Развитие юмора и фантазии на уроках русского языка


РАЗВИТИЕ ЮМОРА И ФАНТАЗИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
И.В.Дорошенко, учитель русского языка
Фурмановской средней школы
района М.Жумабаева а.Байтерек Школа должна стать домом радости,
домом познания.
В.А.Сухомлинский
Исходя из приоритетов общечеловеческих ценностей, важнейшей задачей воспитания является формирование индивидуальных особенностей
личности, развитие в ней задатков творческих способностей, интуиции, воображения, мышления и чувства юмора.
«Держава детства», по определению С.В.Михалкова, всегда нуждается в поддержке бодрого, мажорного тона. Ребенок по своей природе оптимист, он радуется всему новому, познавая мир, видит в нем столько, сколько не может увидеть взрослый. Для ребенка радость составляет яркий цветок, летящая бабочка, поющая птица, увлекательная книга. И это чувство нужно развивать, поддерживать, воспитывать.
Мысль о том, что учение должно доставлять школьнику радость, несмотря на все сложности, связанные с процессом познания, опирается на сущность детской психологии
Почти каждый ребёнок остро ощущает смешное, комичное. Ребёнок обычно любит книги, содержащие юмористические сцены, комические ситуации. Они прекрасно воспринимают юмор, созданы чисто языковыми средствами, да и сами любят играть словами, рифмовать, создавать комические фразы.
И нам учителям - словесникам нужно помнить об этом, когда обдумываем форму проведения занятий, выбираем для урока те или иные методические приёмы. Юмор будет прекрасным помощником педагогу в самых разных ситуациях, ведь только юмор снимает напряжение, ободряет, помогает преодолевать трудности. Пусть две три минуты урока будут отведены для шутливого стихотворения, может быть уже знакомого детям и тогда они дружно вам подскажут его строчки, может быть, ещё совсем не знакомого. И оно вызовет интерес и положительные эмоции детей.
Приведём несколько примеров:
1)Какое слово является обращением в следующем стихотворении? Послушайте стихотворение: (слайд 1)
Наша острая пила - не пила, а пела.
Не пила, не ела, ни разу не присела.
Звонко пела, как могла, развесёлая пила.
Напилила дров - будь, хозяин, здоров!
( Слайд 2)
2) Какое существительное общего рода встретилось в следующемстихотворении? К кому оно относится? Как определить род этогосуществительного в данном тексте?
Вот я дал ему! - Кому?
Забияке тому.
Мне одно только жаль: от меня он убежал.
Так чего ж ты лежишь, сам за ним не побежишь?
Нет, ещё полежу, вслед ему погляжу.
Пусть вернуться он посмеет - убежать всегда успею.
(В.Витка.)
Обучение русскому языку зависит от добросовестного, аккуратного письма. Учитель много делает для того, чтобы записи в тетради были красивыми, четкими. Но вот буквы поехали, родители заволновались. Нотации в этих случаях помогают редко. Они и так стараются, но стали писать больше, чем в начальной школе, торопятся - культура оформления записи падает. В этом случаи можно поддержать ребят опять шуткой: (слайд 3)
Какие страшные крючки и дохлые кружочки!
Согнулись, будто старички и свесились со строчки.
Ну и толстуха буква «а»! Ну просто как лягушка!
У «я» свернулась голова, у «е» пропало ушко.
А это что за ерунда? Четыре палки скачут!
Все наклонились кто куда, как наш забор на даче!
Такие шутки воздействуют быстрее, ведь она не связана с принуждением, а даёт свободу выбора, но в том то и сила шутки, что выбрать хочется лучшее.
Эффект приносит использование юмора и при постановке учебныхзадач. К примеру, загадки - прекрасное дидактическое средство. При изучении правописания приставок в пятом классе:Хоть бескрылый, а летает, Шла девчонка с торгу,
безголосый, а свистит, Несла гороха торбу,
Хоть безрукий, но, бывает, Да рассыпала горох
Груши с веток обивает, На четырнадцать дорог.
Сосны с корнем вырывает - Ни лопатою сгрести
Так порою, он сердит! Ни метелкою смести.
Только что он был везде - А как стало рассветать -
Миг - и нет его нигде. Стало нечего сметать.
(Ветер) (Звезды в небе)
Интересные задания с элементами юмора по разным разделам курса русского языка предлагаются в статье Т.Л.Служевской. (слайд 4) Например, задания, помогающие усвоить склонения имён существительных и согласование с ними прилагательных: « Из сумки большого серого кенгуру выглядывал крохотный детёныш» Может ли такое быть? (Не может. Совершенно ясно, что речь идёт о самке животного, согласуемые прилагательные должны стоять в форме женского рода). Не нужно думать, что юмор помогает решению учебных задач только в V - VI классах, а в старших классах он неуместен. Это мнение ошибочно, подростки намного успешнее усваивают материал, если преподаватель не забывает о заданиях и текстах, вызывающих у ребят улыбку. Прекрасной умственной гимнастикой являются « рассыпанные предложения» или «рассыпанные тексты». Ребята с удовольствием конструируют предложения из фрагментов. Приведём примеры из пособия Г. Г. Граник: (слайд 5) Соберите сложное предложение, используя две части и оставив третью лишней: « но я выудил её из воды гвоздём; сейчас я сведу тебя к твоим родителям!; вашу шляпу ветер унес в пруд»
Яркий дидактический материал можно найти из произведения Н.В.Гоголя. ( слайд 6) Например, на обобщающее слово при однородных членах предлагается такое предложение: « Ему подавались разные обычные в трактирах блюда, как-то: щи с слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких недель, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок.
