Доклад по проблемно-диалогическому обучению
МОУ «РОСКОШНЕНСКАЯ ШКОЛА»
Доклад
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
САЛЯДИНОВА Л. А.
учитель начальных классов
2016 г.
Современное обучение базируется на личностно ориентированном обучении, а личностно ориентированного обучения без проблемной составляющей не бывает.
Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.
Какие же на сегодняшний день качества личности будут востребованы рынком?
Находчивость, сообразительность, способность к нестандартным ситуациям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, а зачастую – чувство юмора, способность к компромиссам, к творческой переработке все возрастающей информации и ее компетентному использованию в практике, самоответственность, любознательность, активность , смелость, стремление к открытию нового для себя – вот основные параметры современной личности.
Очевидно, достижение таких качеств средствами проблемного урока – это только одна из возможностей, но возможность весьма немаловажная.
Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие, особенности которого зависят от учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности.
Главные цели проблемного обучения:
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть и разрешать нестандартные проблемы; способного не только их определить, но и проговорить в ходе диалога с учителем и товарищами в группе и в процессе выдвижения гипотез и решения проблемы всем классом.
развитие профессионального проблемного мышления.
Современные исследователи показывают, что в классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 15-20% выше, чем при традиционном обучении.
Главные условия успешности проблемного обучения:
обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать достаточный интерес к содержанию проблемы;
обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого;
необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказываниям учащихся относятся с пониманием и поощрением.
Что же такое проблема?
Проблема – это препятствие в деятельности и мышлении, непреодолимое наличными средствами. Такое определение проблемы позволяет конкретизировать проблему до достижимых целей, организовать поиск достижимых целей и необходимых средств. Представление проблемы как столкновения двух внутренне непротиворечивых знаний об одном и том же проявляет высший уровень проблемности.
Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
-Это могут быть противоречивые факты;
-Столкновение разных мнений учеников на одну и ту же проблему;
-Противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом.
Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Разрешение проблемы требует включения творческого мышления. Репродуктивные психические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в данном случае просто не эффективны.
Таким образом, проблемное обучение, как процесс предполагает:
Создание проблемной ситуации.
Выход из нее, т.е. решение проблемы.
В создании проблемной ситуации основная роль принадлежит учителю. Он должен заинтересовать, увлечь учащихся работой.
Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:
выявление проблемы,
формулирование,
поиск решения,
решение.
Проблемно – диалогическая технология
проблемная ситуация
учебная проблема
версии
актуализация
открытие
продукт, применение.
Проблемный монолог ученика является крайне редким случаем, и на него на реальном уроке не приходится рассчитывать. Существует несколько приёмов постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом. Поэтому наиболее эффективным является побуждающий диалог, при котором учитель побуждает учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся.
Урок открытия нового знания
Постановка учебной проблемы. Введение новых знаний.
Одновременное представление противоречивых фактов, мнений, теорий. Что удивляет? Какие вы видите факты?
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Противоречие между житейским представлением и научным фактом. Опровергнуть житейское представление вопросом или практическим заданием на ошибку. Предъявить научный факт экспериментом, сообщением, наглядностью. Вы вначале как думали? Как на самом деле?
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Почему не смогли выполнить задание, в чем встретили затруднение?
Дать практическое задание, не выполнимое вообще (построить треугольник с углами в 30, 80, 125 градусов). Вы смогли выполнить задание? В чем встретили затруднение
Поиск решения
Выдвижение гипотез. Выдвижение гипотез происходит двумя вариантами:вопрос, одновременное выдвижение гипотез,каждая гипотеза фиксируется на доске,доказывание;
Последовательное выдвижение гипотез.
Выдвижение гипотез сопровождается аргументами.
В процессе доказательства состоятельности той или иной гипотезы раскрывается содержание тем, решение проблемы.
Формулируется ответ на вопрос, проблему, обозначенную в начале урока как удивление или противоречие.
Итогом урока может быть художественный образ, опорные сигналы, схемы, опорные слова.
Побуждающий диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, потому что требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
создания проблемной ситуации;
побуждения к созданию противоречия проблемной ситуации;
побуждения к формулированию учебной проблемы;
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Подводящий диалог. Оргмомент, мотивирующий деятельность учащихся на уроке (включение школьников в работу). Включение в работу может проходить ярким пятном: стих, шутка, загадка удивление, вопрос.
Актуализация знаний. Повторяется тот объем знаний, который потребуется для решения проблемы на уроке.
Введение в тему, запись на доске и в тетрадях (при возможном самостоятельном формулировании темы учащимися пропускается строчка и к ней учитель возвращается позднее)
Восприятие нового материала через наблюдение, систему подводящих вопросов, практические задания. Создается ситуация незнания, возникает потребность объяснить это незнание.
