Праздник Весёлое путешествие от А до Я.

Сигналом к началу праздника стала фонограмма песни Шаинского «Чему учат в школе»

1. В первом классе снова праздник
День прощанья с Букварём!
Вспомни, маленький проказник,
Как ты стал учеником!

2. Мы смешными малышами
Прибежали в этот класс.
Нам букварь с карандашами
Подарили в первый раз.

3. С этой книжкой самой первой
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.

« В школу рано мы идём».


4. Самый трудный - первый класс.
Всех труднее - первый класс.
Потому что первый раз.

Учитель: Первый класс, первый класс!
Сколько грамотных у нас?
У кого в порядке книжки и тетрадки?
Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали, благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге - Букварю. Расскажите о своих успехах нашим гостям.

1. Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разны:
Гласные, согласные.

2. Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку баюкать.

3. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть.
Но не хочется им петь.

4. Дружат гласная с согласной.
Составляют вместе слог.
«Ма» и «ша», а вместе «Маша»
К нам явилась на урок.
5. Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
«Ты» и «ква», а вместе: «тыква»,
«Со» и «ва», читай: «сова».

6. Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.

Раздаётся стук в дверь.
Букварь: Вот и я, мои друзья!
Рад вам, рад вам очень я.
Здравствуйте, ребята!
Вот пришёл на встречу с вами
Я в последний раз.
Но забыть мне не придётся
Этот дружный класс.
Все от Димы до Кристины
Грамоте учились.
Вам мои странички очень пригодились?
Учитель: Вот послушай, Букварь, о том , как пригодились твои странички.

Частушки


Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

2. Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.

3. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.


4. Буквы гласные мы любим
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём.

5. Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом проглочу.

Букварь: А сейчас, ребята, я приглашаю вас в сказочное путешествие в мою волшебную страну.

Учитель: Итак, ребята, мы отправляемся в путешествие на нашем сказочном паровозике, название которого...(Первоклассник)

Букварь:Так садись в волшебный поезд
И помчим от А до Я

«Чу-чу-чу, - говорит паровоз,-
Прямо в Азбуку я ребятишек привёз».

Учитель: Стоп! Остановка первая.
Буквы - значки, как бойцы на парад
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё...( алфавит ).

Букварь:Остановка первая - « Алфавитная». А вы, ребята, знаете алфавит? Расскажите, пожалуйста.

Дети рассказывают алфавит
А Б В Г Д Е Ё- постираем всё бельё.
Ж З И Й К Л М - апельсинку быстро съем.
Н О П Р С Т У - погуляем на мосту.
Ф X Ц Ч Ш Щ -ах, какая чаша!
Ъ Ы Ь - не запомнятся никак.
Э Ю Я- вот и все мои друзья!

Букварь: Гласные здесь?
-Здесь.
Согласные здесь?
- Здесь.
А буквы, которые не обозначают звуки?
- Здесь.
Всем известно: буква «Я»
В азбуке последняя.
А известно ли кому, отчего и почему?
Неизвестно?
-Неизвестно?
Интересно?
-Интересно.
Ну так слушайте рассказ.

Учитель: Буквы в азбуке у нас.
Жили, не тужили,
Весело дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз всё дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я».
Я - сказала буква «Я»
Главная, заглавная!

Буква Я: Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояло «Я»
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю на виду!
Учитель: Говорят ей:

Все: Встань на место!
Учитель: Отвечает:

Буква Я: Не пойду.
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение!
Вы в сравнении со мною недоразумение.
Ни более, ни менее!

Учитель: Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.

Буква Ф: Фу - ты, ну - ты!

Учитель: Фыркнул «эф»,
От обиды покраснев.

Буква С: Срам.

Учитель: Сердито «эс» сказада. «В» кричит:

Буква В: Воображала! Это всякий так бы смог!

Мягкий знак: Попробуй потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый.

