.
VII. Чтение слов
У. Мы не зря собирали семь букв Ф. Добавьте букву ф в слова. Животные нас угощают всем тем, чем любят полакомиться сами.
Слайд 16.
- икус Ко-е
Шал-ей Тимо-еевка
- иники - ейхоа
- исташки
- Прочитайте слова, в которых звуки [ф], [ф`] слышатся в середине слова, потом – в начале, затем – в конце (таких нет)
Запомните два слова.
Учитель закрывает слова, дети печатают.
- И вот пришла пора возвращаться домой.
VIII. Работа в пособии «Как хорошо уметь читать»
У. Пока наш фрегат мчится по волнам, мы снова не будем терять время и почитаем.
Чтение текста «Телефон» (№16).
- У кого из вас есть сотовые телефоны? Вы пришли на урок. Можно ли во время урока звонить кому-либо, отвечать на звонки?
Д. Нет.
У. Правильно ли поступил Витя? Почему ему было стыдно в конце урока?
Дети отвечают.
IX. Работа по развитию речи. Игра «Фантазеры».
У. Как называют ребят, которые все время что-нибудь сочиняют, придумывают, перепутывают?
Д. Фантазеры.
У. Прочитайте предложения. Что в них перепутано?
Слайд 17.
Задача детей – верно вставить слова – названия насекомых в предложения.
Итог урока.
Рефлексия.
Как люди справились с пожаром.
Жил был Пожар Пожарыч, страшный и жестокий злодей. Когда он хотел есть, выходил на охоту. И если кто- то забывал выключить утюг или курил в постели, Пожар Пожарыч был тут как тут. Он врывался в дом и съедал все на своем пути. Много бед приносил он селу, постоянно горевали и плакали люди. Долго приходилось бороться пожарным, прежде чем огонь отступал. Но вот однажды собрались они вместе и стали думать, как навсегда выгнать Пожарыча из родной деревни. И придумали самое простое: запомнить самим и рассказать всем остальным, что нельзя играть со спичками, нужно осторожно обращаться с электрическими приборами, не оставлять непотушенные сигареты и много других правил осторожного обращения с огнем.
И как только все стали соблюдать эти правила, Пожар Пожарыч умер от голода.
Направление: Литературное творчество
Наименование работы: Сказка « Как люди
справились с пожа-
ром »
Фамилия, имя автора: Салихова Ульяна.
Возраст исполнителя: 7 лет.
Адрес учреждения : Саратовская обл., Хвалын-
ский р-н, с. Акатная Маза,
МОУ ООШ с. Акатная
Маза.
Фамилия, имя, отчество руководителя:
Лякина Галина Алексеевна – учитель.
Дремлют в домике девчонки-
Красные шапчонки.
2. Шипит и злится,
Воды боится
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусается.
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь.
4. Таять может, да не лед,
Не фонарь, а свет даёт.
5 .Сидит на крыше всех выше
И дымом дышит.
6. Что бывает, если птички
Зажигают дома спички.
Ответы. По горизонтали: 1.Спички. 2.Огонь. 3. Пожарный. 4.Свеча.
5. Труба.
По вертикали: 1. Пожар.
Направление: Литературное творчество.
Направление работы: Кроссворд.
Фамилия, имя автора: Салихова Ульяна.
Возраст исполнителя: 7 лет.
Адрес учреждения: Саратовская обл., Хвалын-
ский район, с. Акатная
Маза. МОУ ООШ с. Акат-
ная Маза.Фамилия, имя, отчество руководителя
Лякина Галина Алексеевна.
Рисунок на тему « Кто главный в лесу?»
«Лес – мой дом родной!»
Салихова Ульяна 7 лет
МОУ ООШ с. Акатная Маза
Рук. Лякина Г.А
Рисунок на тему « Кто главный в лесу?»
« Всем, доброе утро!»
Мусаев Самир 8лет.
МОУ ООШ с. Акатная Маза
Рук. Лакина Г.А.
Рисунок на тему « Кто главный в лесу?»
Рисунок на тему «Пасхальные мотивы»
«Пасхальный букет»
Салихова Ульяна. 7лет.
МОУ ООШ с. Акатная Маза.
Рук. Лякина Г.А.
Рисунок на тему «Пасхальные мотивы»
«Пасха»
Коротеев Кирилл. 7 лет..
МОУ ООШ с. Акатная Маза.
Рук. Лякина Г.А.
.
Рисунок на тему «Пасхальные мотивы»
«Пасхальное угощение»
Борисов Степан 8 лет
МОУ ООШ с. Акатная Маза.
Рук. Лякина Г.А.
15