Консультация для родителей на тему Трудовое воспитание глухих дошкольников в семье.

Доклад для родителей.

Тема: «Трудовое воспитание глухих
дошкольников в семье».

Воспитатель: Корня А.А.
Симферополь.
Трудовое обучение является основой познания особенно для детей с нарушением слуха. В процессе трудового обучения в задачу воспитателя входит и развитие речи у детей с нарушением слуха. Трудовое обучение развивает способности, формирует свойства характера. Эта задача решается главным образом, в процессе общественно полезного труда. Наше учреждение решает большие задачи по трудовому воспитанию детей. У нас дети овладевают различными трудовыми навыками, кроме этого они знакомятся с различными профессиями людей путём наблюдений и экскурсий. Наши дети с большим трудом овладевают всеми трудовыми навыками. Это связано с тем, что глухие дети отстают в физическом развитии от своих слышащих сверстников.
Очень часто родители жалеют своего ребенка, излишне опекают его, стараются сделать для него буквально все. Кроме того, глухой ребенок чрезвычайно ограничен в общении со своими сверстниками. Это приводит к тому, что большинство наших детей оказываются беспомощными при выполнении самых простых дел (не умеют одеваться, умываться, есть)
Трудовое воспитание мы начинаем сразу же с младшей группы, как только дети поступают к нам, с трехлетнего возраста. Этих детей мы учим самообслуживанию: правильно надевать одежду, обувь, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, помогать друг другу одеваться, соблюдать порядок в шкафчиках, убирать игрушки после игры. Весь процесс обучения трудовым навыкам идёт в тесной связи с развитием речи детей. Мы показываем детям таблички с названиями одежды, игрушек, трудовых поручений. Постепенно дети начинают понимать таблички выполнять то, что от них просит воспитатель.
Кроме того, мы с первых дней пребывания ребенка в д\саду учим их понимать устную речь, на это обращается большое внимание при воспитании трудовых навыков. Например, воспитатель говорит: «Наташа, надень колготки, Вова, помоги Ане, застегни пуговки». Дети внимательно смотрят на воспитателя, понимают устную речь и выполняют задания. Вся речевая работа при выполнении трудовых поручений ведется систематически. Мы разговариваем с детьми так же, как со слышащими и поэтому наши дети понимают устную речь взрослых.
В средней и старшей группе трудовые навыки усложняются. Дети полностью обслуживают себя, они сами наводят порядок в шкафчиках, сами одеваются, раздеваются, помогают друг другу, вытирают пыль с игрушек, поливают цветы, рыхлят землю в горшках, аккуратно застилают постель, дежурят по столовой, подметают пол, дежурят на занятиях- раздают, а в конце занятия собирают нужный для занятия материал. Организовывается посильный труд на участках: дети собирают и подметают сухие листья, опавшие веточки. На занятиях по ознакомлении с окружающим знакомим детей с различными профессиями взрослых: врача, повара, воспитателя, прачки, дворника, продавца и. т. д. Проводится эта работа так, чтобы привлечь интерес и уважение к любому труду, а также желание самому трудиться, помогать взрослым. И вся эта робота проводится в тесной связи с речевой деятельностью детей. Старшие дети умеют многое проговаривать и называть предметы и действия устно-дактильно. Любое трудовое поручение мы обговариваем, а затем начинаем его выполнять. Наши дети должны научиться не только выполнять трудовые поручения, но выполняя их развивать речь. Например, дежурство по столовой, прежде чем накрывать на стол, мы обязательно называем посуду, кто сегодня дежурный, обговариваем меню. Дети не только выполняют трудовое поручение, но и закрепляют словарь, учатся проговаривать слова. Таким образом, весь процесс трудового обучения в дет. саду является основой познания внешнего мира и в значительной степени развитие речи детей, формирует свойства характера. Нужно отметить, что в основном наши дети любят трудиться, с желанием выполняют трудовые поручения. В этом вы, родители, должны убедиться сами. Иногда ваш трехлетний ребенок не умел сам одеться, даже есть, выполнить самое простое поручение. Прошло совсем немного времени и этому, он уже научился в д\саду. Очень часто, вы