Отчет о проделанной работе «Экспериментальная деятельность детей четвертого года жизни»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»






Отчет о проделанной работе
«Экспериментальная деятельность детей четвертого года жизни»








Подготовила:
воспитатель I квалификационной категории Липатова Е.В.







г. Выкса 2014г.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача – удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к эмоциональному и интеллектуальному развитию, в целом к становлению интегративных качеств личности ребёнка.
А чтобы поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям, нужно создать необходимые условия.
Свою работу я начала с пополнения предметно-развивающей среды «Центра экспериментирования», который обновляется нами в зависимости от потребностей и интересов детей.
Разрабатывая конспекты образовательной деятельности по экспериментальной деятельности, я ориентируюсь на интересы и потребности детей, связь с их жизненным опытом. При проведении опытов и экспериментов с дошкольниками, учитываю возрастные и индивидуальные особенности, создаю проблемные ситуации, активизирую деятельность детей с помощью разнообразных способов мотивации.
Целью моей работы при проведении опытгно-экспериментальной деятельности является: развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели я ставлю следующие  задачи:
формировать у детей знания об окружающем мире;
прививать первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
повышать уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;
обогащать активный словарь;
развивать связную речь.
При проведении экспериментальной деятельности я всегда использую помощь игрового персонажа. Предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? и т.д.
· Персонаж вместе с детьми «участвует» в опытах и экспериментах, решает возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям. Все это способствует развитию любознательности, При изучении темы «Вода» дети увидели, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. В ходе элементарных опытов дети научились определять ее свойства: жидкая, прозрачная, бесцветная, может изменять цвет, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной теплой и горячей. В ходе проведения опытов со снегом: «Лепим из снега пирожки», «Снежные цветы» по теме «Снег» дети усвоили то, что снег тает, когда тепло, а именно на ладошке или в помещении. Также дети усвоили, что из липкого снега можно слепить снежки и делать постройки, а из рыхлого – нет. Все эти знания детей закреплялись практически, дети лепили снеговиков и из настоящего снега и из пластилина, что ведёт к повышению интереса к экспериментальной деятельности.  
При изучении темы «Песок» дети познакомились с его свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и поняли, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опыта «Пирожки для Мишки» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым.
В ходе дидактических игр: «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Составь пару», «Подбери по цвету» дети познакомились с различными предметами, овощами и фруктами, и их вкусовыми качествами, научились различать фрукты и овощи по запаху и на вкус.
В процессе экспериментирования также большое значение имело художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогало организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьёй. С этой целью для родителей мной проводятся консультации, посвящённые детскому экспериментированию.
Родители принимали активное участие в пополнении «Центра экспериментирования» необходимыми материалами и оборудованием.
Из этого следует, что внедрение исследовательской и экспериментальной деятельности в игровую, самостоятельную, образовательную детей, помогает развить творческие способности, активизировать его мыслительные процессы, развить речь, самостоятельность.

15