Организация наблюдения за учебным материалом. Эвристическая беседа по вопросам. В ходе беседы происходит «открытие» нового знания.
Учащиеся самостоятельно формулируют вывод, правило или определение.
Учащиеся сравнивают свою формулировку с правилом учебника. Воспроизведение правила в группах или парах. Создание алгоритма выполнения, али его нет в учебнике, или наблюдение и практическое применение уже имеющегося порядка действий.
Уточнение и углубление понимания с помощью специальных вопросов.
Последовательное выполнение заданий по образцу, называние цели выполнения. В том случае, если в учебнике имеется алгоритм, практическая часть урока должна начинаться либо с анализа предлагаемого в учебнике хода рассуждения: выявление логики последовательности шагов, либо с составления подробного хода рассуждения самими учениками под руководством учителя и последующее его сравнение с алгоритмом учебника. По окончании этой работы учитель дает алгоритм рассуждения.
Подведение итогов урока: что нового «открыли», узнали, чему научились. Какие знания применили в ходе «открытия» нового материала.
Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Учитель: Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:
Такой падеж как_____________
Я с детства не терплю
Давать, делиться с кем-нибудь
С друзьями не люблю.
Структура проблемного урока в разных типах организации.
Целевое назначение: интерес к знаниям, осознание их значимости, активизация мыслительной деятельности, осознание процесса познания как решения проблем, более прочное усвоение знаний.
Задачи проблемного урока: изменение мотивации, закрепление и обобщение полученных ранее знаний, самостоятельное конструирование новых знаний, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, проектирование модели своего поведения, базирующегося на идее развития и свободного выбора.
Основные этапы и приемы их реализации.
Организационный момент: - рифмованное начало урока, элементы театрализации, эпиграф, высказывание знаменитых людей, пословицы, поговорки, относящиеся к теме урока; - начало урока с постановки учебной проблемы, создания учебной ситуации.
Исходная мотивация: учитель ставит задачу сформировать у учащихся установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя творцом новых знаний, преодолеть трудности, которые могут встретиться в процессе работы.
Актуализация прежних знаний в проблемном уроке в какой-то степени занимает место опроса. Однако актуализация – более широкое понятие, она может включать опрос как составную часть. Если при опросе задача заключается в том, чтобы выяснить объем и качество знаний, то основная цель актуализации – посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала, прежние знания сделать актуальными на данный момент. Основная задача данного этапа урока – создать определенный настрой к усвоению нового материала. Именно на этапе актуализации ставятся проблемные вопросы.
Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени. Проблемно – развивающие уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через проблемное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей.
Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения.
Активные методы – это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности (алгоритм, опорная схема, диалог, проблемные ситуации, игровые моменты).
Создание учебно –проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет предстоящей темы может быть организована разными способами: удивление, столкновение знания и незнания, столкновение идей, фактов, концепций.
Формулирование основной учебной задачи происходит в процессе аблююдения , обсуждения основного противоречия в созданной учебно-проблемной ситуации. Учебная задача показывает тот ориентир, на который они должны направить свою деятельность. Учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собою определенных целей, направленных на изучение учебного материала.
Формулирование проблемы и выдвижение гипотез должно основываться на самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Выходом этой деятельности должно стать формулирование выводов и обобщений конкретное их применение в практической деятельности сходной ситуации.
При создании проблемных уроков необходимо соблюдать принципы научности и доступности, системности и последовательности, сознательности и активности при разрешении научной проблемы.
Учебная проблема должна заинтересовать учащихся своей необычностью, эмоциональностью.
На уроке учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика, вовремя выяснить затруднения в разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь.
Урок открытия новых знаний.
Тема урока.
Задачи урока.1. Актуализировать знания учащихся о правописании О и Ё после шипящих в корне слова. 2. Познакомиться с правописанием суффиксов и окончаний после шипящих в корне. 3. Разработать алгоритм применения правила. 3. Научиться находить орфограмму в тексте.
Ход урока.
Организационный момент (запись на доске):
Черт одернул сюртучок
И припудрил пятачок,
Гребешком пригладил челку,
Идеально взбил прическу,
Стал таким он лихачом,
Удальцом и храбрецом.
^ Актуализация знаний.
Работа с текстом.(Учащиеся работают в парах, вставляют пропущенные буквы.)
Приш..л однажды ёжик Вася домой, взял щ..тку и давай пол подметать, порядок в доме наводить. Вдруг слышит в углу шрох. Мышка Аленка в гости явилась. Шрстка у нее серенькая, аккуратная. Все знают, что Алёнка каждое утро причсывается. Глазки у мышки ясные, хвост длинный. Ёжик Вася на стол шлковый лоскуток положил вместо скатерти, созвал гостей, всем оказал почт и уважение. Белочка Настя орехи щлкает, мышка Аленка чрствый хлеб грызет, синичка Света болтает, отчет о лесной жизни делает, а сам хозяин молочко из блюдечка пьет. Хорошо им, тепло, уютно.
