Конспект урока по всеобщей истории Возникновение ислама и образование Арабского халифата
План-конспект урока всеобщей истории по теме
«Возникновение ислама и объединение арабов» 6 класс.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли новой религии в объединении арабов и возникновения нового государства.
Задачи урока:
Образовательные- сформировать у учащихся представление о новой мировой религии, зародившейся в VII веке – исламе.
Развивающие - способствовать развитию хронологических и картографических умений у школьников;
продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, умение работать с картой;
развивать у учащихся элементы самоконтроля
Воспитательные - способствовать развитию у учащихся нравственных ценностей на основе исламской морали
Оборудование: Карта «Арабы в VII-XI вв.», компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация, магнитофон, раздаточный материал(текст исторического источника Ибн-Хосров «Сафар-Намэ, карточки).
Ход урока
1. Организационный момент. Учитель проверяет готовность класса к занятию, отмечает отсутствующих.
2.Актуализация: (слайд 1) Мы продолжаем с вами, ребята, изучать историю как многообразие и единство мира. История всегда таинственна, интересна и увлекательна. Наше путешествие продолжается. Вы слышите эту волшебную мелодию? А сладостный голос Шахразады и её сказки «Тысяча и одна ночь»? На несколько часов истории, мы погрузимся в необыкновенный мир Ближнего Востока, где и сейчас живут заклинатели змей, факиры, возвышаются мечети и дует сухой и жаркий ветер пустыни. (Слова произносятся на фоне музыки)
На востоке граница Византии проходила рядом с территорией, на которой проживали племена арабов. В 630 –х гг. в жизни этих народов происходят «чудо»: незаметные раньше пустынные кочевники-арабы объединились в сильную военную державу – халифат. Их стали бояться многие государства. Чем объяснялись внезапные успехи арабов? Ответить на этот вопрос мы попытаемся с вами на нашем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Возникновение ислама и объединение арабов»
3.Изучение новой темы
План (слайд 2)
Условия жизни и занятия арабов.
Биография пророка Мухаммеда
Появление новой религии – ислама.
1)Условия жизни и занятия арабов. (слайд 3)
1.Комментированное чтение: Прочтите текст на стр.69, первый абзац.
Работа по карте «Арабы в 7 –11 вв.»
где издавна проживали арабы?
Какими морями омывается Аравийский полуостров?
Какую еще информацию о жизни арабов может дать нам карта? (Торговые пути, города, завоевательные походы)
Слово учителя: ..Аравия – одна из наиболее безводных стран мира. Большую часть полуострова занимают засушливые степи и труднопроходимые пустыни. В языке древних арабов не было даже слова «река».
2. Работа с историческим документом Ибн-Хосров «Сафар-Намэ». (текст источника раздается каждому ученику) (слайды 4-6)
Вопрос и беседа по документу.
Какие выводы о жизни и занятиях жителей Аравии можно сделать? (какой климат, почва, растительность, какие культуры выращивали)
3.Рассказ учителя: про основные занятия арабов (слайды 7-13)
Вопросы к классу:
-Назовите основные занятия арабов?
- Какие арабы занимались земледелием, а какие скотоводством?
- Занимались ли арабы торговлей? Что продавали и где продавали?
-Почему верблюд был неразлучным спутником бедуина?
Сделайте вывод о занятиях арабов?
4. Работа с литературными источниками: (слайды 14-15)
Учитель: Нам будет интересно узнать, как жили бедуины, какие отношения складывались между племенами. Сейчас я прочитаю вам отрывки стихотворений арабских поэтов, а вы сделаете умозаключения как знатоки истории.
1- В опасности племя моё Я готов умеретьВраги угрожают, иду без боязни в сраженья… Племена жили враждебно, часто воевали, но были храбрыми, смело защищали своих близких.
2-Мы мстим за убийство, своих соплеменниковИ наше возмездиеНеотвратимо… У них была кровная месть.
