Воспитание толерантности как условие профилактики экстремизма среди подростков.
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ.
Белик Оксана Петровна.
(Армавирский индустриально-строительный техникум, г. Армавир).
Аннотация: статья посвящена толерантному воспитанию подрастающего поколения, а так же роли педагога в формировании понятия национальных отношений.
Ключевые слова: толерантность, педагогика, молодежь, экстремизм, воспитание, патриотизм.
Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Тяжёлая экономическая ситуация, безработица, разнообразный национальный состав населения приводит к росту социальной напряжённости, к увеличению агрессивности, появлению фактов экстремизма, расширению конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Отсюда, проблема воспитания патриота – гражданина в духе толерантности, противостоящего экстремизму, терроризму, имеющего определённый уровень правовой культуры, в современных условиях приобретает приоритетное значение. Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.
Формирование и развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социальных слоев, разных политических взглядов, творческих интересов – важное условие эффективного становления демократического и правового государства, актуальная задача современной системы образования и всего российского общества.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как Краснодарский край – регион, где проживает большое количество разных национальностей, в том числе в «Армавирском индустриально-строительном техникуме» обучаются студенты порядка 10 национальностей. Поэтому воспитание толерантности, духовности, нравственности приобретает все большую значимость.
На мой взгляд, воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность – это и есть высоконравственная личность. Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Но вместе с тем, формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование. На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем обычаи и традиции своих соседей, в образовательных учреждениях изучаем историю других народов, постигаем общность социально-исторического развития. В нашем крае ввели новый предмет – кубановедение, который расширит знания об истории своего края, верованиях, традициях кубанцев, расширит процесс познания от ближнего к дальнему, от воспитания любви и уважения к родному дому до формирования патриотизма. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самомнение, чувство национальной исключительности, а главная педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь подрастающему поколению обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное - каков он человек, а не к какой национальности принадлежит. Такое знакомство обучающихся с языком, историей, культурой, бытом различных народов позволит на практике утверждать принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. Расширение знаний о народах, живущих в родном крае, даст возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность каждого человека к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию. Здесь без сомнения важна роль педагога, т.к. развивая в себе способность толерантности, педагог должен учитывать факторы не только вербальной коммуникации. Мы понимаем, мало обладать лишь теоретическими знаниями построения взаимоотношений, важно также как бы видеть по внешнему виду студента его внутреннее состояние. Главной задачей всех взрослых должно являться воспитание у подрастающего поколения миролюбия, толерантности, уважительного отношения к людям различных национальностей, а так же формировать понятие о национальных отношениях, то есть жить в дружбе и согласии.
На сегодняшний день задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и, в первую очередь, тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребёнка. Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Все мы знаем, что основы нравственных качеств ребёнка закладываются в семье. И очень важно, какая атмосфера царит дома, каковы взаимоотношения между родителями, между детьми и родителями, между братьями и сёстрами. И когда мы видим нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенную конфликтность в их взаимоотношениях, возрастает роль педагога, полноценная работа которого способна заполнить тот вакуум, в который попадают многие подростки. Мы должны вносить определенный положительный результат в воспитании подрастающего поколения. К сожалению, в сознании подростков мы редко видим место веры в то, что "все люди братья", все чаще занимают идеи совершенно противоположной направленности - экстремизм и терроризм - нет проблемы острее для современного общества. И нет проблемы более деликатной, болезненной, чем связь экстремизма и терроризма с национальной и религиозной принадлежностью. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек. В частности, в качестве проявления экстремизма предлагается признать массовые беспорядки, хулиганство и вандализм, если они способствуют возбуждению ненависти по идеологическим, политическим, расовым, национальным или религиозным мотивам. Механизм преступлений, связанных с экстремизмом, характеризуется, как правило, возникновением некой политико-экономической конфликтной ситуации на отдельной территории или в определенной сфере. Проблема агрессивного и экстремистского поведения молодежи становится все более актуальной в условиях российской действительности. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи можно включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт. Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и молодежного экстремизма. Большинство преступлений экстремистского характера совершается несовершеннолетними в составе группы и, что самое недопустимое - большинство преступлений происходит на почве межнациональных, межрасовых или религиозных конфликтах, поэтому наша задача, задача взрослых людей – это воспитать подростка с активной жизненной и нравственной позицией, который бы понимал, что толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий, она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаков открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкретности.