Урок музыки «Преобразующая сила музыки революций», 6 класс

Урок музыки 6 класс 2 четверть
Тема: «Преобразующая сила в музыки революций »
Сагитова Татьяна Викторовна , учитель музыки
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«СОШ 67» г. Оренбурга


Цели урока: Показать ,как песня проявляла себя в переломные моменты истории. ;способствовать развитию интереса учащихся к революционным песням, гимнам - развивать музыкальный слух, память, кругозор
- добиваться эмоционального исполнения песен
I. Обучающие:
1. Дать первоначальные представление о революционных песнях
2.Познакомить с Гимном Франции, с Интернационалом.
3. Разучивание песни
II. Воспитывающие: формирование эстетического вкуса учеников; воспитание интереса к истории своей страны и других стран.
III. Развивающие: развитие речи учащихся, их кругозора, наблюдательности, развивать музыкальный слух , память
Наглядность: репродукция картины Э.Делакруа «Свобода на баррикадах « .
Тип урока: освоение нового материала.
Оборудование :компьютер, экран, фортепиано, хрестоматия 6 класс, текст песни «Орленок «

План урока

№ этапа урока
Содержание этапа
Средства обучения
Время

1
Организационный момент
Инструмент (фортепиано)

2мин.


2
Беседа.
Знакомство с художником
Э.Делакруа

Презентация (портрет художника, иллюстрации)
13 мин.


3
Слушание.»Марсельеза» ,
« Интернационал»; «Гимн РФ»
Презентация,
видеозапись
15 мин.

4
Пение.»Орленок « муз.В. Белого


Фортепиано, фонограмма
Инструмент –фортепиано
10 мин.

5


6.
Подведение итогов.
Рефлексия

Домашнее задание



4 мин.


1 мин.






Ход урока


Организация учащихся на уроке (музыкальное приветствие).
(Всем, всем , добрый день !)
Актуализация знаний учащихся .
Работа по теме урока.
Слово учителя. Песня всегда шагала нога в ногу с жизнью и особенно ярко проявляла себя в переломные моменты истории. Рядом с революциями шли революционные песни. Широко известны песни , как «Марсельеза «, « Интернационал « и многие другие. Эти песни расценивались как оружие, ибо оказывали огромное воздействие на человека. Одну из таких революционных песен написал в 1972 году французский офицер Руже де Лиль» Марсельеза « стала гимном Франции. О силе её воздействия свидетельствует донесение генерала, где просит подкрепление 1000 людей или 1000 экземпляров «Марсельез» ( зачитать отрывок из текста –поурочные планы 6 класс )

Знакомство художником Э.Делакруа

Эжен Делакруа родился в Париже в 1798 году. Он прошел классическую школу живописи в мастерской Пьера Герена. В юности он испытал влияние живописи Жерико, увлекался английскими портретистами, но истинным его кумиром был Рубенс.
В 1821 году художник выставил в Салоне картину «Ладья Данте», которая сразу сделала его знаменитым. В силу неприятия вкусов, царивших в его время в живописи, он сосредоточил свое внимание на раскрытии исторического сюжета. В истории Делакруа видит, прежде всего, извечную трагедию человека -его борьбу за свое освобождение.
В такой борьбе, в страданиях он обретает высокое благородство. В своих многофигурных композициях художник считал себя последователем Рубенса, замечательного фламандского живописца.
Но если сцены борьбы, сражений, похищений у Рубенса - проявление человеческой силы, то полотна Делакруа, наоборот, исполнены глубокой трагической напряженности.














4. Слушают «Марсельезу»

У- как звучит мелодическая интонация ?
Д- (устремленность в верх )
У –какие интонации вы услышали в музыки ?
У –что вы представляете когда слушаете эту музыку ?
У – к какому жанру она относится?
У- какие чувства у вас возникли слушая эту песню? К чему она призывает ?
У - В 1875 году в газете «Вперед» был опубликован текст «Рабочей марсельезы». Часто с песней шли революционеры на смерть ( Зачитать рассказ стр.45 )
У -рассмотрите репродукцию картины»Свобода на баррикадах «
У –что вы видите на картине ?

