Разработка урока по русскому языку на тему Прямое и переносное значение слова (5 класс)


Прямое и переносное значение слова
Цель урока:
Повторить изученное по теме"Лексика"
Научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении.
Развивать творческую активность учащихся.
Обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи учащихся.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока.
I.Организационный момент. Постановка задачи.
II.Повторение изученного.
1.–Устный опрос.
2.–Терминологический диктант.
По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме. У доски 1 ученик работает…
1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется … (лексикология)
2. Словарный состав языка называется …(лексика)
3. То, что обозначает слово, называется …(лексическое значение)
4. Слово, имеющее одно лексическое значение…(однозначное)
5. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
6. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

III.Усвоение нового материала.
1.–Ребята, давайте запишем термины «прямое», «переносное слово». Сегодня мы с вами будем выяснять, что означают эти слова.
*Прослушивание строк из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина (Учащийся читают наизусть)
–Что значит слово «золотой»?
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
«Золотые скорлупки», то есть скорлупки из золота. Слово «золотой» употребляется в прямом значении.
*Прослушивание отрывка из стихотворения поэта И.Никитина (учащийся читает наизусть).
Золотые нивы,
Гладь и блеск озёр,
Светлые заливы,
Без конца простор.
–Что значит «золотые нивы»? Похожие на цвет золота. Здесь у слов на основе сходства по цвету появилось переносное значение.
–Таким образом слово «золотой» может иметь и прямое и переносное значение.

IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Задание 1:
На доске схема.
Задание учащимся: закончить построение схемы.
Схема имеет следующий вид:
значение слова.
(прямое) (Переносное)
Прямо указывает на ПЕреносит прямое значение слова
предмет,действие,явление. на другой предмет.



Задание 2:
Распределить словосочетание в два столбика соответственно схеме (Словосочетания диктует учитель):
Тяжёлый чемодан, лёгкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжёлый характер, холодный ветер.

