Долгосрочный познавательный проект на тему «Жалобная книга природы»


Долгосрочный познавательный проект в средней группе «Жалобная книга природы»
Резеда Сапунова Долгосрочный познавательный проект в средней группе «Жалобная книга природы»
Познавательно-исследовательский проект
«Жалобная книга природы»
Автор: воспитатель
II квалификационной категории
Сапунова Резеда Ямилевна
Проблема: экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Актуальность: потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».
Цель: формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к объектам природы посредством различных видов деятельности.
Задачи:
• побуждать детей видеть и понимать прекрасное в природе;
• способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека;
• развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы;
• активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.
Тип проекта: долгосрочный, познавательный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Объект проектной деятельности: познавательная активность.
Предмет: процесс развития познавательной деятельности детей среднего возраста.
Обеспечение проекта:
Методическое: педагогическая, методическая, детская, художественная литература.
Диагностическое: диагностический материал, дидактический материал.
Материально – техническое: краски, карандаши, природный и бросовый материал и т. д.
Интегрируемые виды деятельности: - игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки); - познавательно-исследовательская деятельность (игры-экспериментирования, наблюдения за объектами и явлениями природы); - продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок); - коммуникативная деятельность (беседы, сочинение рассказов); - трудовая деятельность (изготовление кормушек для птиц, их подкормка; труд на участке детского сада);
- двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковые игры) - музыкально-художественная деятельность (слушание музыки); - чтение художественной литературы (восприятие произведения с решением проблемных ситуаций).
Гипотеза: данный проект позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор.
Ожидаемые результаты:
• у детей расширятся знания о бережном отношении к объектам природы;
• дети научатся видеть и понимать прекрасное в природе;
• возрастет интерес к познанию окружающего мира, чувство сострадания, сопереживания;
• родители примут активное участие в совместных с детьми мероприятиях экспериментально – познавательного, трудового характера.
Этапы реализации:
1 этап: анализ литературы и оснащение материально-технической базы.
2 этап: составление перспективного плана работы, диагностирование детей.
3 этап: выполнение плана и текущая оценка результата, внесение изменений, коррекция.
4 этап: презентация проекта родителям (викторина, анализ и оценка полученных результатов, презентация для детей ДОУ.
План реализации проекта
I этап - подготовительный
задачи мероприятия сроки ожидаемый результат
Определить цели и задачи проекта Беседа с детьми по теме проекта, выявление проблемы
Октябрь Совместно с детьми будут сформулированы проблемные вопросы
Проанализировать опыт педагогов, изучить методическую литературу по теме.
Анализ методической и художественной литературы по теме, приобретение новой
Октябрь Повысится собственный уровень знаний по теме
Подобрать дидактические, пальчиковые и подвижные игры по теме проекта
Подбор разнообразных игр по теме проекта
Октябрь Пополнится картотека игр и упражнений по экологической теме
Наметить примерный план совместной деятельности родителей с детьми
Разработка и систематизация консультативного материала для родителей
Октябрь Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
II этап - основной
задачи мероприятия сроки ожидаемый результат
Расширить представление детей о многообразии окружающего мира
Беседы с детьми на темы: «Чем богата земля?», «Все живое на земле – родное.», «Берегите птиц.», «Жалобная книга природы», «Деревья - легкие земли», «Что было бы, если исчезли леса (птицы, животные и т. д. ?»
В течение учебного года
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения
Способствовать познанию ребёнком мира природы, удовлетворению детской пытливости
Проведение серии экспериментов и наблюдений за объектами и явлениями природы
В течение учебного года
Обогащение опыта исследовательских действий
Поощрять желание детей воплощать в процессе создания поделок собственные впечатления, переживания
Изготовление поделок из бросового материала, кормушек для птиц (совместно с родителями)
Ноябрь- Декабрь
Оформление альбома «Жалобная книга природы»
Развивать самостоятельность, творчество, воображение Изготовление елочек из подручного материала (совместно с родителями)
Декабрь
Рисование рисунков «Природа вокруг нас», «Зимний пейзаж», «Мое любимое дерево» В течение учебного года
Привлечь родителей к совместной работе с детьми Изготовление стенгазет «В защиту елочки», «Покормите птиц зимой» Февраль Информированность родителей о методах привития детям любви к окружающему миру
Развитие связной монологической речи Составление рассказов - жалоб объектов природы Март
Оформление альбома «Жалобная книга природы»
Расширить знания детей об объектах природы Чтение произведений «Стыдно перед соловушкой», «Птицы», «История одной елочки» и др.
В течение учебного года Расширится кругозор детей
Развитие музыкального восприятия Прослушивание музыки «Голоса птиц», «Звуки природы» и др. В течение учебного года Дети накапливают опыт музыкальных впечатлений
Закрепить знания детей о природе, развивать познавательный интерес Дидактические игры «1,2,3 к дереву беги», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Узнай и назови», «Вершки и корешки», «Я знаю)
В течение учебного года
Систематизируются знания детей о природе
Познакомить детей с новыми книгами о природе Экскурсия в детскую библиотеку
Март Потребность к общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей
III этап - заключительный
Оценка результатов работы
Анализ результатов педагогической работы.
Март
Объективная оценка проделанной работы.
Учить детей презентовать итоги деятельности общественности
Презентация альбома «Жалобная книга природы» с рисунками и рассказами детей.
Апрель
Дети научатся анализировать свою деятельность, делать выводы
Анализ и оценка полученных результатов:
- у детей расширились знания о необходимости бережного отношения к природе; дети эмоционально откликаются на красоту природы, проявляют сочувствие, стремление оказывать помощь;
- возрос интерес к объектам природы ближайшего окружения; дети различают и называют птиц прилетающих на участок, могут рассказать о них, отражая в речи результаты наблюдений;
- родители приняли активное участие в жизни группы и экологического воспитания детей.
Вывод: реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети проявляют любознательность, высказывают свои мнения, стремятся отразить свои впечатления в продуктивной деятельности. Ребята с удовольствием включаются в поисково-исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Благодаря проведенной работе дети осознанно могут ответить на вопрос, почему нужно бережно относиться к объектам природы.
Список использованной литературы
1. Н. А. Алешина. "Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью"
2. М. А. Рунова "Ознакомление с природой через движение"
3. Н. В. Коломина "Занятия по экологии в детском саду"
4. С. Н. Николаева " Методика экологического воспитания дошкольников"
5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детство"
6. М. Д. Маханева "Экология в детском саду и в начальной школе"
7. С. Н. Николаева "Программа экологического воспитания в детском саду"
8. Энциклопедия «Животный мир Севера России».
9. Альбом «Томские просторы».
10. Энциклопедия «Азбука природы».
11. М. В. Черкасова. Они должны жить (по страницам Красной книги природы).