Современные педагогические технологии на уроках музыки
Современные педагогические технологии на уроках музыки
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Двадцать первый век-это век информационных технологий. Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и народное образование. В настоящее время большое количество информационных технологий применяется в учебном процессе. Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. На уроке музыки, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего-это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся.
Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыке – это использование мультимедийной установки. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ учителя более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого материала позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый учителем материал. При создании слайдов возможно использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения материала. С помощью анимации можно сконцентрировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале. Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе.
Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:
личностному развитию учащихся;
повышению интереса школьников к урокам музыки;
росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;
воспитанию активности и самостоятельности;
формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству;
формированию у школьников основ теоретического мышления.
Одно из направлений инновационного педагогического поиска в музыкальном образовании - это совершенствование содержания образования, которое предусматривает появление новых стандартов, новых программ, новых учебно-методических комплектов.
Технология продуктивно-творческой деятельности
Данная технология строится на принципах общехудожественного постижения искусства:
принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
принцип культуросообразности;
принцип природосообразности (от игры к творчеству);
принцип единства воспитания и образования,
принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;
комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).
В технологии продуктивно - творческой деятельности предусматривается качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование в принципе подбора музыкальных произведений заключается в технологическом подходе « от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Так, например, анализируя жанр авторской песни в 7 классе (тема «Что значит современность в музыке»), учащиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального жанра, изучают музыку средневековых бардов, менестрелей, трубадуров. Разучивая песни современных авторов, например, В.Высоцкого, О. Митяева и др., учащиеся исследуют жанр авторской песни с точки зрения современной культуры, а обозначив в ходе обсуждения, волнующие современных подростков темы, создают фундамент для музыкальных сочинений будущего. И неважно, если первый опыт по созданию своей авторской песни будет не совсем удачным, главное, что он состоялся.
Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения.
Особое внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления. Образное и конструктивное начала в музыкальном творчестве нерасторжимы и обогащают друг друга. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества.
Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность. Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством:
внеурочная развивающая деятельность (занятие в кружках по интересам: эстрадный вокал, театральная студия, коллектив народного творчества, хореографическая студия);
внешкольные мероприятия художественно-эстетической направленности;
коллективное посещение концертов, музеев.
вокальные конкурсы, фестивали.
Здоровьесберегающие технологии
Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие технологии.
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.
Неудивительно поэтому, что в наше время много школ работает с применением технологии здоровье сбережения.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.
Может ли учитель музыки с помощью здоровье сберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?
По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:
музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови
повышает и понижает мышечный тонус;
стимулирует появление эмоций;
улучшает вербальные и арифметические способности;
стимулирует процессы восприятия и памяти;
активизирует творческое мышление.
Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.
Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребёнка.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Во время слушания музыки допускается свободная посадка за партой, приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании используются репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоцианальное состояние.
Логоритмическая гимнастика - это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
Фольклорная арттерапия. Русский песенный фольклор - это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок - обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.
В процессе использования технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.
Все технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.
Используемая литература
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение, 205 г.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 1989 г.
3. Беспалько Ю.К. Программированное обучение - М.: Просвищение, 1991 г.
4. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Знание, 1960 г.
5. Зотов Ю.Б. / Под редакцией Пидкасистого П.И./ Организация современного урока М.: Просвещение, 1989 г.
6. Кротова Н.В. Новые образовательные технологии в формировании интеллектуального человеческого капитала культуры - М., 2000 г.
7. Сухомлинский В.А. О воспитании - М.: Просвещение, 1975 г.
8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987 г.
Доклад
для семинара
на тему
«Современные педагогические технологии на уроках музыки»
2016г.