Презентация по музыкальному воспитанию на тему Знаменитые татарские композиторы
Знаменитые татарские композиторы Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. Автор: Авербах Бертольд Сайдашев Салих Замалетдинович татарский композитор, один из основоположников татарской профессиональной музыки. 1900-1954 На подлинно профессиональном и высоком творческом уровне Сайдашев подытожил, обобщил опыт первых народных композиторов, многовековые традиции народа сумел органически соединить с опытом европейской музыки, с фольклором и создать на этой основе подлинно национальное и профессиональное искусство. Музыкальное наследие:музыкальные произведения к драмам: «Галиябану» М. Файзи, «Башмагым» («Башмачки») Х. Ибрагимова, «Ил» («Родина»), «На Кандре», «Голубая шаль» К. Тинчурина, «Наемщик» Т. Гиззата и др.; знаменитый «Марш Советской Армии».В 2000 г. имя Салиха Сайдашева присвоено реконструированному Государственному Большому концертному залу в Казани.Имя Салиха Сайдашева носит музыкальное училище в городе Нижненкамске. Ключарев Александр Сергеевич (19 февраля 1906 - 30 марта 1972 года.) заслуженный деятель искусств ТАССР (1939), народного артиста ТАССР (1964), заслуженного деятеля искусств РСФСР (1969). Ключарев Александр Сергеевич — композитор и фольклористАлександр Сергеевич родился в Казани в семье служащего (его отец служил у знаменитого татарского купца Хусаинова). Еще в детстве семья Ключарева переехала в Оренбург.Там он работает музыкальным руководителем московского татарского рабочего театра, где создает музыкальное оформление пьес «Голубая шаль», «Казанское полотенце», «Галиябану». Первым его крупным сочинением является симфоническая сюита «Галиябану» (1933). Значительная часть творческого наследия Ключарева составляет инструментальная музыка. Первые инструментальные пьесы связаны с обработками народных мелодий и жанровыми или программными миниатюрами. Хорошо известны его изящные и ярко образные пьесы «Шурале», «Юмореска».Не менее значительная сфера творчества Ключарева — песня. Он был удостоен Государственной премии ТАССР имени Г. Тукая, за песню «Волжские волны»(1970). Вторую премию он получил за «Весеннюю песню» и третью — за произведение «Наши друзья». Софья Губайдуллина (24 октября 1931 года) Губайдуллину относят к композиторам-авангардистам 60-х годов 20 века. Она находится в одном ряду с Э. Денисовым и А. Шнитке. В 70-е годы композитор работала, экспериментируя с электронной музыкой. Софья Губайдуллина. Выдающийся композитор второй половины 20 века. Губайдуллина появилась на свет 24 октября 1931 года в небольшом городке Чистополе, который находился в Татарской АССР. Но детство композитора прошло в Казани. Музыкой София стала заниматься очень рано: девочке едва исполнилось 5 лет, как е отдали в музыкальную школу. Наиболее известными музыкальными произведениями Губайдуллиной являются музыкальные темы, которые звучат в фильмах и мультипликационных фильмах «День ангела», «Маугли», «Анна Голубкова», «Чучело», «Кошка, которая гуляет сама по себе» и во многих других. С 1992 года Губайдуллина стала жить и работать в Германии. Она является обладателем многочисленных наград и премий, среди которых премии конкурсов в Риме, в Монако, Японии, Германии, премия «Polar Music Prize» – аналог Нобелевской премии в области музыки. Последняя была вручена Губайдлиной и Полу Маккартни. Губайдуллина по праву считается одним из выдающихся композиторов современности. Основные сочинения композитора: "Страстей по Иоанну" "Ступени" "Offertorium" "Слышу... Умолкло..." (1994) Всего более 100 симфонических произведений. Музафаров Мансур 6 марта 1902 года в Казани - 20 ноября 1966 г. в Казани Творческое наследие М.Музафарова огромно. Он автор двух опер, ряда симфонических и камерно-инструментальных произведений: симфонии, сюиты на темы народных песен для струнного квартета, поэмы для скрипки с фортепьяно, пьес для фортепьяно и духовых инструментов, вокальных произведений, записей и обработок народных песен. Композитор Мансур Музафаров - один из основоположников татарской профессиональной музыки. Он родился в семье муллы. Его отец скончался очень рано, поэтому основное влияние на формирование мировоззрения сына оказала мать - Махруй Музаффария, учительница татарской женской школы, известная поэтесса.