3- Того, кто дерзнётОт рода отречься открыто,Терзают клинкиИ тяжёлые топчут копыта… Преданы своему роду. Предательство – тяжкое преступление.
4-А я ведь друзей нахожу И в убогих шатрахИ там, где в богатствеЖивёт не одно поколение… Жизнь разная. Есть богатые и бедные.
Сделайте выводы: Арабские племена часто воевали между собой, у них был обычай кровной мести, часть арабов разбогатела, иные были бедные. (слайд 16)
Физкультминутка (слайд 17)
2)Биография пророка Мухаммеда (опережающее индивидуальное задание для учащегося) (слайд 18-19)
5. Сообщение учащегося: «Краткая информация о Мухаммеде»
Для того, чтобы объединить арабов и защитить свою независимость житель Мекки Мухаммед основал новую религию – ислам. Он начал утверждать , что он слышит «Голос Бога» -Аллаха. Себя он стал называть «посланником Бога» - его Пророком. Мухаммед начал призывать арабов к объединению и прекращению вражды, к принятию единой веры. Богатых людей он призывал оказывать помощь нуждающимся и неимущим людям. Постепенно у Мухаммеда появилось много сторонников, их стали называть мусульманами, т.е. «покорными Богу». Но не все люди с пониманием отнеслись к нему. Нашлись и такие, которые отнеслись к нему враждебно. Поэтому в 622 году Мухаммед переселяется в г. Медину. Там он находит своих сторонников. Однако противостояние с Меккой заканчивается только к 630 году. К этому времени большинство арабов принимают ислам и признают власть Мухаммеда, который становится во главе Арабского государства и мусульманской церкви.
3)Появление новой религии – ислама.
6. Характеристика ислама: (слайд 20)
Учитель: Но что за религия такая «ислам» мы с вами пока не знаем. Для того, чтобы познакомится с понятиями ислама, я буду читать выдержки из священной книги мусульман Коран и стихи арабских поэтов, а вы постарайтесь дать характеристику религии.
1- Я не владею для себя не пользой не вредом, если этого не пожелает Аллах. Всё в руках Аллаха.
2- Аллах ведает, что ты делаешь. Бог видит всё и всех.
3- Аллах кого пожелает, того сбивает с пути, а кого желает, то помещает по прямой дороге. Судьба человека в руках бога.
4- Не простая истина у мудреца.Бедность и богатство – всё в руках творцаЧеловек, ведь ты в своей судьбе неволенТак не суетись и малым будь доволен. Не завидуй тем, кто богат, всё в руках бога.
5- Кто идёт войной на неверных, убитые на такой войне – в раю. Религия за мир, однако же неверных можно убивать.
Законы мусульман: (слайд 21)
Учитель: Религия ислам создала правила поведения людей мусульман – шариат. Давайте запишем на доске, какие обязанности и запреты предполагались.
Обязанности: люби ближнего, уважай родителей, будь терпимым, мужественным, желай трудиться, плати долги, плати калым за жену, мужчина – главный, соблюдай пост, одну пятую доходов трать на милостыни, посетить Мекку, Медину, молиться 5 раз в день… Запреты: не лги, не убей, не воруй, не пей вина, не ростовщичествуй, не играй в азартные игры, не больше 4-х жён можешь иметь, пятница – отдых…
Учитель: Сделайте выводы
Учащиеся: мусульманская религия похожа на другие религии, призывает к добру, плохое запрещает.
Учитель: Таким образом мы с вами можем сделать вывод, что новая религия ислам оказало огромное влияние не только на арабов, но и на другие народы.
7.Закрепление изученного материала. Разноуровневые задания (слайды 22-23)
8. Выставление оценок. Домашнее задание (слайд 24)
Дифференцированные задания
На «3»- Прочитать параграф №13, попытаться ответить на вопросы в конце параграфа.
На «4»- Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия ее населения?»
На «5»- составить кроссворд по теме «Возникновение ислама и объединение арабов»