Разработка урока музыки по теме Преобразующая сила музыки
Министерство образования Республики Башкортостан
Аургазинский район МБОУ Нагадакская СОШ
Интегрированный урок
(музыка, башкирский язык)
«Преобразующая
сила музыки»
Подготовила и провела
Арсланова Альфия Мидхатовна, УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ
Ход урока
Тема: Преобразующая сила музыки.
Цель: показать на примере башкирских народных песен влияние музыки на людей, создать ситуации эмоциональных переживаний.
Оборудование: портрет Акмуллы и Ф. Кильдияровой, таблица с нотами, грамзапись башкирской народной песни «Тухват контон»
Вход в класс.
Музыкальное приветствие.
Таблица с нотами (работа).
Распевка: 1. бык тугогуп 2. упражнение на дыхание (ри –ха –хо)
3. исполнение звукоряда.
5. Проверка домашнего задания.
6. Тема нашего урока? «Преобразующая сила музыки». Эту тему сегодня мы будем рассматривать на примерах башкирского народного творчества. Башкирские песни занимают значительное место в духовной культуре народа. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Песни были спутниками жизни человека. Около 100 лет тому назад прекрасный знаток духовной культуры башкирского народа Р.Г.Игнатьев писал, что «башкир импровизирует свои песни, когда одинок, всего более в дороге. Едет мимо леса – поет про лес, мимо горы – про гору, мимо реки – про реку. Дерево он сравнивает с красавицей, полевые цветы – с ее глазами».
Огромное место занимают песни исторического характера, в которых рассматривается о реальных событиях и героях.
История в своей основе песни о начальниках, многие из которых не только проводили в жизнь политику самодержавия, но и сами творили беззаконие предоставленной им властью на местах. В начале 19 века территория Башкортостана были разделены на кантоны и кантонами руководили «кантонные начальники».
В своих действиях все начальники кантонов похожи друг на друга как две капли воды. Особенность песен заключается в том, что в них изображаются не просто качества конкретной исторической личности, а выражаются типичные черты, свойственные многим кантонным начальникам: самодурство, алчность, деспотизм.
Сегодня мы с вами послушаем одну из таких песен «Тухват – кантон» начальника 4 – го кантона в 1819 – 1832 годах Тухвате Утяеве современного Учалинского района.
До назначения его начальником кантона в 1819 году он служил юртовым старшиной. Чтобы занять место начальника кантона Муйнакова и опорочить его, он стал доносить на него губернатору. К тому времени он сам уже 20 раз побывал под судом за взятничество и всякий раз откупался.
Наконец, при помощи корпусного обер – аудитора Ф. Терентьева сделался губернатором. Поддерживая тесные связи с губернской и уездной властью, Тухват Утяев стал самовластным правителем.
Все 24 юртовых старшины кантона пытались разоблачить Тухвата Утяева, но его покровители расправились с жалобщиками, которые были под разными предлогами, отданы под суд.
Распоясавшийся Тухват Утяев в подвале своей квартиры завел тюрьму, там побывали все мужчины его кантона. Ни одного он не выпускал без выкупа. Морил их голодом, сек плетьми, надевал оковы, приковывал к стене. Отнимал жен у мужей и раздавал другим.
Наконец в 1832 году Тухват Утяев был лишен чина и дворянского звания и сослан в Сибирь на вечное поселение.
Звучит эта песня в исполнении Флюры Кильдияровой, которая сочетает классическую культуру и исполнение с подлинно народной манерой.
Аккомпониатор певицы – кураист, народный артист РБ Азат Аиткулов.
Слушание баш. нар. песни « Тухват кантон».
Характер какой?
Жанр башкирской народной музыки
1. Инеш әңгәмә.
- Укыусылар, һез Мифтахетдин Акмулла тигән исемде ишеҗгәнегез бармы?
2. Дәрестең максатын әйтеү.
- Күрененле, мәгрифәтсе шагир М. Акмулланың тормош юлын һәм шигырзарын укып утербез.
3. Яңы белем биреү.
- Быйыл, Акмулланың тыугыдына 175 йыл тулыу тантанаһым ниң билдәләй.
- Атаклы сәсән – шагир, мәгрифәтсе, ботә торки халыктарга билдәле акыл эйәһе, заманында “кара төндәге якты йондоз” булып балкыган оло талант эйәһә бына ул – (портретын күрһәтеү) Мифтахетдин Акмулланың портреты.
- Мифтахетдин Акмулла – 19 быуатың икенсе яртыһындагы башкорт әдәбиәтенең иң күренекле вәнилә.
Мифтахетдин Камалетдин улы Акмулла 183 йылдын 26 декабрендә Миәнә районы Тукһанбай аулында мулла гаилләһендә тыуган Акмулла тыуган аулында, курше Мәнәүезтамак, Әнәс, атаклы Стәолебаш мәзрәсәләрендә укый. Һуңынан казак далаларына китеб казак балаларын укыта (һурәтен күрһәтеү). 1895 йылдын көзөндә Миәс калаһынан йырак түгел ерзә фажигәле ултерегә.
4.“Башкорттарым, укыу кәрек!” шигырын укыу, анализлау.
(Плакатта язылган (бирелгән) шигырзы укып сыгыу.
а) Һузлек эше:
б) Беренсе кат укып сыгыу
в) ҺОраузарга яуап биреү
- Акмулла халыкты нимәгә сакыра?
г) Шигырзы хор менән укыу.)
5. “Башкорттарым, укыу кәрек!” йырын йырлап ишеттереү.
- Кунактарга: .“Башкорттарым, укыу кәрек!” йырлап ишеттерәйән.
Итог урока.
Исполнение песни Г.Струве “ Моя Россия”.