Свое начальное образование Мансур получает в медресе, в 1916 г. поступает в учительскую школу. Мансур рано научился играть на разных музыкальных инструментах, вместе с С.Сайдашевым участвует в инструментальных ансамблях. М.Музафаров поступает в Казанское музыкальное училище. После окончания училища в 1923 г. он был направлен в Московскую консерваторию для продолжения образования. По окончании консерватории М.Музафаров с 1931 по 1934 г. работает музыкальным редактором Татарского радиокомитета.М.Музафаров принял активное участие в развитии нового в Татарстане музыкально-сценического искусства - оперы. Им написаны оперы "Галиябану" и "Зульхабира". Садыкова Сара Гарифовна. Актриса, певица, композитор (1 ноября 1906г - 7 июня 1986) Ее заслуги перед искусством отмечены званиями «Заслуженная артистка Республики Татарстан», (1939г.). В 1977 г. была удостоена самого высокого звания «Народная артистка Республики Татарстан». Она так же является заслуженным деятелем искусств РСФСР (1984), лауреатом государственной премии им. Г. Тукая (1990 посм.). Сара Садыкова родилась 1 ноября 1906г. в городе Казань. Родители нарекли ее красивым восточным именем Бибисара. Со временем эта ласковая, нежная приставка "Биби" исчезла и появилось популярное в татарском музыкальном мире имя - Сара Садыкова. В 1921 году в благотворительном спектакле «Холостяк» она исполнила свою первую музыкальную роль и по настоянию преподавателя техникума, композитора Солтана Гобаши, была направлена на учебу в Москву. Она внесла большой вклад в становление татарской оперы. В 30-е годы на сцене театра «Рабочий» в Москве, а также на сцене театра оперы и балета в Казани, где она проработала солисткой с 1938 по 1948 гг., Сарой Садыковой было создано немало женских музыкальных образов. За свою творческую деятельность Сара Садыкова сочинила около четырехсот песен, музыку к тридцати спектаклям, множество инструментальных произведений, а также является автором двух музыкальных комедий. Жиганов, Назиб Гаязович Татарский советский композитор, Народный артист СССР (1957). (2 января 1911, Уральск ― 2 июня 1988, Казань.) Рано осиротел, воспитывался в детском доме. Самостоятельно по слуху научившись играть на фортепиано, в 1928 поступает в Казанский музыкальный техникум, а в 1931 по совету композитора А. С. Ключарёва отправляется в Москву, где поступает в музыкальный техникум при Московской консерватории (окончил в 1935), а затем в саму консерваторию в класс композиции Г. И. Литинского. Окончив консерваторию в 1938 году, Жиганов был назначен художественным руководителем Татарского театра оперы и балета, на открытии которого исполнялась опера «Качкын» ― дипломная работа композитора. Жиганов также возглавлял Союз композиторов Татарской АССР, а с 1945 ― открытую при его участии Казанскую консерваторию (также преподавал оркестровку, с 1953 ― профессор). В 2000 году консерватории было присвоено его имя. Жиганов считается основоположником современного татарского музыкального искусства. Звания и награды: Герой Социалистического Труда, Народный артист СССРСталинская премия (1948), Сталинская премия второй степени (1950); за сюиту на татарские темы для струнного оркестра, Государственная премия СССР (1970), Лауреат ТАССР имени Г. Тукая. Русте́м Мухаметхазе́евич Я́хин Татарский композитор, пианист, народный артист СССР (1986). Член Союза композиторов СССР с 1948 года. Неоднократно избирался членом правления Союза композиторов РСФСР, ТАССР. 