Использование разноуровневых заданий при дифференциации на уроках информатики
Использование разноуровневых заданий при реализации уровневой дифференциации на уроках информатикиОбучение информатике учащихся наиболее эффективно в условиях дифференцированного обучения. Когда каждый ученик постигает знания и умения, составляющие содержание компьютерной грамотности, на определенном уровне, зависящем от его способностей, интересов, успеваемости, психологических особенностей и т.д.
Использование разноуровневых заданий способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся, воспитывает уверенность в своих силах, учащиеся учатся работать самостоятельно, в парах или группах. Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом.
Существенные различия в знаниях, в умениях работы на компьютере, неодинаковый уровень компьютерной грамотности учащихся вынуждает учителя информатики искать новые формы организации урока. Повышению эффективности обучения информатике способствует использование разноуровневых заданий.
Подбор заданий для выполнения осуществляется с учетом обязательных результатов обучения, межпредметных связей, практической направленности; уровней усвоения знаний учащимися (базового, среднего и высокого).
Построение урока информатики в условиях уровневой дифференциации обучения имеет следующие особенности:
При организации обучения информатике используют объяснение учителя, самостоятельная и групповая работа, практические работы.
Средствами обучения информатике в рамках реализации уровневой дифференциации обучения являются: система разноуровневых заданий;
специальные ЭСО и дидактический материал.
Использование учебной работы школьника, побуждающий его к осознанию не только результатов, но и процесса своей работы.
Подготовка учителя к осуществлению такой работы, разработка дидактического материала, практических заданий.
Каждый ученик должен научиться самостоятельно добывать дополнительные знания, используя: дополнительную научную и популярную литературу; электронные учебные пособия; образовательные сайты в Internet.
Самостоятельная работа учащихся делится на две части:
1-я часть. Разбор решения поставленных задач в группах (групповая форма работы).
2-я часть. Самостоятельное решение задач. Задания для самостоятельной работы учащихся готовят в зависимости от целей, поставленных на уроке и с адаптацией на каждого ученика, т.к. разным детям требуется разное время, разный объем знаний, чтобы овладеть программным материалом.
На основе полученных теоретических знаний учащиеся могут выбрать задания по нарастающему уровню сложности:
Базовый уровень. Задания этого уровня содержат в себе обязательный уровень обучения. Это репродуктивные упражнения с четким алгоритмом их выполнения.
Средний уровень. Задания требуют обобщения нового материала, заставляют делать выводы, применять свои знания в новых ситуациях. Задания данного уровня – это мини-проекты, рассчитанные на одно занятие. При этом обговариваются цель, план и средства выполнения данного задания.
Высокий уровень. Задания творческого характера и повышенной трудности, требующие сравнения, анализа, проведения исследовательской деятельности, то есть это проектно-творческая деятельность, рассчитанная на выполнение в течение изучения одной темы. Для их выполнения необходимо:
Добывание дополнительной теоретической информации из научной и популярной литературы, электронных учебных курсов и индивидуальных консультаций преподавателя.
Большая самостоятельность выполнения заданий по сравнению с другими уровнями, так как ученики сами выполняют данный проект.
По такой нарастающей схеме каждый ученик начинает работу с базового уровня, постепенно поднимаясь до того уровня, который считает для себя необходимым. И от того, как в начале урока учитель поставит проблему, сможет ли заинтересовать учеников, зависит стремление детей выполнить больший объем заданий.
На уроках информатики можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности. Индивидуальная работа школьников на уроках информатики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются. Различают следующие виды групповой деятельности:
1.Групповая — разные группы выполняют отдельные части общего задания;
2.Индивидуальная — каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
3.Дифференцированная — состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.
При организации индивидуального подхода к обучению учителем учитываются следующие особенности учащихся:
1.Уровень усвоения необходимых знаний и умений;
2.Способности и интерес к изучению учебного предмета .Для определения этих особенностей на уроках информатики используются тестовые задания, анкетирование. Анкетирование используется, чтобы определить, в группу какого уровня следует отнести того или иного ученика.
Подбор разноуровневых заданий для групповой и индивидуальной работы осуществляется с учетом: обязательных результатов обучения;
межпредметных связей; практической направленности.
При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.
В современных условиях важно то, что каждый ученик может добровольно выбрать для себя уровень задания. При этом школьник несет ответственность за выполнение обязательных требований, что позволяет ему иметь положительную оценку по информатике. В то же время учащийся получает право самостоятельно решать, достаточно ли ему базового уровня образовательных требований или он будет двигаться дальше. Следует создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного уровня будет реальным, ученики, способные двигаться дальше, будут заинтересованы в этом продвижении.
Таким образом, можно сказать, что в условиях уровневой дифференциации процесс обучения информатике является наиболее продуктивным. Уровневая дифференциация способствуют закреплению знаний, умений и навыков учащихся, активизируют их работу на уроке, повышают работоспособность. Правильно подобранные задания помогают учащимся с разным уровнем знаний раскрыть свои возможности, повышают интерес к предмету.
Следовательно, уровневая дифференциация обучения на уроках информатики способствует повышению уровня знаний, умений и навыков, улучшению успеваемости учеников, учету особенностей и интересов учащихся, снижению нагрузки на них.
Уровневая дифференциация обучения предполагает такую организацию обучения, при которой учащиеся, обучаясь по одной программе, имеют возможность выбора уровня усвоения материала, но не ниже обязательных требований.
Реализация уровневой дифференциации обучения поможет школе избавиться от необходимости учить всех одинаково, усилит гуманистическую направленность образования, снимет перегрузки, позволит учитывать особенности, возможности и интересы каждого ученика.