Организация дифференцированной исследовательской деятельности на уроках геометрии


ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ УРОКА ГЕОМЕТРИИ В ВОСЬМЫХ КЛАССАХ
Баракова Елена Александровна
ГБОУ СОШ №1985 г. Москва
Представим траекторию развития интереса к предмету посредством организации дифференцированной исследовательской деятельности: от любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению научной любознательности и всё более устойчивой направленности личности на изучение предмета.
Для осуществления дифференцированной исследовательской деятельности учителю важно:
изучить индивидуальные особенности и учебные возможности обучающихся;
определить критерии деления обучающихся на группы;
уметь совершенствовать способности и навыки обучающихся при индивидуальном руководстве;
уметь анализировать их работу, подмечая положительную динамику и трудности;
перспективно планировать деятельность учащихся (индивидуальное и групповое), направленно руководить учебным процессом;
уметь заменять малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.
Покажем, как можно организовать дифференцированную исследовательскую деятельность на примере урока геометрии в 8 классе по теме «Многоугольники», главы V «Четырёхугольники». В рекомендуемом планировании по УМК Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. на изучение темы отводится 2ч. (§1, п.39 Многоугольник, п.40 Выпуклый многоугольник, п.41 Четырёхугольник).
При подготовке урока учитель должен руководствоваться специальными правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. Ему следует:
определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;
уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;
определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;
выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами;
определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;
стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.
Наиболее значимыми требованиями к уроку являются его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.
Урок 1 (п.39, п.40).
Тип урока: модульный (характеризуется как комбинированный постановкой и достижением нескольких дидактических целей, но отличается завершенностью и самостоятельностью).
Дидактическая цель урока:
•объяснить, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали;
•сформулировать определение выпуклого многоугольника;
•научить изображать и распознавать многоугольники (элементы, внутреннюю и внешнюю области) на чертежах;
•сформулировать и доказать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника;
развивать зрительное восприятие, логику рассуждений, речь, в том числе и математическую;
формировать умение сравнивать, выделять общие элементы и отличия, анализировать, обобщать и делать выводы.
Структура урока:
I этап - мотивационная беседа (то, что называют организационным моментом или введением в тему урока), завершающаяся постановкой интегрирующей цели урока.
1) На экране слайд-шоу «Звёздная карта летнего неба для детей» (3 мин). (комментарии учителя).
2) Вопросы учителя:
- Как созвездия распознают и изображают на карте?
- Сколько лучиков у звёзд на слайде? Изобразите семиконечную звезду.
Сколько видов звезд такой характеристики можно изобразить?
- С какими геометрическими понятиями ассоциируются звезды, созвездия?
Информация созвучна с впечатлениями ушедшего лета, подвергается эмоциональному восприятию (эмоции удивления, чувство ожидания нового) и умственной переработке. В результате ребята получают импульс к последующей деятельности. Следующий этап необходимо организовать так, чтобы процесс учения в состоянии интереса носил не созерцательный, а активный целенаправленный характер. Необходимо пробудить познавательный интерес, который и составляет важнейший мотив учения. Под влиянием познавательного интереса в интеллектуальной деятельности проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач.
II этап - входной контроль (повторение изученного ранее).
Опираться на прошлые знания учащихся необходимо на протяжении всего урока. Но в то же время учебный материал должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Только при этом условии у обучающихся возникнет и разовьется личностная потребность в научном познании мира, без которой обучение просто невозможно.
1) Задание «Продолжи мысль»:
«Геометрия - наука, занимающаяся изучением …»,
«Примеры геометрических фигур на плоскости: …»,«Часть прямой …, называется отрезком»,
«Угол - это геометрическая фигура, которая состоит из точки и …»,
« Если угол неразвёрнутый, то он делит плоскость на две части: …»,« Чтобы получить геометрическую фигуру, которая называется треугольник, нужно …».
2) Найди общее и различное у фигур, изображенных на доске:
1. В 2. N 3. 4. L X
А С M O E S I Y
Е D K P G R Z W
T
По результатам деятельности класс разбивается на группы (по параметрам: активность; темп работы; лидерские качества; коммуникабельность; аналитическое мышление).
Задание группам: «Заполни таблицу» (указывать № фигур):
Параметры оценивания фигуры Общие элементы имеют фигуры Различные элементы имеют фигуры
По количеству вершин
(укажите сколько) По количеству сторон
(укажите сколько) По количеству внутренних углов, меньше развёрнутого По наличию сторон без самопересечений По наличию сторон, продолжение которых не пересекает другие стороны Учтены три основных вида стимуляции познавательного интереса учащихся: 1) содержание учебного материала; 2) организация учебной деятельности; 3) общение в учебном процессе между учениками, между ними и учителем 2.
III этап – работа с новым материалом (п.39 учебника):
1) Выбери правильный ответ (обучающиеся работают самостоятельно на листочках, обводят кружком № правильного ответа):
а) смежные отрезки данных фигур:
1. Лежат на одной прямой 2. Не лежат на одной прямой
б) несмежные отрезки данных фигур:
1. Не имеют общих точек 2. Имеют общие точки
в) соседние вершины данных фигур:
1. принадлежат одной стороне 2. Не принадлежат одной стороне
б) отрезок, соединяющий две соседние вершины данных фигур, называют:
1. Сторона 2. Диагональ
в) отрезок, соединяющий две несоседние вершины данных фигур, называют:
1. Сторона 2. Диагональ
2) Дайте определение понятиям (запись в тетради, проговаривание вслух):
n-угольник, многоугольник, сторона многоугольника, диагональ многоугольника, внутренняя (внешняя) область многоугольника, выпуклый (невыпуклый) многоугольник. 3) Составьте схему, в которой отразите основные понятия, изученные в данной теме, и связи между ними.
Обучающиеся должны ясно представлять все содержание изученного на уроке и отдельные его части, все учебные действия и операции для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе, осознавать закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной. Учитель здесь не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально, и это очень заметно повышает эффективность урока.
IV этап – закрепление изученного материала (работа самостоятельная):
Практическое задание («по рядам»): вывести формулу суммы углов n –угольника.
Сумма всех углов
(посчитать)

