Конспект занятия по математическому развитию в средней группе Путешествие в Африку


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Светлячок»»
«Путешествие в Африку»
(Конспект занятия по математическому развитию)
Составила воспитатель:
Семенова С.А.
п. Средний, 2016г.
Цель: закрепление полученных знаний у детей по математическому развитию.
Задачи:
Образовательные. Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Закрепить счёт до 4.
Формировать умение соотносить цифру к числу и наоборот, умение конструировать.
Развивающие.
Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные.
Воспитывать умение слушать друг друга, взаимовыручку, любознательность.
Тип занятия. Занятие в форме дидактических упражнений и игр.
Форма занятия: Фронтальная
Продолжительность. 20 мин.
Участники. Воспитанники средней группы и воспитатель.
Возраст обучающихся. 4-5 лет.
Оборудование и материалы. Два дома с геометрическими фигурами (в первом доме изображены квадрат, треугольник, прямоугольник, во втором доме изображены круги ), один овал, два набора танграма, два образца 12 парусов, обезьяна, письмо, записка, пальма, мольберт, простые карандаши, CD-проигрыватель, звуки моря. Для детей: шесть треугольников, шесть квадратов, счётные палочки, набор цифр.
Предварительная подготовка. Дидактические игры, дидактические упражнения в режимных моментах.
Методы и приемы работы с детьми:
Словесный метод: объяснения, пояснения, указания, вопросы к детям, б, словесная инструкция, контроль и оценка работы;Наглядный метод: использование демонстрационного материала, раздаточного материала;
Практический метод: выполнение практических заданий;
Игровой метод: игровые моменты.
Ход занятия
Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.
Игра «Превращение предмета». Учить превращать обычный предмет (линейку, карандаш), с помощью движений, в нечто другое (расческа, дудочка и т.д.). Развитие воображения.
Воспитатель: Ой, кто это к нам летит? Да это же Сорока – белобока.
Влетает сорока с конвертом, в конверте письмо и фигуры «Танграм».
Сорока: Я – сорока – белобока, я летала так далёко. Принесла я вам письмо. Очень важное оно.
Воспитатель: Спасибо, сорока.
Сорока улетает.
Воспитатель: Ребята, а письмо это из Африки. Ну-ка, что здесь пишут?
Читает письмо: «Помогите, помогите! Спасите бедных африканских зверей. Нас похитил злой, ужасный Бармалей. Если вы сложите из фигур парусники, вы попадёте в Африку. Обезьянка Чи – чи»
Воспитатель: Ребята, спасём зверей?
Дети: Да!
Воспитатель: А каких африканских зверей вы знаете?
Дети: Львы, бегемоты, крокодилы, носороги, слоны.
Воспитатель: Ну, молодцы! Мы все не поместимся на одном паруснике, поэтому мы соберём их два.
Игра «Танграм». Дети по образцу собирают парусники.
Воспитатель: Парусники готовы. В путь! Закроем глаза, мы качаемся на волнах, дует лёгкий ветерок.
Звуки моря, воспитатель выносит пальму с запиской-заданием.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это пальма. Мы – в Африке!
Воспитатель: А тут ещё какое-то письмо. Садитесь потихоньку за столы и будем читать. Да, это письмо от обезьянки Чи-чи: «Здравствуйте, ребята. Вы очень смелые, раз приплыли на остров. Злой Бармалей придумал три задания, если вы сможете их выполнить, он станет добрым и отпустит всех зверей по домам. Обезьянка Чи-чи»
Воспитатель: Ну что будем решать задачи?
Дети: Да.
Решение задач.
Упражнение «Где живёт бабушка?»
Воспитатель: В городе геометрических фигур жило много жителей. Жили они каждый в своём доме. Вот однажды к бабушке в гости приехал внучек (Воспитатель показывает овал), пошёл гулять и заблудился.
Посмотрите на домики, в которых живут геометрические фигуры. Как вы думаете, в каком из домиков живёт бабушка этой фигуры?
Дети высказывают своё мнение.
Воспитатель: Как называется эта фигура?
Дети: Овал.
2
Дети делают вывод: «В первом домике живут квадрат, треугольник, прямоугольник. У этих фигур есть углы, а во втором домике живут фигуры без углов, поэтому и наш внучек овал и его бабушка живут в доме под №2.
Воспитатель: Правильно, первое задание выполнили.
Игра «Найди свою пару»
Читаем второе задание.
Сейчас дети. которые сидят у окна, возьмут геометрические фигуры, а дети, которые сидят у стены, возьмут цифры. Вы должны посчитать, сколько углов у геометрической фигуры и найти свою пару среди цифр.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы. А теперь наоборот, цифры ищут свою пару среди фигур, но считают стороны фигуры.
Дети выполняют.
Физкультминутка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте отдохнём. Выходите все ко мне, я вам буду читать стихотворение, а вы будите выполнять действия.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
Ну, вот отдохнули, садитесь, будем читать дальше третье задание.
Игра со счётными палочками.
Воспитатель: Сейчас первая группа ребят сложит из счётных палочек прямоугольник. Вторая – сложит большой квадрат, сторона которого равна двум палочкам.
Дети выполняют задание, поправляют, оценивают друг друга.
Воспитатель: Ребята, смотрите – кто это? (возле пальмы появляется обезьяна)
Обезьянка Чи-чи: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что вы спасли нас, теперь Бармалей стал добрым, потому что есть на свете такие добрые, смелые и умные ребята. Вы молодцы, решили все сложные задачи Бармалея.
Воспитатель: Обезьянка Чи-чи, а как же мы попадём обратно в детский сад?
Обезьянка: Ой, а что вы тут построили?
Дети: Это волшебные лодочки, на которых мы сюда приплыли.
Обезьянка: А я вам всем раздам паруса. Вы три раза дунете и окажитесь в детском саду. Ну, а мне пора бежать к своим друзьям – зверушкам. До свидания!
Воспитатель: Ну вот, обезьянка и все звери свободны, Бармалей стал добрым. Давайте поставим наши парусники в середину наших лодочек и сделаем, как сказала обезьянка Чи-чи. Носом вдохнули и дунули три раза. Вот мы и вернулись в детский сад.
Окончание занятия. Оценка работы детей.
Воспитатель предлагает рассказать о том, чем они занимались, что им понравилось на занятии, что было интересно делать. Затем воспитатель оценивает деятельность каждого ребёнка.
3Литература
1.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Проесс», 2016.
2. Петерсон  Л. Г., Кочемасова Е.Е.  «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2004.
4