Отчёт по теме самообразования «Формирование мелкой моторики рук у детей четвёртого года жизни в речевом взаимодействии»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Солнышко»,
обособленное структурное подразделение МОУ «Ульканская СОШ №2»
Отчёт по теме самообразования
«Формирование мелкой моторики рук
у детей четвёртого года жизни
в речевом взаимодействии»
Подготовила : Михеева Т.М.
воспитатель младшей группы
Улькан – 2015
Ребёнок не говорит или плохо говорит. Мы по-разному это воспринимаем: одних это тревожит, другие спокойны. Но не все знают, что развитие речи и мышления ребёнка находится в тесной связи с развитием рук. Уровень развития мелкой моторики рук – это один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе.
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Недостаточное развитие мелкой моторики, неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Тема, по которой я работала, показалась мне значимой и актуальной, поэтому я занялась ею через самообразование. На начало года выстроила систему работы в данном направлении, наметив главную цель: создание условий для развития мелкой моторики рук.
Работу по развитию движений пальцев провожу во время пальчиковых игр («Здравствуй», «Сорока», «Замок», «Строим дом» и др.), упражнений (распустился цветок, бабочка и т.д.). Пальчиковые игры сопровождаю словами.
Для формирования мелкой моторики рук в группе применяется пальчиковый игротренинг: массаж ладоней и пальцев рук (в качестве ручных тренажёров использовались шишки, карандаши, грецкие орехи), щёлкание пальчиком по шарику (или другому предмету), надевание на пальцы колечек.
На развитие мелкой моторики благоприятное воздействие оказывают игры с предметами. В группе имеются пирамидки, вкладыши различного типа, счёты, мозаика, конструкторы, разрезные картинки, пазлы, шнуровка. В своей работе я использовала бусинки (нанизывание бус, опускание их в коробочку с маленьким отверстием), пуговицы (сортировка, выкладывание по контуру), камешки (выкладывание по контуру, по размеру), спички (выкладывание геометрических фигур, изображение предметов), крупы, крупные семена (крупу пересыпаем в разные ёмкости рукой или ложкой, сортируем, ищем в крупе «секретик»), мелкие игрушки, прищепки (стирка и развешивание, «Ёлочка», «Солнышко»), резиночки (составление узоров), пробки («Едем на лыжах», выкладывание по контуру). Малышам интересно закручивание и откручивание крышек, перемотка ниток, они любят разбирать предметы на части и собирать снова.
Развитие ручной умелости невозможно без овладения навыками самообслуживания. Чтобы дети быстрее овладели этими навыками, детям предлагаются дидактическая скатерть и дидактический куб, с помощью которых дети могут поупражняться в застёгивании и расстегивании пуговиц, замков, молний, кнопок, крючков, завязывании и развязывании узелков.
Ни для кого не секрет, что дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение с трудом (стирка) и специальными пальчиковыми упражнениями (пальчики превращаются в рыбок, осьминожек, которые гуляют по морскому дну, вылавливая пуговицы, камушки, ракушки, ловят ложкой шарик из воды, всасывают воду пипеткой).
Не меньше дети любят играть с песком, рисовать на песке, на манке (тонким слоем насыпаем песок, манку и рисуем буквы, волны, цветы и т.д).
Для развития движений рук хорошим средством является пальчиковый театр, мы играли в театрализованные игры «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок».
Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Использую различные нетрадиционные техники: рисование пальчиками и ладошками («Листопад», «Снежинки летят», «Ёлочка зажигает огоньки», «Рыбки плавают в водице» и др.), ватными палочками («Миска для Мишутки», «Сосульки»и др.). В своей работе я использую трафареты по темам, закрашивание контурных предметов (мячик, «Мишка», ёлочная игрушка и т.д), обводки плоских фигур (тарелочка, рука, кораблик и т.д), рисование на осенних листочках. В аппликации применяла ватные диски, нитки, крупу, опилки («Снеговик», «Снег кружится», «Барашек», «Зайчик», «Цветок»). Лепили из пластилина, глины. Всё, что угодно можно слепить из солёного теста: животных, тортик, печенье и т.д., тесто даёт возможность проводить интересные игры с пользой для общего развития («Зёрна для птиц», «Ёжики», «Игрушки на ёлку»). Мы делали бутерброды «Светофор» (из овощей), чудо - дерево из баранок, кораблик для папы из природного материала, сладкое солнышко для мамы, замораживали льдинки для выкладывания мозаики.
Всю работу невозможно провести без родителей. Родители приобрели в группу дидактический материал по сенсорике и развитию мелкой моторики рук. Своими руками изготовили дидактический куб, игру «Секретик», макет «Домашние животные», «Аквариум». Привлекали родителей к изготовлению поделки из природного материала (выставка «Осень, осень, в гости просим»), новогодней игрушки (« Весёлый снеговик»), поделки «Мой дом». Приняли активное участие в изготовлении снежных построек на участке. Оформлены творческие выставки семей: Игнатенко, Пушкарёвых, Тарасовых.
В течении года родителям давались советы и рекомендации, были проведены консультации, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики рук в ДОУ и в семье: «Игры и игрушки для развития мелкой моторики рук», «Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?», семинар- практикум по теме «Наши руки не знают скуки». В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики («Рекомендации для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки», «Пока мама на кухне», «Чем можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?»», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ре6ёнка». В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, многие из которых были сделаны самостоятельно или с помощью родителей. Методическая копилка пополнилась дидактическим материалом для развития мелкой моторики рук, картотеками пальчиковых игр и фигурок из счётных пальчиков. Собран и систематизирован материал для родителей по данной теме.
В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, предметно-пространственная среда пополнилась материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук. В дальнейшем я планирую искать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.