У крылечка дуб растет, жлуди роняет. Листья шпотом разговаривают, прощаются до весны.
Вопросы и задания по тексту.
Прочитайте текст. Понаблюдайте, какая орфограмма встречается чаще всего, чем остальные? Какие опознавательные признаки орфограммы? Только пропущенные буквы? Каким правилом вы пользовались, вставляя пропущенные буквы? Каким алгоритмом вы пользовались при работе? Выделите корни в словах, с пропущенными буквами. Проверить по цепочке.
Обратите внимание на запись на доске. Правописание каких слов можно объяснить, применяя известный алгоритм? Выделите те морфемы, в которых пропущены гласные буквы. Объясняя правописание каких морфем ,мы не можем применить известный нам алгоритм? Достаточно ли для этого имеющихся у нас знаний?
Как вы считаете, какая проблема стоит перед нами? О чем пойдет разговор на уроке? О правописании гласных после шипящих. В какой части слова?
Как , по-вашему, будет звучать тема нашего урока? Сравните ваш вариант с учебником, запишите тему урока в тетради.
Наблюдение. (Стр. 17. Упражнение 360. Ударное и безударное положение суффикса.)
Понаблюдайте, почему все слова в этом упражнении распределены на две группы? Как вы считаете, по какому признаку. Какие гипотезы мы можем выдвинуть:
-ударное и безударное положение;
-положение после шипящей как опознавательный признак;
-можно изменить слово, чтобы гласный слышался отчетливо.
Понаблюдайте, путем практического применения обоснуйте правильность каждой из версий, сделайте вывод, какая в нашем случае будет ошибочной?
Сформулируйте правило (работа в парах), сравните свой вариант с вариантом учебника. Запомните его и расскажите друг другу, поставьте оценки.
Графическое обозначение орфограммы. Чтение по цепочке, учащиеся придумывают свои примеры, закрепляя навыки применения орфограммы, пользуясь алгоритмом, учатся находить опознавательные признаки.
Углубление понимания. Выполнение упражнения 361. Задание: из текста упражнения выпишите слова с изученной орфограммой. Составьте схемы 2 и 7 предложений. Чем они отличаются? (Актуализация знаний).
Формирование понятий. В упражнении 362 карандашом графически обозначить орфограмму.
Подведение результатов занятия: - с какими понятиями познакомились на уроке; какое для себя сделали открытие; какие приобрели новые знания; с какими трудностями встретились? Назовите ключевые слова сегодняшнего занятия.
Объяснение домашнего задания. Упражнение 363. Разрабатывается алгоритм выполнения.
Оценки за урок. Комментарий совместно с учащимися.
Урок открытия новых знаний.
Варианты постановки проблемы и выдвижения гипотез.
Урок начинается с актуализации: проводится комментированное письмо, устное повторение ранее изученного материала о переходных и возвратных глаголах, о категориях времени, числа, лица, рода у глаголов.
Ученикам предлагается запись на доске
наклеивать - наклеить
прибегать - прибежать
печь - испечь
- По какому грамматическому признаку различаются глаголы первого и второго столбика?
Ребята выдвигают разные гипотезы: различаются по времени, роду, лицу, но приходят к мнению, что их знаний для ответа недостаточно.
- Что можно предположить? - спрашивает учительница.
- Есть, наверное, неизвестный нам признак глаголов, - выдвигают гипотезу ученики.
- Какая же перед нами стоит задача?
- Определить этот новый признак.
Так формулируется проблема, которая является темой урока и которую следует разрешить в процессе учебной деятельности.
Поскольку смысловое значение слова лучше всего обнаруживается в предложении, учащимся предлагается следующее наблюдение
Я долгомарки. Я.все марки.
- Скажите, как вы нашли соответствующий глагол, не зная грамматического признака?
- По смыслу, - отвечают ребята.
Ученики интуитивно чувствуют разницу, но не могут дать четкого определения.
Тогда предлагается сравнение двух миниатюр:
« Мама звонит с работы сыну, спрашивая: «Как дела?». Мальчик отвечает: « Я уроки выучил, задачу решил, к диктанту подготовился, подмел комнату, вымыл посуду» Во втором рассказе ученик отвечал: « Я уроки учил, решал задачу, готовился к диктанту, убирал комнату»
- Как вы думаете, чья мама будет совершенно спокойна и почему?
Так определяется тот признак, который является неизвестным и делают вывод, что глаголы первой группы обозначают незаконченные действия, а глаголы второй группы – законченные.
- А как бы вы сами назвали новый глагольный признак?
Ребята предлагают свои варианты и сверяют их с формулировкой учебника.
«Технология
проблемно - диалогического обучения».Белый мрамор15