Сюжет картины «Свобода на баррикадах», выставленной в Салоне в 1831 году, обращен к событиям буржуазной революции 1830 года. Художник создал своего рода аллегорию союза между буржуазией, представленной на картине молодым человеком в цилиндре, и народом, который его окружает. Правда, ко времени создания картины союз народа с буржуазией уже распался, и она долгие годы была спрятана от зрителя.
Картина была куплена (заказана) Луи-Филиппом, финансировавшим революцию, но классическое пирамидальное композиционное построение этого полотна подчеркивает его романтическую революционную символику, а энергичные синие и красные мазки делают сюжет взволнованно-динамичным.
Четким силуэтом на фоне светлого неба возвышается олицетворяющая Свободу молодая женщина во фригийском колпаке; грудь ее обнажена. Высоко над головой она держит французский национальный флаг.
Взгляд героини полотна устремлен на человека в цилиндре с винтовкой, олицетворяющего буржуазию; справа от нее размахивающий пистолетами мальчишка, Гаврош , - народный герой парижских улиц.

Картина была подарена Лувру Карлосом Бейстеги в 1942 году; в коллекцию Лувра включена в 1953.








-как относится автор к событиям ?
-что чувствуется в образе женщины ?
- какие ваши ощущения ?
А в нашей стране были ли такие песни ? «А в нашей стране есть гимн ? Что такое гимн ? Международным пролетарским гимном в конце 19 века стала песня «Интернационал»( от латинского- интер-между и natio – народ). Текст «Интернационала» написал в трагические дни после разгрома Парижской коммуны французский поэт Эжен потье. Но песней «Интернационал» стал после смерти поэта, когда рабочий-мебельщик, композитор- любитель Пьер Дегейтер в 1888г. Написал музыку к тексту, сделав его вступление-заключение (Это будет последний) к каждой строфе. Впервые «Интернационал» был исполнен в июне 1888г. На рабочем празднике в Лилле. В России «Интернационал» стал распространяться в первые годы XX века, не смотря на запрещение его царским правительством. Русский революционер и поэт А. Коц (Данин) в 1902г. Перевел «Интернационала» на русский язык. С того времени песня стала звучать на рабочих собраниях и демонстрациях в России и других странах. До 1944г. «Интернационал» был гимном нашего государства


5. Слушание «Интернационал»
У - в чем сила музыки?
- проанализировать мелодию песни (устремленность к вершине высоким звуком, насыщенная гармония)
Характер музыки – призыв к действию, к свободе, борьбе.
У - как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)
Представьте себе, что вы беседуете с человеком, который никогда не бывал в нашей стране, что бы вы ему могли рассказать, какая она Россия?
У - назовите столицу нашего государства. (Москва)
У - кто из вас бывал в Москве? Что интересного вы там видели?
У -Конечно, каждый хотел бы побывать в Москве. Мы это сейчас и сделаем, отправимся в заочное путешествие в город-герой Москву.

Экскурсовод нашего класса возьмет интервью у наших учащихся
( ученик с микрофоном подходит, задает вопросы ученикам )

Учитель: Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ – основным документом государства, где записаны все законы . У каждой страны помимо Конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг, гимн.

В гимне российском такие есть слова:
“Россия – любимая наша страна”.
Россией гордимся, России верны,
И нет на свете лучшей страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:

( Ю. Орлов)
6.Слушание: «Гимн РФ»
Слова С.Михалкова, музыка. А Александрова
-исполнение
7. Песня «Орленок» муз. В. Белова
У -знакома ли вам эта мелодия?
У –для какого спектакля была написана эта песня ?( Хлопчик )
Разучивание песни, показ
У –о чем поется в песни ?
Беседа о песне( история создания песни , напомнить за 5 класс )
- где звучит кульминация песни, назовите ( У власти орлиной орлят миллионы и нами гордится страна )
-какой характер ( мужественный , боевой, решительный )
Вокально-хоровая работа
-звук, интонация, дыхание.
-разучивание по музыкальным фразам
8. Итог урока. Вывод.
Как влияли на людей революционные песни и какое значение имели в определенные моменты истории многих стран?
Близка ли песня «Орленок» по своему духу, характеру, настроению революционным песням? Какое воздействие она имела на людей?
Рефлексия
- о чем сегодня говорили на уроке ?
-какие произведения вы слушали ?
-к чему призывают эти песни ?
- кто автор «Марсельезы «?
-с каким настроением вы уходите с урока ?

9. Д\З. Выучить песню.

15