Сравнить количество треугольников с числом сторон
выполните действия по алгоритму:
количество треугольников
(посчитать)
диагонали
(начертить)
n = 5
(начертить)



аналогичное задание при n = 6; 7; 8; 9; 10.
сравните полученные результаты и найдите общую закономерность;
составьте формулу суммы углов n –угольника;
проверьте себя (п.40 учебника).
При сопоставлении результатов каждый ученик, в том числе и неуспевающий, ощутит радость в преодолении трудностей, чувство успеха, победы, свершения сложной работы.
V этап – завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке):
№ 365 (найти количество сторон многоугольника, если известна градусная мера угла и все углы равны).
Учащиеся дают самооценку своим возможностям по изученной теме, применив формулу суммы углов n–угольника для нахождения количества сторон n–угольника.
VI этап – рефлексия (самооценка и суждения обучающихся о работе класса, группы, своей деятельности на уроке; о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им хотелось бы пожелать).Домашнее задание: п.39, п.40; мини-проекты «Звёздный многоугольник». («Звёздный многоугольник» - что мы о нём знаем? Как построить пятиконечную, шестиконечную, семиконечную, восьмиконечную звезду с помощью циркуля и линейки? Сколько вариантов имеет задача построения «звёздных многоугольников» (при n > 5)?).
Литература
Боженкова Л.И. Методическая система обучения геометрии, ориентированная на интеллектуальное воспитание учащихся общеобразовательной школы / диссертация доктора педагогических наук: 13.00.02 - Москва, 2007.- 420 с.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7-9/Учебник для общеобразовательных учреждений -М., 2011.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся - М., 1988.
http://www.liveinternet.ru/users/4652061/post213849646/Астрономия для детей. Созвездия летнего неба.