Статья на тему: Самоуправление как один из видов деятельности с ученическим коллетивом

Самоуправление как один из видов деятельности с ученическим коллетивом
Важнейший участок деятельности педагога - организатора – работа с коллективом учащихся. Этот педагог, говорится в методическом письме Главного управления школ Министерства просвещения «Об организаторе внеклассной и внешкольной воспитательной работы», «под непосредственным руководством директора, с помощью классных руководителей, педагогов, организующих воспитательную работу по различным направлениям деятельности общешкольного коллектива, добивается вовлечения всех школьников в разнообразные общественно полезные дела во внеурочное время, содержательного проведения ими своего досуга».
Главная цель такой работы – реализация одного из важнейших принципов воспитания – принципа воспитания личности в коллективе. Этот принцип требует совместной деятельности, коллективных усилий учащихся в решении общих задач, стоящих перед школой, классом, детской организацией. Именно в коллективе и в воспитании через коллектив осуществляется идейное, духовное, эмоциональное обогащение ребенка. Правильно организованный коллектив не стесняет и не ограничивает индивидуального развития личности, а, напротив, открывает широкий простор для расцвета индивидуальных способностей и талантов. «Только в коллективе, указывал К Иванов, – индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков...». Возможность такого развития дает школьное самоуправление.
Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания. Оно способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности, самостоятельности, готовности участвовать в различных проектах. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности всех школьников.
Такая форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивает развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Целями и задачами школьного самоуправления являются:
-    Становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;
-    Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностно-социальных норм через участие в общественной жизни школы;
-    Создание условий для самовыражения, самоусовершенствования   и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
-    Развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников;
-    Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых. Совместно с педагогом-организатором и с учетом плана воспитательной работы лицея Советом лицеиста был составлен план работы на год. В течение года  регулярно проводились заседания совета лицеистов, где рассматривается план работы, велась подготовка различных мероприятий, заслушиваются отчеты о проделанной работе, принимались положения. 
Возглавляет Совет лицеиста – Президент лицея Душинкевич Снежана, ученица 10 класса. В этом году было запланировано и выполнено большой объем работы. Вначале года представители совета лицеистов приняли активное участие в «Школе лидера».
Лицеисты приняли участие в подготовке и проведении фестиваля «Открытое сердце» и в гражданско-патриотическом фестивале «Дорогою в бессмертие» в МОУ ДО «ЦДЮТ». Одним из направлений работы является забота о ветеранах Посещали на дому ветерана ВОВ Найденко Марию Ларионовну. Ребята поддерживают очень теплые отношения с ними. 
В лицее были такие благотворительные акции как «Тетрадка», «Милосердие», «Теплый шарф», «Тёплые носки».
Представители отряда «ЮИД» приняли участие в деловой игре: «Знаем ли мы правила дорожного движения», которая проводилась в ЦДЮТ и были награждены дипломом за активное участие. Весной команда отряда «ЮИД» (Тодосой В, Андронов А, Хозов Д) приняла участие в городском конкурсе «История автомобиля» и заняла I призовое место.
Также в этом учебном году лицеисты приняли участие во многих школьных и городских мероприятиях:
торжественное открытие декады молодёжи и студентов;
мероприятиях, посвящённых Дню города;
пилотных смен,
традиционная выставка поделок из природного материала «Дары осени»;
выставка рисунков «Учитель глазами детей»;
праздничный концерт ко Дню Учителя;
праздничный концерт ко Дню Матери;
праздничный концерт к Международному женскому дню 8 –ое марта;
открытие Новогодней ёлки;
новогодние утренники;
конкурс рисунков «Зимушка – зима!»;
выпуск новогодних стенгазет;
конкурс рисунков «C Днём защитника Отечества!»;
конкурс поделок к 8 Марта;
участие в конкурсе декоративно-прикладного творчества «Мэрцишор2016»;
празднование в лицее Широкой Масленицы.
Участие в деятельности школы активно принимают младшее и среднее звено, старшее звено менее задействовано, в связи со своей загруженностью дисциплин учебного характера.
Нами было проведено две общешкольные линейки где были награждены активные участники основных мероприятий. Планируется итоговая линейка, в которой будут награжденные дети участвующие во всех мероприятиях лицея.
Впереди ещё одна последняя четверть, в которой лицеистам предстоит немало потрудиться, нас ожидают такие мероприятия как: ученик года, участие в городском конкурсе ЮПП, ЮИД, мемориал памяти, мероприятия приуроченные к 72 – годовщине победы ССР над немецко - фашискими захватчиками и итоговая линейка 25 мая и другие.
Анализируя всю работу, проделанную за год, хотелось бы отметить положительные моменты:
- ответственное отношение классных руководителей к подготовке детей для мероприятий;
- активная помощь в организации со стороны детей;
- разнообразие форм проведения, тематики мероприятий;
Что не удалось:
- загруженность детей учебными дисциплинами.
- планирование было перегружено мероприятиями, приходилось параллельно готовиться к нескольким мероприятиям сразу.
Огромное количество мероприятий навязывается вышестоящими образовательными учреждения,
- загруженность детей учебными процессами
- планирование было перегружено мероприятиями, приходилось параллельно готовиться к нескольким мероприятиям сразу.


15