Методический материал на тему: Организация словарно — орфографической работы в начальной школе
Организация словарно – орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Работая по «Прописям», первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как «воробей», «ворона», «сорока», «пенал», «карандаш» и др., запоминают правописание слов – «Москва», «учитель», «ученик», «собака», «корова» и др. В каждом из последующих классов количество слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.
Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение школьниками семантики данных слов, их правописания и введение этих слов в пассивный, а затем в активный словарь учащихся.
Данный вид работы в словаре-справочнике М.Р. Львова трактуется следующим образом: "Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее" [ 2 ]
С орфографической точки зрения состав слов с непроверяемыми написаниями неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на слова с безударными гласными (ворона, малина), с двойными согласными (класс, суббота), слова со звонкими и глухими согласными (вокзал) и слова с непроизносимыми согласными (лестница).
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Очень часто основным приемом проведения словарно – орфографической работы в школе является механическое запоминание графического образа слова. Но, к сожалению, такой прием имеет свои недостатки. Главный из них заключается в отсутствии сознательной работы со стороны ребёнка, что приводит к формированию у него привычки не вникать в смысл прочитанных слов.
"Приёмы обучения орфографии с опорой на механические виды памяти не позволяют учителю активизировать сознание учащихся в целях более эффективного усвоения ими значения слова, не позволяют школьникам осознать взаимосвязь семантики и правописания данной лексической единицы, а значит и причин современной её орфографии", - пишет О.Н. Лёвушкина [1].
Поэтому учителю необходимо сделать процесс усвоения словарных слов наиболее эффективным.
Основные задачи, стоящие перед учителем начальных классов:
- формировать у младших школьников навык правописания;
-обогащать словарный запас детей;
-развивать речь, интерес и внимание к слову.
Существуют мнемонические приёмы запоминания слов с непроверяемыми написаниями. О применении таких приемов говорили в своих работах многие учёные.
Мнемоника или мнемотехника (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) - совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций [1].
Например, можно использовать такие упражнения:
1) гОрох (вместо буквы О на карточке нарисована горошина)
2) Стихотворные строки, вида:
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали "Петя" -
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мёд.
3) Если в слове несколько одинаковых гласных (считая и ударные и безударные), то полезно указать их количество (в слове ДИСЦИПЛИНА три И, а в слове МОЛОКО три О, в слове БАРАБАН три А и т.п.)
4) Запоминание непроверяемых орфограмм в составе сложносокращённого слова. Например, кОрабль - линкОр, дИвизия - комдИв, бАтальон - комбАт и др.
Существуют попытки построить всю словарно-орфографическую работу с опорой на ассоциативную память ребёнка. Нужно помнить о требованиях к ассоциативному образу:
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству,
б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
в) Учитель не должен навязывать ученику свои ассоциации, так как ценность данного приёма в том, что у каждого могут возникать свои ассоциативные образы.
Использование мнемонических приёмов целесообразно лишь в том случае, если нет других способов запоминания слов. "Мнемоническими приёмами нужно пользоваться осторожно и в исключительных случаях, они не рассчитаны на качественное совершенствование словарного запаса ребёнка и в целом его речи" [1].
Многие методисты советуют использовать этимологический анализ в работе со словом, т. к. он позволяет ученикам действовать сознательно и усвоить не только, как пишется слово, но и почему оно так пишется. Этот приём формирует интерес к слову, к языку, к его истории.
Таким образом, одним из путей рационализации словарно-орфографической работы в школе является применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания правописания "трудных" слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся; приёмами запоминания орфографии слова являются:
1) опора на комплекс анализаторов, включающий в себя и орфографическое проговаривание,
2) мнемонические приёмы, облегчающие запоминание внешнего облика "трудных" слов путём образования ассоциаций,
3) подбор однокоренных сложносокращённых слов,
4) этимологический анализ;
Алгоритм работы со словарным словом может быть представлен следующим образом:
1) Орфографическое проговаривание словарного слова, определение сильной и слабой позиции. Деление на слоги и все случаи переноса этого слова с последующей записью в тетрадь.
2) Нахождение индивидуального приёма запоминания с опорой на память.
3) Толкование этого слова и его этимология. (Использование толкового и этимологического словаря) Сначала попытаться выяснить смысл слова, опираясь, на знания учащихся, их предположения, затем использовать наглядность – картинный словарь, помогающий визуально запомнить словарное слово. Лучше усвоить орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Этот приём формирует интерес к слову, к языку, к его истории.
4) Подбор однокоренных слов. (Групповая работа)
5) Письменный фонетический разбор в полной форме.
6) Коллективное составление предложений со словарным словом. Запись понравившегося предложения с последующим синтаксическим разбором.
7) Морфологический разбор словарного слова из записанного в тетрадь предложения.
8) Работа со словом в составе пословиц, поговорок, крылатых выражений.
Применение ИКТ в процессе обучения правописанию слов с непроверяемыми орфограммами повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся. ИКТ позволяют быстро и грамотно подготовить иллюстративный материал к изучаемому слову, подобрать необходимые сведения из различных словарей. Создание электронных дидактических материалов дает возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
Литература.
1. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Высшая школа: Academia, 1999, с.215.
3. Николаева Л.П., Иванова И.В. Работа со словарными словами. 1 Класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.