Самостоятельная работа.
1.Запись под диктовку.
Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.
Задание: объяснить орфограммы, подчеркнуть основы предложений и указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном)
Самопроверка.
На доске записан текст с выполненным заданием.
2. Тест на закрепление изученного материала.
На парте у каждого ученика имеется экземпляр теста.
Задание: выпишипе букву, обозначающую правильный ответ.
Тест.
1.Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика
Б) синтаксис
В)лексикология
Г)пунктуация .
2.Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное издание
В) золотые слова, строить планы
3.В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный.
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор.
V.Подведение итогов урока. Оценка участия в уроке.
VI.Домашнее задание:
Выписать из учебника литературы по пять слов с прямым и переносным значением.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов
Слова умеют плакать и смеяться,Приказывать, молить и заклинать,И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать.Призывом стать, и отзывом, и зовомСпособно слово, изменяя лад.И проклинают, и клянутся словом,Напутствуют, и славят, и чернят.
(Я. Козловский.)
Цели урока:
образовательные
знать понятия “однозначное” и “многозначное” слово, “прямое” и “переносное” значение слов;уметь выбирать значение многозначного слова соответствующее ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий.
развивающие
развивать навыки выполнения творческих заданий в соответствии с нормами русского языка, активизировать познавательную деятельность учащихся, продолжить развитие сотрудничества “учитель-ученик”, а также логической памяти учащихся, их речи.
воспитательные
формировать коммуникативные качества личности, умение рационально организовывать свою работу;
воспитывать эстетику работы, уважение к окружающим людям.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
2. Повторение.
Словарная работа “Угадайка” – продолжите ответы:
Все слова языка образуют его словарный состав, или…
То, что обозначает слово, является…
Лексическое значение имеют только… части речи.
Кроме лексического значения любое слово имеет…
Взаимопроверка ответов учащихся (Слайд 1), подведение итогов выполнения этого задания.
3. Формулирование темы и цели урока.
Учитель. Прослушайте стихотворение. В одном или нескольких значениях употреблено слово СТАВИТЬ? Если в нескольких, то сколько их?
Пять рабочих ставят дом.Ставит опыт агроном.Он растит такую рожь – С головой в нее уйдешь.Ставит счетчики монтер.Ставит фильмы режиссер.Снял он сказку “Колобок”,Чтобы ты увидеть мог.Мама ставит пироги – Подойди и помоги.А диагноз ставит врач:“Просто насморк. Спи, не плачь!” Если кончится рассказ,Ставить точку в самый раз.
Ответы учащихся. Здесь слово ставить употреблено в нескольких значениях.
Учитель. А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока, учитывая слова, встречающиеся в стихотворении. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используя опорные фразы на доске.
Знать понятия …;
Уметь выбирать … .Цель урока: Знать понятия “однозначное” и “многозначное” слово, “прямое ” и “переносное” значение слов; уметь выбирать значение многозначного слова соответствующее ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий.4. Изучение нового материала.
Работа с учебником – чтение правил Многозначное слово – … , Однозначное слово – … , Прямое значение слова – … , Переносное значение слова-… .
Справка-А каких слов больше в русском языке – однозначных или многозначных? Чтобы ответить на этот вопрос исследователи взяли “Словарь русского языка” С.И. Ожегова, выбрали по принципу “случайного отбора” 35016 слов и установили, что однозначных слов среди них 63%, а многозначных 37%.
Гардероб – 1) шкаф для одежды; 2)помещение в общественном здании для хранения верхней одежды; 3) вся носильная одежда одного человека. Это слово многозначное.
5. Закрепление изученного материала.
А) “Игра в снежки”.
Слово учителя: Ребята, чтобы хорошенько разогреться перед работой, сыграем в самую популярную зимнюю игру. Я называю слово и кидаю снежок, кто снежок поймает, должен сказать, какое это слово – однозначное или многозначное и составить предложение с этим словом. (Существительные – снег, ручка, лист, ветер, кисть, луна, полотно, поле, звезды).
Б) Работа по группам.
Задание для первой группы. Докажите, что приведенные ниже слова являются многозначными. Для этого составьте предложения или словосочетания, употребив слова в разных значениях.
Крутой_________________________________________________
Глубокий _______________________________________________
Стол ____________________________________________________
Кухня___________________________________________________
Глухой__________________________________________________
Задание для второй группы. Подберите однокоренные слова к словам-омонимам. Составьте предложения с данными словами.
Точка – знак препинания_____________________________________
Точка – точка коньков_______________________________________
Клубы – клубы дыма________________________________________
Клубы – сельские клубы_____________________________________
Мир – Вселенная___________________________________________
Мир – спокойствие__________________________________________
Задание для третьей группы. Разделите в два столбика словосочетания с прямым и переносным значением слов. Составьте предложения с некоторыми из них.
Глухой старик, глухой переулок, глухой согласный, глухой голос; завели разговор, завели машину, завели собаку, завели хозяйство; вскипела вода, вскипел самовар, вскипело море, вскипело сердце; самолет снизился, температура снизилась, успеваемость снизилась.Проверка выполнения заданий – выступление групп, подведение итогов .В) Тест-опрос (Индивидуальная работа учащихся). (Слайды 3-7)
Выбери многозначные слова и впиши соответствующие им буквы в прямоугольник:
а) инженер; б) заговорить; в) кипеть; г) равнина; д) год; е) идти; ж) сеять; з) вечер; и) загладить; к) жирный; л) иней; м) ветер; н) пышный; о) пуговица; п) работа. 
Выделите пример, в котором прилагательное употреблено в прямом значении:
а) железный человек; б) железная воля; в) железная дисциплина; г) железная кровать.
Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:
а) светлый ум, общий язык, горячий чай;б) горькая судьба, общий язык, чистая скатерть;в) золотые руки, холодный ум, горячее сердце.
Выпишите слова, употребленные в переносном смысле.
Простор сияет чистый.Белым – бела земля.Под шубою пушистой – Сады, луга, поля.
Ответьте на вопрос по тексту –
У всех есть имя. Только иногда получается так, что по имени тебя не зовут. Подрался недавно Гешка с Костей, а Костина мама сказала: “Ты, Гешка, настоящий петух”. А вчера надулся Гешка на папу, и тот весь вечер дразнил его “Индюк”.
А вот Гешкину сестру Лену все Ласточкой зовут. Подъемный кран, на котором она работает, высокий. Другим здесь страшно, а Лена во время работы даже поет. За такой веселый характер и прозвали Лену Ласточкой.
(По Г. Цыферову)
– Благодаря чему слова петух, индюк, ласточка стали многозначными? (Внешние признаки и действия сходны между собой.)
Самопроверка теста (Слайд 8).
Г) Работа в парах. Замени в словосочетании существительное, чтобы прилагательное оказалось в прямом значении.
Ослиное упрямство – ослиное копыто, стальные мускулы – … , волчий аппетит -… , свинцовый взгляд – … , острое слово – … , воздушный пирог – … , веселая строка – … , бодрый шаг – … , тихий месяц – … , золотая пора – … .
Подведение итогов выполнения задания.
6. Подведение итогов урока
Послушайте стихотворение Роберта Рождественского.
Это в памяти остается.Повторяется, как молва:Сердце бьется,армия бьется – одинаковые слова!Одинаковые глаголы –неслучайные наверняка.Одинаковые законыи у сердца,и у полка…Говорится,словно поетсяс интонацией вихревой:бьется армия,сердце бьется,бьется знамя над головой!
– Поэт называет глаголы одинаковыми. Какой термин вы употребите для их определения? (Многозначные).
– Сколько значений имеет слово в словосочетании? (Одно).
– Что помогает определить однозначность и многозначность слова? (Словосочетание – контекст).
– Что понравилось вам сегодня на уроке, что запомнилось?
– Какие выводы вы сделали о том, какую роль играют многозначные и однозначные слова в речи?