Учитель: Вдруг промямлил Мягкий знак,
А сердитый Твёрдый знак
Молча показал кулак.

Гласные:Тише, буквы!
Стыдно, знаки!

Учитель: Закричали гласные.

Буква А: Не хватало только драки,
А ещё согласные!

Буква О: Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться.

Буква У: Мы же грамотный народ!
Буква «Я» сама поймёт.

Твёрдый знак: Разве мыслимое дело
Всюду «Я» совать вперёд!

Буква С: Ведь никто в таком письме
Не поймёт ни «бэ» ни «мэ».

Буква Я: Не хочу водится с вами!
Буду делать всё сама Хватит у меня ума!

Учитель: Тут все буквы улыбнулись.
Меж собой переглянулись,
И ответил дружный хор:

Все:Хорошо идём на спор!

Буква В: Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку.
Правда стало быть твоя!

Буква Я: Чтобы я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а «Я».

Учитель: Буква Я взялась за дело,
Целый час она пыхтела,
и кряхтела, и потела,
Написать она сумела Только «Я, Я, Я, Я, Я, Я».
Все:
Ха - ха - ха - ха - ха.

Учитель: «О» от смеха покатилась,
«А» за голову схватилась,
«В» и «Ф» поджали рот.
Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревёт.

Буква Я: Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята.
Даже после буквы «Ю».

Учитель: И решил весь алфавит.

Все: Если хочет пусть стоит!
Деловедь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, что б все от «А» до «Я»
Жили,как одна семья!

Букварь: Азбука - к мудрости ступенька! Отправляемся в дорогу. Давайте захватим с собой песенку о дружбе.

« Мир похож на цветной луг»


Букварь: A вот и следующая остановка - Стихотворная. Ребята, расскажите, пожалуйста, стихотворения о моих буквах.

1. В этой букве нет угла,
Оттого она кругла,
До того она кругла –
Покатиться бы смогла.

2. Буква «Э» на «С» дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка.
Только нету языка!

3. Вот буква «В» видна в дали,
Красивая,витая,
Как будто крендель испекли,
Приезжих ожидая.

4. Букву «Й» зовут «И кратким».
«И» как «И» в твоей тетрадке.
Чтобы «Й» не путать с «И» -
Сверху палочку пиши.

5. «X» - забавная игрушка.
Деревянная вертушка.
Ветру вольному игрушка.

6. Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик - твёрдый знак.
Чтобы не облиться.

7. Буква «Т» стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
«Т» - в антенну превратилась
И на рынке очутилась.

8. Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж


Букварь: В поезд можете садиться.
Этот поезд быстро мчится
От границы до границы.
Прибавляет по пути
К трём четыре, два к пяти.
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.

А вот и следующая остановка- Узнавательная. На моих уроках вы узнали, что в русском языке есть слова - близнецы. Вспомните, что это за слова?

Учитель: А помогут вам два друга, которые тоже столкнулись с такими словами и не сразу разобрались, в чём дело.
Ваня: Привет!
Дима: Привет!
Ваня: А у меня дома овсянка! А у тебя?
Дима: Подумаешь, и у меня дома овсянка.
Ваня: Люблю я овсянку.
Дима: И я люблю, она жёлтая красивая такая! И вкусная, особенно с молоком.
Ваня: Как это вкусная? Как с молоком?
Дима: Да так. А ещё хороша с маслом и сахаром.
Ваня: Да ты про что говоришь?
Дима: Как это про что? Про овсянку.
Ваня: Про какую овсянку?
Дима: Про обыкновенную овсянку. А ты прочто?
Ваня: И я про обыкновенную овсянку. Про ту, что в нашем саду живёт и песни поёт.
Дима: Каша песни поёт?
Ваня: Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка. Не слыхал про такую? Ай-да, ко мне-мою овсянку слушать!

Дима: Ай-да! А потом ко мне мою овсянку кушать.