При повторении знаков препинания в бессоюзном предложении используется следующий фрагмент из « Мёртвых душ»: « Обед, как видно, не составлял у Ноздрёва главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец - он сыпал перец, капуста ли попадалась - совал капусту...»
Избавиться от формализма, некоторой стандартности в преподавании русского языка помогает не только юмор. В казалось бы сухой предмет преподавания, каким считается школьный курс русского языка, построенный на изучении множества правил и законов, на выполнении упражнений и заданий, можно внести элемент фантазии. И тогда «скучные» грамматические категории превратятся в яркие образы, возникнет необычные ситуации, заставляющие активно действовать каждого участника.
Школьники охотно откликаются на подобные предложения, так как для детства и юности характерно стремление ко всему фантастическому, необычному. Писатель В. Белов отмечает: « Мне кажется, что в раннем детстве, вернее, в младенчестве у всех детей мира явь и сон неразрывны. Может быть, как раз такое счастливое состояние и запоминается человеку больше всего, и он хранит это поэтическое ощущение до того времени, пока не научится читать и писать. К сожалению, фантазия и поэзия чаще всего улетают, когда человек пытается выразить их на бумаге. Иными словами, отнюдь не каждый человек может стать писателем, поэтом, сказителем. Но сказки детства, ни для кого не проходят бесследно. Они пробуждают душу, задают тон и включают человека в жизненный ритм». Хорошо если учитель помогает не «улететь» фантазии из головы ребенка. Детям, которые любят фантазировать, легче всего и интереснее идти по тернистому пути знаний. Понимая детскую фантазию и опираясь на её образы, учитель сможет создать непринужденную обстановку на уроке; если, предлагая ученикам вопросы, он будет не менее изобретателен, чем ребята. (слайд 7) Например: « Загадочные существительные. Все они среднего рода, но не относятся ко 2-му склонению. Все они кончаются на -я, но не относятся к 1-му склонению. Что это за слова?» (существительные на -мя).
Особенно учащиеся любят выдумывать смешные истории. Придумывать собственный смешной сюжет можно, на основе данного начала. Например: Когда-то выступал на арене цирка тигр. Имя ему дали в детстве ласковое -Огонёк. Но это был не Огонек, а дикое пламя. ( Продолжи рассказ, описывая, как мог вести себя тигр «не огонек, а дикое пламя»).
Полезно учащимся предлагать темы для творческой работы с таким расчетом, чтобы в них раскрывалось что-то своё, проявилась своя манера передавать впечатления:
Учащиеся получают задания написать о любви, используя задания по выбору. 1) прямая речь или диалог, 2) односоставные и неполные предложения, 3) однородные члены предложения, соединенные союзами.
О любви.
Маленькая пчелка первый раз вылетела собирать пыльцу. Перед её глазами открылась прекрасная поляна. Она источала одурманивающий запах и была усыпана разноцветными цветами. Казалось, что на ней поместилась вся цветовая гамма. Но вдруг пчелка заметила цветок. Она была поражена красотой этого маленького чуда.
Кто ты? - обратилась она к цветку. Но цветок молчал, только брезгливо отвернулся. Пчелка не унималась.
Кто ты, прекрасное создание? - обратилась она снова к Цветку.
Он молчал и продолжал принимать солнечные ванны. Не дождавшись ответа, пчелка улетела. Потеряла покой с тех пор наша пчелка и не покидала своего родного улия. Но однажды не выдержала и полетела на встречу к любимому.
Зачем ты опять здесь? - обратился цветок к пчелке.
Я здесь, чтобы увидеть тебя, - прожужжала пчелка.
Посмотри на себя, уродина Ты мне не пара! Не прилетай больше ко мне! -воскликнул Цветок.
Пчелка покорно улетела Прошёл месяц. И цветок начал седеть, его прекрасные желтые лепестки стати превращаться в белый противный пух. Пчелка прилетела и не узнала своего любимого.
Что с тобой случилось? - спросила пчелка.
Я ждал тебя и завял от горя,- мрачно произнес одуванчик.
(работа ученицы 6 класса) Приведенные мною примеры упражнений, заданий, описания проведения работы с текстом, направленные на развития творчества учащихся, их фантазии, говорят о стиле взаимоотношений учителя и детей. И здесь нужно быть предельно внимательным не только к каждому слову ученика, но и к тому, как мы, учителя, говорим с теми, кто пришел к нам в класс учиться.

Используемая лит-ра:
Т.Л.Служевская статья « Развитие чувства юмора на уроках русского языка». Русский язык в школе 1988 №3, №6
А.Д.Дейкин. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.,1990
Г.Г.Граник пособие « Когда книга учит» М.,1988
С. Рябцева « Дорога длиною в три года» журнал Семья и школа. 1988г. № 10
Работы учащихся ФСШ - мини сочинение «О любви»