Разработка урока по истории Казахстана Казахско-джунгарские войны 11 класс
Тема: «Казахско – джунгарские войны»
Инновационные методы подготовки учащихся к ЕНТ по истории Казахстана
Задача:
качественная подготовка учащихся к ЕНТ
Цели урока:
1) Обучающая: систематизация и обобщение пройденного материала по теме: «Казахско – джунгарские войны»;
2) Развивающие:
- Закрепить в памяти учащихся важнейшие исторические факты, имена, даты и умения применять полученные знания для самостоятельного анализа и оценки явлений общественной жизни прошлого.
- обеспечить условия для формирования глубоких и прочных знаний по теме «Казахско-джунгарские войны»;
- развитие навыков систематизации учебного материала;
3) Воспитательные:
- развитие навыков совместной и индивидуальной работы;
- создать условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля через заполнение листов самооценивания и взаимооценивания
- формирование у учащихся положительной мотивации при подготовке к ЕНТ.
Ключевые идеи: понимание учащимися процесса обучения, структурирования учебного материала и оценивания результатов своей деятельности на уроке. Стимулировать метакогнитивную саморегуляцию учащихся посредством реализации модуля: обучение тому как обучаться.
Результат обучения:
а) учащиеся знают ключевые понятия темы, имеют представления о причинно-следственной связи казахско-джунгарских войн.
в) самостоятельно оценивают собственную деятельность, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции: прогнозирование ипланирование самостоятельной деятельности
с) умеют презентовать изученный материал
Оборудование: электронные презентации, карточки, кластер, тест, оценочный лист.
Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала
Вид урока: комбинированный
Методы обучения: наглядный, словесный, частично – поисковый, продуктивный, индуктивный (от частного к общему)
Форма урока: работа по карточкам, разминка, метод «ручеек», метод «Линейка», работа над тестами, создание кластера
Формы обучения: групповая, индивидуальная,
Частнодидактические методы: метод стимулирования познавательного интереса и внимания учащихся
Формы взаимодействия: форма косвенного воздействия на учащихся, связи ученики - ученик
Виды работ: работа над созданием кластера, работа с тестовым материалом, просмотр электронной презентации, работа с дополнительным материалом.
Виды оценивания: оценочный лист, устная оценка, наблюдение, формативное, взаимопроверка, взаимооценивание, самооценивание
Источники – учебники:
1) 11 класс «История Казахстана» Т.Турлыгул, С.Жолдасбаев Алматы «Мектеп» 2011 г.
2) 8 класс «История Казахстана» Ж.К.Касымбаев, Алматы «Мектеп» 2012 г.
3) 8 класс «История Казахстана» Кабульдинов З.Е., Кайыпбаева А.Т.-Алматы Атамура,2013г.
Ход урока
№
Этапы проведения урока
Время
микроцель
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Результат деятельности
Оргмомент
2 мин
Объединение в группы
1 мин
Создание благоприятной психологической обстановки для работы
Предложить деление на группы по датам и событиям:
1635
1643
1710
1723-1727
1726
Деление учащихся на группы по предложенным датам:
1635
1643
1710
1723-1727
1726
Ученики рассаживаются по группам, разъясняют значение дат
Раздача оценочного листа
1 мин
Вспомнить программный материал по теме «Казахско-джунгарские войны», что позволит более качественно оценить готовность к ЕНТ.
Определить цели и задачи урока, составить план работы
Раздает группам оценочные листы:
Критерии:
1. Знание дат
2. Знание исторических лиц
3. Умение выделить ключевые события
4. Умение определить причины и следствия события
5. Умение характеризовать и оценивать
Каждый ученик получает оценочный лист.
Определяют цели урока и план деятельности
1. Стадия вызова
9 мин
Историческая разминка по тестовым вопросам
3 мин
Активизировать познавательные способности учащихся, посредством стратегии критического мышления
Назначает эксперта в каждой группе, который ведет опрос в своей группе и подводит итог, заполняя оценочный лист
Отвечают на вопросы тестов экспертам, который ведет опрос в своей группе и подводит итог, заполняя оценочный лист
Обощают ранее пройденный материал
Просмотр презентации
6мин
Учатся структурировать материал, выбирают важные и значимые для себя моменты
Предлагает посмотреть презентацию и отметить в тетрадях основные моменты казахско-джунгарских отношений
Дети просматривают презентацию и одновременно отмечают в тетрадях ключевые моменты казахско-джунгарских отношений
Систематизируют и структурируют материал по данной теме
2. Стадия реализации
8 мин
Групповое задание по вопросам - работа по карточкам – характеристика событий
7 мин
Формирование критического мышления, культуры оценивания, реализации здоровье сберегающего аспекта работы
Предлагает группам ответить на вопросы: 1.Дать характеристику взаимоотношений Казахского ханства с соседями. Какая ситуация сложилась на границах Казахского ханства в конце 17 – начале 18 веков?
