Разработка урока по истории Казахстана Казахско-джунгарские войны 11 класс
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Школа-гимназия №35 отдела образования акимата г.Экибастуза» Павлодарской области
Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?
Смакова Данагуль Рауияновна,
учитель истории
г.Экибастуз, 2015 год
Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?
Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни.
М.Монтень
Изменение стратегических целей и задач в современном казахстанском образовании ставит учителя в ситуацию постоянного выбора, требует умений и способностей ориентироваться в сложной реальной действительности, подходить творчески к поиску вариантов решения возникающих затруднений в профессиональной деятельности, в том числе и в оценочной практике.
Концепция модернизации образования при переходе на новые стандарты обучения предусматривает пересмотр сущностей всех компонентов педагогического процесса – целей обучения, содержания образования, форм, методов, системы контроля и оценивания учебных достижений учащихся. В старшей ступени школьной практики обновление содержания образования основывается в поиске и создании необходимых условий, которые способствуют расширению возможности выбора и определения каждым школьником необходимого содержания образования, его объёма, индивидуальной траектории движения в образовательном пространстве школы.
Оценивание в школьной практике, несомненно, являясь одним из основных стимулов, не всегда действенен. В процессе внедрения новых методов и подходов в обучении на старшей ступени предполагалась опытная проверка «различных вариантов организации системы контрольно-оценочной деятельности, способствующих: ориентации результата образовательного процесса на формирование ключевых компетенций; учёту личностных особенностей и темпов развития каждого учащегося; апробации результативности различных моделей профилизации старшей ступени школы и т.д.».[1]
Для реализации данного проекта, в процессе работы в первую очередь я уделяла больше внимания на создание коллоборативной среды, установлению взаимопонимания и взаимоподдержки среди учителей. Время показывает необходимость переосмысления и перестройки в связи со стремительным прогрессом мировой педагогики. В этих условиях наша творческая группа по результатам исследования выделила ключевые позиции насущных проблем:
Изменить сложившийся опыт;
В коллективе создать благоприятную среду на взаимоуважении и доверии;
Повысить профессиональное мастерство учителей через мероприятия по использованию возможностей саморегулируемого обучения;
Установить правила взаимодействия учеников;
Внести изменения в традиционные уроки;
Установить обратную связь, учитывая мнения учеников;
Определить недостатки и пути их преодоления между родителями и школой, между учениками и учителем;
Системно проводить рефлексию после каждого мероприятия.
Для реализации вышеперечисленного в школе были созданы все условия.
Администрация школы оказывала всемерную поддержку во внедрении преобразований в практику школы. Во время беседы с коллегами, изъявившими желание участвовать в процессе, были приняты во внимание барьеры, которые могут быть препятствием при реализации плана. Учителя были проконсультированы, что при разработке плана развития, при планировании уроков, при принятии конкретных решений, при совершенствовании учебного процесса и целей развития ребенка, необходимо глубокое понимание содержания деятельности, своевременная диагностика возникших проблем и принятия соответствующих решений. Объяснила, что реализация внедряемых преобразований возможно только при тесном сотрудничестве.
Преобразование школьной практики проводилось по проблеме: «Как саморегулируемое обучение влияет на развитие навыков самооценивания и взаимооценивания учащихся». Выходом на тему послужил мониторинг аналитического материала, где родители, дети, учителя отмечали низкую мотивацию учащихся, из-за слабо развитых навыков самостоятельного обучения, умений отрабатывать информационный материал. Совещаясь с учителями, пришли к выводу, что заинтересованность детей в самообучении возможно при предоставлении им инструментов самооценивания и взаимооценивания. Как показала практика, обучаемые действительно с огромным интересом восприняли нововведения и в своих отзывах отметили, что данная практика помогла им критически оценить свою деятельность, пробудила интерес к ее улучшению.
В этом случае, руководствуясь основными приоритетами во внедряемых, по плану развития школы, преобразованиями, проанализировала общую практику в школе. Несомненно, меняется время, а значит меняются и требования к целям и задачам школы. Как лидер, внедряя преобразования я поняла, что нобходимо оказывать всемерную поддержку и помощь учителям и ученикам в освоении новых технологий и применении их на практике. В данном случае, чтобы оказать влияние на качество проводимой работы, контролировала проведение уроков, после которых проводила обратную связь. Удовлетворяя потребности учителей по освоению новых подходов по Кембриджской технологии, провела коучинг-сессии для развития понимания требований основ курса, а также проводила мониторинг содержания и проведения мероприятий. Основное ударение я делала на необходимости и значении профессионального взаимодействия.