Учитель: И друзья побежали, весёлые и довольные собой.
-Почему мальчики долго не понимали друг друга?
-Ребята, а какие ещё слова-близнецы вам известны?
Найдите такие слова в стихотворениях.

1. Не жалейте пятачка,-
Говорит корова.
Вы купите молочка-
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
- Нам по целой кружке !-
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки...

2. Бросил палку кверху Мишка
-Падай в шапку с ели шишка!-
Шишка хоп по голове-
Сразу шишек стало две.

Учитель: Молодцы, ребята. Отправляемся в путь, а чтобы в дороге мы не заскучали, давайте поиграем.
- Какие слова спрятались в слове ПЕРВОКЛАССНИК?

Молодцы. Вот пришёл теперь черёд сыграть в игру наоборот
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь - низко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь - близко.
Скажу я слово грязно,
А ты ответишь – чисто.
Скажу я слово – тихо,
А ты ответишь - громко.
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечай - конец!
Да, конец нашему отдыху, ведь мы приближаемся к следующей станции- Спортивной. Наш вышли встречать настоящие спортсмены- удальцы.

Физминутка

Вы стоите на площадке,
Начинаем мы зарядку.
Гибкость всем нужна на свете.
Будем наклоняться, дети.
Раз – направо, два – налево.
Всё мы делаем умело.

Упражнение второе:
Руки вверх, ноги врозь,
Так давно уж повелось.
Три наклона сделай вниз,
На четыре поднимись.

Приседанья каждый день
Прогоняют сон и лень.
Приседай пониже –
Вырастешь повыше!
Раз, два, три, четыре –
Будешь самым сильным в мире.

В заключенье, в добрый час,
Пошагаем мы сейчас.
Раз, два, три, четыре –
Будем в дружбе жить и в мире.

Молодцы, ребята. Доброго вам пути!


Букварь: Нам желают: Доброго пути!
Будет легче ехать идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
А вот и следующая остановка - Сказочная. На моих уроках вы часто слушали и рассказывали сказки. Расскажите, пожалуйста, сказку.
Вот что с буквами случилось
Сказочник: Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину «Победа». Написал под картинкой печатными буквами ПОБЕДА.
Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась Ежику буква П.
Ёжик: Поставлю ее, перед своим домом.
Хорошие ворота будут.
Сказочник: Взвалил букву на спину и унес.
Пришел Медведь хмурый. Жаловаться стал:
Медведь: Нет у меня сегодня ...( дети читают ОБЕДА)
Верно! Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для бочки.
Сказочник: Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку.
А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается.
Вдруг страшное слово увидел. (дети БЕДА).
Зайчик: Ой, где беда?!
Сказочник: заметался Зайчик. Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, за рябину упала, а Зайчик умчался в лес. Прилетел Аист. Вкусное слово увидал (дети ЕДА).
Аист: А в траве и верно еда:
Лягушек сколько хочешь.
Сказочник: Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унес. Тут Баран пришел. Заблеял обиженно.
Баран: Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?
Сказочник: А буквы ему: (дети Да).
Разозлился Баран, сбил рогами букву Д. Осталась последняя буква А. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей сказать может? Только поплакать горько: а-а-а!

Букварь: Молодцы, ребята. А давайте поиграем в «Угадайку». Согласны? Тогда внимательно послушайте условия. Я буду читать стихи о ваших любимых героях. Как только я остановлюсь, вы должны будете назвать этого героя. Слушайте внимательно.

Лечит маленьких детей.
Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор ...( Айболит )

Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала.
Кто же это? (Дюймовочка)

С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это? (Буратино)

(Вбегает Буратино, за спиной у него ранец, в ранце букварь.)