2.Какая внутриполити-ческая ситуация сложилась в Казахском ханстве в конце 16 – начале 17 веков?
3. Дайте характеристику восточному соседу Казахского ханства Джунгарии.
Отвечают на вопросы
Знают политическую ситуацию в Казахском ханстве в конце 17-начале 18 веков.
Умеют оценивать взаимоотношения двух государств.
Анализируют положение в Джунгарском ханстве
Заполнение оценочного листа
1 мин
Предлагает эксперту заполнить оценочный лист
Эксперт заполняет оценочный лист
3. Стадия осмысления
Метод «Карусель»
9 мин
Формирование коммуникативных навыков работы группы, навыков взаимооценивания
Предлагает 1 группе-на стикерах написать события, сражения, 2 группа -курултаи, посольства и передать 3 группе; 3 группа – исторические личности, события из их жизни и передать 4 группе; 4 группа – основные понятия и термины и передает 5 группе, 5 группа – определить причинно-следственную связь и передать 1 группе;
1 группе-на стикерах написать события, сражения, 2 группа -курултаи, посольства и передать 3 группе; 3 группа – исторические личности, события из их жизни и передать 4 группе; 4 группа – основные понятия и термины и передает 5 группе, 5 группа – определить причинно-следственную связь и передать 1 группе; спикеры групп озвучивают результаты проделанной работы в группе
знают ключевые понятия темы, имеют представления о причинно-следственной связи казахско-джунгарских войн
умеют презентовать изученный материал
Заполнение оценочного листа
1 мин
Предлагает эксперту заполнить оценочный лист
Эксперт заполняет оценочный лист
Метод «Линейка»
Создание кластера
6 мин
Предлагает 1 группе – заполнить «казахов», 2 группа - «джунгар»,
3гр – причины побед, причины поражения и последствия
1 группа учеников заполняют все сведения о казахах, 2 группа - о джунгарах, 3 группа – причины побед, причины поражения и последствия
Индивидуальная работа по тестам
3 мин
Контроль и коррекция пробелов в приобретенных новых знаниях
Предлагает работу по тестам
Выполняют работу по тестам
Внесение результатов тестов в оценочный лист
Взаимопроверка тестов
1 мин
Предлагает по часовой стрелке проверить тесты друг друга и внести результаты в оценочный лист друг друга
Осуществляют взаимопроверку тестов и вносят результаты в оценочный лист друг друга
Заполнение оценочного листа и подведение итогов
1 мин
Предлагает заполнить оценочный лист друг друга, суммируя количество баллов. Предлагает подвести итог работы друг друга за урок по заданной шкале оценивания:
Заполняют оценочный лист друг друга, суммируя количество баллов. Подводят итог работы друг друга, оценивая по заданной шкале
самостоятельно оценивают собственную деятельность, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции: прогнозирование ипланирование самостоятельной деятельности
Рефлексия
2 мин
Составить синквейн
Ученики проводят рефлексию, составив предложения по методу синквейн
4. Дом.задание
2 мин
Предлагает самостоятельно каждому определить для себя объем дом.задания
Ученики записывают в тетрадях над чем нужно поработать дома
Ресурсы урока
Правила исследовательской беседы:
Все активно слушают.
Задают друг другу вопросы.
Каждый делится информацией.
Любая идея может быть оспорена.
Участие всех поощряется.
К идеям и мнениям относятся с уважением.
Группа ищет соглашения для совместных решений.
Критерии оценивания:
1 этап - проверка домашнего задания:
3 балла - ответил на все вопросы.
2 балла - знает ответы на все вопросы, но путается, сомневается.
1 балл - знает ответ на часть вопросов
0 баллов - не ответил ни на один вопрос.
2 этап - работа в группе:
·3 балла - работал с учебником, предлагал свои варианты ответов.
2 балла - работал с учебником, но не успевал ответить.
1 балл – с учебником не работал, но предлагал свои варианты ответа.
0 баллов - не участвовал в работе группы.
3 этап – составление таблицы:
3 балла– активно работал при поиске информации, предлагал рекомендации
2 балла- работал только над поиском информации но не предлагал рекомендации
1 балл–не работал с учебником, только предлагал рекомендации.
0 баллов- не участвовал в составлении таблицы.
Итого
9 баллов - оценка «5»
6 баллов - оценка «4»
3 балла – оценка «3»
0 баллов – оценка «2»
ЗАДАНИЕ №1
11 класс. Тест №1. Освободительная борьба против джунгарских завоевателей
1. В первой четверти 18 века наибольшая угроза возникла со стороны ..
2. Российское правительство и Сибирскую администрацию интересы побуждали принять энергичные меры против .
3. Агрессивность внешних врагов в отношении казахского края усиливала ..
4. Первый Курултай состоялся .. г. в районе
5. . в период войн с джунгарами было создано во главе с видным народным ..
6. В для казахских земель наибольшую опасность представляла ..
7. В ликвидации . как самостоятельного государства был заинтересован ...
8. Агрессия Джунгарского ханства вошла в историю как
9. Под напором джунгарских войск казахские роды были вынуждены откочевать в пределы
10. «Годы великого бедствия» - .
11. Годы Великого бедствия по своим разрушительным масштабам были сравнимы лишь с ...
12. Ситуацию в регионе обострили приближение казахских семей к пределам , ..
13. В период джунгарских нашествий особенно пострадало
14. Трагедия в период джунгарского нашествия была обусловлена отсутствием в казахском обществе .
15. В 1725 г. джунгары захватили и
16. В начале 18 века отличились народные .
17. Казахское объединенное войско нанесло ощутимое поражение джунгарским силам в . у р. Буланты, в местности Кара сиыр и получило название «.» - «.».
18. В ..г. общее командование объединенными силами казахского ханства было возложено на ..
19. Сосредоточение основных сил казахов состоялось в местности ..
20. Казахское войско было организовано и рассредоточено в районе Ордабасы по принципу принадлежности к ..
21. Самое кровопролитное сражение с джунгарами произошло в ..г. в местности , у оз..
22. Анракайская битва носит название «».
23. Хан Абулхаир с подчиненными ему отрядами отступил к границам .
24. Отбросив межродовые разногласия, выступили единым сокрушительным фронтом правители .
25. Большим доверием соседней России пользовался хан ..
ЗАДАНИЕ №2
1.Дать характеристику взаимоотношений Казахского ханства с соседями. Какая ситуация сложилась на границах Казахского ханства в конце 17 – начале 18 веков?
2.Какая внутриполити-ческая ситуация сложилась в Казахском ханстве в конце 16 – начале 17 веков?
3. Дайте характеристику восточному соседу Казахского ханства Джунгарии
ЗАДАНИЕ 3
1 группа-на стикерах написать события, сражения,
2 группа -курултаи, посольства и передать 3 группе;
3 группа – исторические личности, события из их жизни и передать 4 группе;
4 группа – основные понятия и термины и передает 5 группе,
5 группа – определить причинно-следственную связь и передать 1 группе.
ЗАДАНИЕ 4
выполение итогового теста
Тест по теме: Казахско-джунгарские войны. 1 вариант 1.Какое государство угрожало Казахскому ханству в XVII в. А. Сибирь В. Ногайская Орда С. Хива Д. Джунгария 2. Какие города потеряли казахи в 1723-1725 гг. А. Туркестан, Ташкент; Д. Сарайчик, Тараз; В. Отрар, Баласагун; С. Сыгнак, Сайрам; 3. Каково значение победы над джунгарами в Булантинском сражении? А. Территория Казахстана освободилась от джунгар; В. Средний жуз освободился полностью; С. Освобождена половина Старшего жуза; Д. Казахский народ сплотился против врагов; 4. Когда хан Абулхаир совершил ряд походов против волжских калмыков? А.1711г. В.1721г. С. 1723 г. Д. 1725г. 5. Когда начинаются «Годы великого бедствия» в истории казахов: А. С 1723 г. В. С 1726 г. С. С 1727 г. Д. С 1730 г. 6. Какую песню народ сложил о «Годах великого бедствия» А. Караторгай; В. Бозторгай; С. Елим-ай; Д. Асак-киик; 7. Назовите казахского батыра, который руководил ополчением дсовместно с Абулхаиром: А. Сырым