Выступление на педагогическом совете школы. Тема: Организация проектной деятельности «Экологический проект» с учащимися 9 класса VIII вида.
Выступление на педагогическом совете школы.
Тема: Организация проектной деятельности «Экологический проект»
с учащимися 9 класса VIII вида.
Содержание:
Введение.
Значение проектной деятельности в формировании ключевых компетенций учащихся с ОВЗ.
Этапы работы над «Экологическим проектом».
Основные результаты.
Выводы.
Рекомендуемая литература.
1. Введение
Организация проектной деятельности учащихся становится всё более популярной в современной образовательной практике. Её возрождение в 1980-1990-х годах связано с реформированием школьного образования, поиском продуктивных форм познавательной деятельности школьников. Получив первоначальное широкое распространение в основном и старшем звене общего образования, проектирование стало использоваться в обучении младших школьников, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность позволяет интегрировать знания учащихся из различных предметных областей для решения одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания, как в учебной деятельности, так и за её пределами.
«Компетентностный подход в образовании» – под ним понимается способ обучения, ориентированный на овладение учащимися ключевыми компетенциями, являющимися универсальными для освоения различных видов деятельности, а также требующими умения использовать средства, адекватные складывающейся ситуации. Обращение к данному подходу в рамках рассмотрения ученического проектирования обусловлено осознанием того факта, что на сегодняшний день именно компетентностный подход трактуется исследователями как стратегическое направление развития всех компонентов системы обучения, имеющих практико-ориентированную направленность обучения с целью формирования у учащихся ключевых компетентностей как универсальных способов учебной и социальной деятельности.
Рассмотрим краткий глоссарий основных понятий
по проектной деятельности:
Что такое ПРОЕКТ? – Это слово произошло (от лат. проектус –брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
ПРОЕКТ – продуманное новое организационное решение и реализующие его действия, приводящие к улучшению качества жизни проектировщика и окружающих его людей.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся – один из методов развивающего обучения, направленный на выработку самостоятельных умений и навыков (постановка проблемы, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов); способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ – это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблемы и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).
РЕФЛЕКСИЯ – 1) постоянный анализ целей, задач процесса, результатов;
2) процесс самоанализа, самопознания, самонаблюдения; 3) филос. форма познания, теоретическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их оснований.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – 1) те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования, изготовления продукта; 2) в контексте ученического проектирования – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности, предмет стремления, то, что надо (желательно) осуществить.
Классификация проектов по доминирующей
деятельности учащихся
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Итогом проекта часто являются публикации в СМИ, в том числе в сети Интернет.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театральные постановки, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.
Ролевой проект – его разработка и реализация считается наиболее сложным. Участвуя в нём, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт или заключён договор?
Практико-ориентированный или социально-значимый проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.
В таком проекте мы участвовали с 9 классом.
Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведётся в группах, продолжительность – 20 минут (подготовка 10 минут), презентация каждой группы – 2 минуты.
Краткосрочные проекты требуют выделение 4 – 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.
Пример: работа осуществляется в группах, продолжительность работы – 4 урока.
1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания, сбор информации.
2-й урок: отчёт группы по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации.
3-й и 4-й уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натуральные видеосъёмки и др.) Всё это, благодаря глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.
Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Цикл реализации проекта выполняется во внеурочное время (традиционно в рамках ученических научных обществ).
Наш проект занял по продолжительности ровно полгода.
2. Каково значение проектной деятельности в формировании ключевых компетенций учащихся с ОВЗ?
Прежде всего, необходимо сформулировать цели проектной деятельности, которыми должен руководствоваться педагог:
Направленность на формирование умений действенно-практического применения знаний и умений, полученных на уроках, а также создание условий, способствующих освоению новых для ребёнка знаний и выработке собственных эффективных надпредметных действий по организации деятельности.
Овладение учащимися общими алгоритмами решения теоретико-практических задач на примере знакомства с алгоритмом работы над проектом.
Создание условий для приобретения социальной практики за пределами школы.
Поддержка и развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов, познавательной траектории, самостоятельности и инициативы учащегося.
Создание условий для ситуации успеха ребёнка.
Перечисленные цели проектной деятельности диктуют необходимость отбора содержания образования, адекватного комплексной процедуре проектирования и направленного, с точки зрения компетентностного подхода, «на формирование готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы их деятельности в реальной жизни для решения практических задач».
3. Этапы работы над проектом:
Рождение замысла или выбор темы проекта. У нас не было выбора. Тема пришла сама - из Пермского регионального отделения общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры» при поддержке «Гринпис России».
Мы внимательно изучили письмо, обдумали и решили, что организация рейдов «Энергетический патруль» очень ответственна и потребует много времени. Тем более вне урочного.
Затем мы составили план деятельности, выбрали наиболее безопасный маршрут для прохождения патруля.
Поручили Алёше К., Саше С., Тане Ш. и Саше В. изучить исследование проблемы на информационном уровне и сделать сообщения в классе.
Технологический этап занял полгода. Два раза в месяц патруль выходил во внеурочное время по маршруту, разработанным самими учениками. Учащиеся фиксировали энергорасточительные объекты, фотографировали, клеили листовки и вручали «расточителям».
Параллельно все изменения вносились в таблицу для облегчения дальнейшей работы над презентацией.
Составление текста устной презентации.
Представление результатов деятельности в виде устной презентации.
Анализ проделанной работы и выводы.
4. Основные результаты:
В рамках компетентностного подхода содержание образования рассматривается как социальный опыт человечества в процессе превращения в собственный опыт личности, проходящий в специально организованной образовательной среде.
В процессе работы над проектом у учащихся формируется большое количество надпредметных умений (в современной трактовке УУД – универсальные учебные действия), а именно:
Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.
Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.
Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
Выводы
Весь класс участвовал в ПРОЕКТЕ «Рейд «Энергетический патруль» с желанием. Никого не надо было заставлять идти патрулировать в очередной раз. Все знали и понимали значение этого проекта – «насколько рационально используется электроэнергия в городе?»
С 2008 года наш класс проводит внеклассную работу по Экологии. Поэтому проблема «энергорасточительства» нам близка и понятна. Эти полгода весь класс без стонов и упрёков выходил на патрулирование в районе от ул.Сысольская до Детского мира.
Благодаря моим ученикам количество энергорасточительных объектов на патрулируемом участке за полгода снизилось в 7 раз!
Рекомендуемая литература
В.А. Болотов, Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. - №10.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 23.07.2002 №2866.
Т.А.Матвеева, Понятийный аппарат компетентностного подхода в профессиональном образовании/ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
К.Н.Поливанова, Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / М.: Просвещение, 2008.