Практическая реализация проекта отразилась в исследовательской деятельности. Тема исследования: «Как развиваются метакогнитивные навыки в условиях саморегулируемого обучения на уроках истории?». Первые шаги были направлены на исследование класса. Для получения эффективного результата организовали наблюдения за учениками А, В, С провели социометрию, проанализировали психолого-педагогическое состояние класса, проконсультировались с психологом, обосновали, почему именно этих учеников нужно наблюдать. Разработали среднесрочный план серии последовательных уроков. После каждого урока, анализируя вносили коррективы в план. Целью этих уроков было, в первую очередь, качественно охарактеризовать развитие культуры изучаемого периода, для чего требовалось самостоятельное изучение дополнительных материалов. Чтобы реализовать план, выбрали работу группового взаимодействия. Объяснили детям правила работы, причем правила работы в группе и рубрикаторы для оценивания после первого урока они уже разрабатывали сами. Обязанности членов группы так же распределяли сами. И уже к четвертому уроку, некоторые учащиеся, которые до этого никакого участия не принимали, уже вызывались быть лидерами, экспертами, оценщиками. При планировании урока продумывали приемы деления на группы, применяли различные методы и формы изучения материала. В обратной связи дети отметили, что групповое взаимодействие сплачивает во время обсуждения, анализа действий, прогнозирования, оценивания результатов действий. В последнем случае очень помогали рубрикаторы. Так же отметили групповую работу по составлению флипчартов. Раньше дети тоже применяли данный метод, но как
они сказали, раньше не понимали требований учителя, что должен отражать постер, а разработка рубрикаторов концентрирует внимание на ключевой информации и организует сплоченную деятельность. Особо хочу отметить постановку целей и проблем детьми, выбор стратегий для достижения этих целей, что способствовало более высокому уровню вовлеченности в задание. Предоставление возможности выбора позволяло детям справляться с заданиями разного уровня сложности, путем оценивания и сопоставления своей работы и работ других детей. В конце каждого урока детям раздавались карточки для рфелексии «знаю», «узнал», «хочу узнать».
Ответы многих учащихся показывали повышение интереса к предмету, к уроку.
Наблюдение за учениками позволило сделать следующие выводы. Класс со средним уровнем подготовленности. Как показала социометрия, среди детей есть как лидеры, так и отверженные. Так, ученик «С», который был в списке «отверженных», через 3 урока показал организаторские способности, раскрылся как идейный лидер, умело распределял задания между членами группы, стал участвовать в обсуждении и при защите постера, мы с учителем обнаружили, что у ученика хорошо поставлена речь, присутствуют аналитические навыки. Применение проектного метода через защиту постеров, групповое взаимодействие раскрыли способности многих учеников. Это было заметно при обратной связи, где дети с удовольствием делились наблюдениями по произошедшим изменениям как уроков, так и в учителе. По окончании исследования мы с наблюдателями проанализировали уроки. Учителя высказали свои мнения по достигнутым успехам и недостаткам. Отметили возросшую активность учащихся, охват учеников при организации групповой работы (100%), взаимопомощь детей друг другу. Учащиеся же выразив свою заинтересованность в уроках нового формата, пожелали о продолжении применения новых форм и методов, что позоляет судить о правильности выбранного направления. Дети с удовольствием выражали свои пожелания на стикерах, оформляя рефлексивные деревья, лестницу успеха, корзину идей и так далее. Очень старались выразить свое настроение через рефлексивных человечков. По итогам рефлексии так же можно было отметить повышение мотивации учащихся, что и было целью проведения исследования в действии. «...обучение не является феноменом, зависящим только от усилий учителя, но и требуют активного участия самих учащихся в своем обучении». [2]
Внедрение новых подходов в работе поставило многих учителей перед необходимостью ответить на насущный вопрос: насколько целесообразно дальнейшее использование пятибалльной системы в условиях множественности образовательных систем и вариативности профилей? Наглядный опыт показывает, что пришло время отказаться от пятибалльной системы оценивания как малофункциональной и неэффективной с точки зрения личностного роста ученика, или найти альтернативу, которая способствовала бы на практике реализовать принципы личностно-ориентированного образования и формирования функциональной грамотности, что является одной из приоритетных задач современной казахстанской парадигмы образования. В то же время следует учитывать, что «не сам факт использования пятибалльной системы оценивания является главным злом в отечественном образовании, а то, как и в каких целях её используют в образовательном процессе».[3]
Использованная литература:
https://fiz.1september.ru/article.php?ID=200500211
Руководство для учителя первого (продвинутого) уровня, Издание 2-е, 2014 г.
https://fiz.1september.ru/article.php?ID=200500211