Датулы В. Исатай С. Кенесары Д. Богенбай; 8. Местность, где проходила Анракайская битва, вошла в историю: А. «место гибели калмыков» С. Ордабасы В. «место гибели джунгар» Д. «место стонов и рыданий врага» 9. Джунгарское ханство образовалось в: А. XVII в. В. XVIII в. С. XVI в. Д. XV в. 10. Боевой клич казахов: А. тамга В. ен С. бата Д. уран 11. Основные цели нападений джунгар на казахские земли? А. захват пастбищ В. грабеж, угон скота, мирного населения С. контроль над торговыми путями Д. все, вышесказанное 12. Второй всеказахский курултай по отпору джунгарам состоялся: А. летом 1711 г. В Каракумах В. летом 1710 г. в Каракумах С. летом 1726 г. в Ордабасы Д. осенью 1710 г. на Аягузе. 13. После внезапной смерти хана Болата, ханом был избран: А. Самеке В. Абулхаир С. Абылай Д. Абулмамбет 14. Кто из жырау описывал героическую борьбу трех жузов против джунгар? А. Таттикара-жырау В. Бухар-жырау С. Умбетей-жырау Д Бухар-жырау 15. Кто из джунгарских правителей начинает весной 1723 г. поход в Казахстан? А. Галдан-Цэрен В. Цэван-Рабдан С. Амурсана Д. Батур
2 вариант 1.Кто из правителей джунгар проявлял особую жестокость на казахских землях? А. Цеван – Рабдан В. Галдан – Церен С. Лама – Дорджи Д. Хонтайши 2. Первый курултай по объединению сил трех жузов состоялся: А. летом 1711 г. В Каракумах В. летом 1710 г. в Каракумах С. осенью 1710 г. на Аягузе. Д. летом 1726 г. в Ордабасы 3. Анракайская битва состоялась: А. в 1725 г. В. в 1726 г. С. В 1718 г. Д. в 1730 г. 4. В каком году разразился сильный джут? А. в 1723 г. В. в 1724 г. С. в 1726 г. Д. в 1727 г. 5.Причины поражений казахских войск от джунгар? А. раздробленность, плохое вооружение В. политическая нестабильность, С. распри, борьба за власть Д. все, вышесказанное 6. Битва с джунгарами на р. Буланты носила название: А. «место гибели калмыков» В. «место стонов и рыданий врага» С. разгром джунгар Д. «место гибели джунгар» 7. Кто возглавил казахское ополчение после курултая в Ордабасы? А. Абулмамбет В. Абулхаир С. Абылай Д. Семеке 8. Кто из известных российских исследователях описал правление хана Тауке как «золотой век»? А. И.И. Крафт В. А.И. Левшин С. П.А. Словцов Д. Н. Коншин 9. Вместе с казахами против джунгар сражались: А. башкиры В. калмыки, кыргызы С. каракалпаки, кыргызы Д. русские, татары 10.Благославление для молодых воинов перед поединком называлось: А. тамга В. ен С. бата Д. уран 11. В каком году было создано централизованное Джунгарское ханство? А. 1640 г. В. 1637 г. С. 1636 г. Д. 1635 г. 12. Кто был автором песни-плача о «Годах Великого бедствия»? А. Кожаберген - жырау В. Бухар-жырау С. Умбетей-жырау Д. Бухар-жырау 13. Весной 1724 г. хан Абулхаир: А. совершил поход против волжских калмыков В. взял г. Туркестан С. был назначен во главе казахского ополчения Д. вытеснил джунгар на восток 14. После смерти хана Болата на престол претендовали: А. Абулмамбет и Абылай В. Абулмамбет и Абулхаир С. Жолбарыс и Иман Д. Абулхаир и Самеке 15. В каком сражении против джунгар участвовал молодой батыр Сабалак (будущий хан Абылай)? А. в Булантинской битве В. в битве на р. Аягуз С. в Аныракайской битве Д. в Орбулакском сражении
1вариант 1-Д, 2-А, 3-Д, 4- С, 5 –А, 6 – С, 7 – Д, 8 –Д, 9 –А, 10 –Д, 11 –Д, 12 – С, 13 –Д, 14 –А, 15-В 2вариант 1-А, 2 –В, 3-Д, 4 –А, 5 –Д, 6 –А, 7 –В, 8 –В, 9 –С, 10 –С, 11 –Д, 12 –А, 13 – В, 14 –Д, 15 –С.
Лист оценивания
Этапы урока
Имя ученика ___________________
1.Историческая разминка
2.Работа по карточкам
3 Рассказ и составление тестов
4. создание кластера
5 работа с тестом
Итого
Лист оценивания
Этапы урока
Имя ученика ___________________
1.Историческая разминка
2.Работа по карточкам
3 Рассказ и составление тестов
4. создание кластера
5 работа с тестом
Итого
15