родители приезжая к нам, с радостью и даже удивлением рассказываете нам что уже умеет ваш ребенок: он ест сам, правильно убирает за собой кровать, сам одевается. Вы должны поддерживать имеющие навыки и продолжать тем самым нашу работу. А иногда бывает так, что вы удивляетесь, что здесь ребенок ест хорошо, сам одевается, а дома он ничего не хочет делать. Одной из причин расхождение в поведении ребенка являются ваши действия- вы сами начинаете одевать ребенка зная, что он сам это может. Приехав домой бабушки и дедушки позволяют ребенку всё (это нам понятно, они соскучились по внуку). Конечно, все окружающие не хотят нанести урон нашей работе и своему ребенку. Сегодня мы призываем вас присмотреться к умению вашего ребенка и продолжать нашу работу.
Мы, воспитатели, знаем, что самообслуживание детей в той мере, в какой позволяют их физические силы - первая ступень в практической подготовке их к самостоятельной жизни.
Трудовое воспитание, играющее важную роль в формировании нравственно зрелой личности, начинается в самом раннем детстве. Чем раньше взрослый начинает привлекать ребенка к труду, тем большее влияние оказывает участие в нем на формирование у малыша потребности к деятельности на благо всей семьи, а позднее общества в целом. Родители должны воспитывать своего ребенка таким образом, чтобы в будущем они сами обеспечили себя во всем своим трудом, чтобы на первом месте у них были духовные потребности.
Поначалу трудовые задания имеют игровую форму, ребенок вытирает пыль или подметает потому, что ему интересно. Постепенно ребенок должен научиться выполнять поручения, которые ему и не интересны. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо без хныканья выполнять работы не приятные. Потом, по мере развития ребенка даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если он сам увидит ценность этой работы. Чтобы трудовое воспитание сочеталось с нравственным, необходимо ставить ребенка в роль желанного, ценного взрослым помощника, без которого в данный момент не обойтись. Например, мама купила новые шторы на окна и хочет повесить их до прихода папы с работы, заметит ли он изменения в квартире. Без дочери тут не обойтись. Надо подать шторы маме, которая стоит на подоконнике, нужно их придержать чтобы они не испачкать и не измять. Маленькой Лене трудно справится с огромным полотнищем, к тому же она перепутала где верх, где низ. Но мама не торопится спускаться с подоконника, она делает вид, что очень занята протиранием окна от пыли. Поэтому Лена старается сама выйти из сложившейся ситуации. Наконец ей удалось найти петельки, за которые мама будет крепить шторы. После окончания совместной работы мама не хвалит Лену, она предлагает совместно полюбоваться, как теперь стало в комнате красиво. Девочка видит радость своего труда, испытывает гордость что она участвовала во взрослом деле. Быт семьи, ее совместный уклад требует от всех членов семьи терпимости и доброжелательность друг к другу. Нередко родители приходят с работы уставшими, им хочется отдохнуть. А тут еще нужно приготовит ужин, постирать сыну рубашку, пришить ему пуговицы, убрать в квартире. Хватит ли у папы или у мамы оптимизма для того, чтобы делать всё работу весело и задорно? Если да, то усилий, со стороны старших, для привлечения ребенка к трудовой деятельности предприниматься не придется. А если еще сумеют родители не рассердиться, когда их ребенок от чрезмерного усердия разобьет тарелку, опрокинет ведро с водой, или куда- то заденет единственную пуговицу, то совместная трудовая деятельность станет для ребенка желанной формой общения со старшими. Родители должны запастись терпением, пока раз от разу ребенок будет усваивать элементы наших взрослых дел, владея которыми уже давно, мы забыли, что все они складываются из цепочки простых движений, для которых надо натренировать руки и глаз. Для этого нужно время, а результат обязательно будет. Самостоятельность, аккуратность, инициативность, заботливое отношение к старшим – эти качества воспитывают в наших детях труд.
И еще раз мы призываем присмотреться к умению вашего ребенка и продолжать нашу работу.
Надеюсь мои рекомендации вам пригодятся в воспитании и обучении ваших детей.

15