16 августа 1921 года в Казани— 23 ноября 1993 года Рустем Мухаметхазеевич Яхин родился 16 августа 1921 г. в Казани. Первоначальное музыкальное образование получил в первой музыкальной школе. По совету педагогов Яхин поехал в Москву, где с 1937 г. учился в музыкальном училище как пианист, а в 1941 г. сдал вступительные экзамены и Московскую консерваторию, но началась война. В 1937 году Яхин переехал в Москву, где учился на пианиста в музыкальном училище, а в 1941 году сдал вступительные экзамены в Московскую консерваторию, однако началась война. Во время войны Яхин служил стрелком в зенитно-артиллерийской дивизии, а затем в ансамбле песни и пляски. Р.Яхин автор гимна Республики Татарстан, автор многих знаменитых песен, романсов, произведений для фортепиано.Звания и награды;Звание лауреата Государственной премии ТАССР им. Г.Тукая (1959),Звание «Заслуженный работник культуры ТАССР» (1964),Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977),Народный артист РСФСР (1981)[3],Народный артист СССР (1986),Орден Трудового Красного Знамени (1971),Орден «Знак Почета» (1957),Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и Медаль «За оборону Москвы» (1945),Медаль «За доблестный труд» (1970),Медаль «Ветеран труда» (1982),Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР» (1986),Знак «Фронтовик 1941—1945». Яруллин Фарид Загидуллович (1914-1943) Видный татарский композитор, основоположник национального балета. Имя Фарида Яруллина - мужественного воина, павшего в бою с фашистами,когда ему не было и тридцати лет, навсегда вошло в историю музыкальной культуры Татарстана и России. Им было написано немало инструментальных и вокальных сочинений, обогативших национальную музыкальную палитру, но, прежде всего, Фарид Яруллин известен как автор балета "Шурале", который положил начало становлению татарского хореографического искусства и, оставаясь поныне его вершиной, вошел в золотой фонд отечественной балетной классики. Первый национальный балет, поставленный в 1942 г. Татарским государственным театром оперы и балета, сразу же получил признание и до сих пор украшает репертуары многих театров нашей страны и за рубежом. Ни одно другое произведение татарской национальной культуры не получило такого широкого признания в мире и Ф. Яруллин остается самым знаменитым татарским композитором.Музыка его настолько интонационно богата и выразительна, что трогает сердца слушателей даже в концертном исполнении, она до сих пор оказывает влияние на балетное творчество других татарских композиторов. Ренат Еникеев 1937 советский композитор; Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1979), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Р.Еникеев – большой мастер камерной музыки, представленной различными видами как ансамблевой (дуэты, трио, квартеты, пьесы для ансамбля скрипачей и др.), так и сольной. Будучи пианистом, он особенно последовательно и успешно работает в сфере фортепианной музыки (концерт, сонаты, сонатины, циклы пьес). Особенно большой вклад Р.Еникеев внес в современный детский педагогический репертуар. Созданием цикла пьес для фортепиано «Сайдашстан» композитор явился, по существу, основоположником нового жанра в татарской музыке – авторизованной транскрипции (опыт сродни «Кармен-сюите» Р.Щедрина). Бережно и трепетно относясь к авторскому оригиналу, Р.Еникеев смело обновляет отдельные параметры музыки основоположника, в полной мере раскрывая её истинные достоинства и красоту. Украшением репертуара ведущих певцов Татарстана (академических и эстрадных) являются песни композитора. Такие его произведения в этой сфере, как «Ак дулкыннар» (Белые волны), «Ляйсан» (имя девушки) на ст. М.Хусаина; «Њрлђрећне менгђч» (На вершине твоей, родная земля) на ст. СюХакима; «Синен эзлђр» (Твои следы) на ст. Р.Ахметзянова, «Бэхет» (Счастье) на ст. М.Джалиля и др. стали по существу классикой татарского вокального искусства. Музыка Р.Еникеева занимает прочное место в современном концертном и педагогическом репертуаре. Сам композитор – замечательный пианист – часто выступает в качестве солиста и аккомпаниатора. Композитор удостоен званий заслуженного деятеля искусств ТАССР (1979), РСФСР (1987), народного артиста Республики Татарстан (2002), Лауреата Государственной премии РТ им. Г.Тукая (1983).