Буратино: Нет на свете таких дел.
Чтоб я делать не умел.
Посмотрите, убедитесь.
Как я ловок, как я смел.
Деревянный я мальчишка.
Про меня смешная книжка.
Про меня в кино картина.
Все ребята мне друзья,
Очень смелый Буратино,
Буратино, - тино, -тино, Буратино - это я!
О-го! Куда это я попал? Сколько ребят! Здесь, наверное, кукольное представление? Я ужжжасно хочу посмотреть! Ой-ой-ой! Ну я же шёл совсем не в театр. Ведь говорящий Сверчок велел мне идти в школу. А мой добрый, заботливый папочка продал свою последнюю куртку, чтобы купить мне Азбуку с чудесными картинками. Ну я же не могу пройти мимо такого представления! Школа же никуда не уйдёт! Я только взгляну, послушаю с вами - и бегом в школу!
(Появляются лиса Алиса икот Базилио)

Алиса: Здравствуй, глупенький Буратино. Куда ты так спешишь?

Буратино: Не видишь, сколько зрителей собралось. Сейчас будет представление. А потом в школу! Я обещал папе Карло стать грамотным, умненьким и благоразумненьким Буратиночкой.

Базилио: А что у тебя в этой торбе за спиной?

Буратино: Ты какой-то отсталый, Базилио. Это ранец, а в нём Учёная книга - Букварь!

Алиса: Ох-ох-ох! Букварь! Не доведёт тебя до добра это ученье.. Вот я училась, училась и гляди - после таких нормативов по физкультуре хожу на одной лапе.

Базилио: Вот-вот! А я из-за этого учения глаз лишился. Видишь, совсем слепой стал, читал много.

(Появляется Мальвина)

Мальвина: Не слушай ты их, Буратино. Они ужасные обманщики, драчуны и невежды. Ты ведь сам понимаешь, как это важно научиться считать, писать и читать. Вот когда я была твоей воспитательницей. ..

Буратино: Тоже мне воспитательница. Разве так воспитывают детей? Так не сиди, так не ешь. Ребёнок, может, ещё Букварь не освоил, а она сразу в чулан...

Алиса: Весёленький, чудненький Буратино, не дружи с ней. Пойдём лучше с нами в Страну дураков, там будешь счастлив от лени, весел от глупости и скучен от безделья.

Базилио: За нами, Буратино, в Страну дураков!
Мальвина: Нет - нет! Буратино, я не пущу тебя с ними.

Буратино:А я и сам не пойду. Меня не проведёшь! Я уже не такой легкомысленный, как раньше. Я теперь умненький и знаю, где золотой ключик. Он в Букваре. И получает его тот, кто дочитал Букварь до самой последней страницы.

Мальвина: Буратино, а ты знаешь, что мы как раз сейчас на празднике прощания с Букварём?


Все эти буквы заучи.
Их три десятка с лишним,
Но для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.

Буратино: В дорогу взять не позабудь
Ключей надёжных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь.
Войдёшь в любую сказку.
(Раздают детям ключики.)

Букварь: Букварь закончен ваш, друзья.
Ну что ж, закроем эту книгу.
Надеюсь я, что с нею Вы стали чуточку умнее.
Узнали много всяких всячин,
А значит, год не зря потрачен.

1. Ты знай. Букварь, что весь мы год
Тебя все трепетно любили.

2. Чудесно время проводили:
Мы познавали мир, шутили,

3. Быстро время проходило.
Нам интересно с тобой было!

4.Мы благодарны Букварю,
«Спасибо» скажем мы ему!

Букварь: А вот и последняя наша станция - Книжкин дом.

Под крымским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят.

( Выходят книги)
1. Сколько звёзд в небесах,
Сколько цвету в лесах,
Сколько капель в Днепре,
Столько книг на земле!

2, Есть с ладошку одни.
Есть большие тома.
Проживают они
Вместе с нами - в домах.

На свете много разных книг.
Но есть особые из них.
Особой книгой вашею считайте и меня,
Ведь заместитель верный я,
родного Букваря!
Я спутником вашим буду, друзья
Без книги для чтения жить нельзя!

Букварь: Что ж, ребята, значит здесь Время нам прощаться. Ну а дружбе с новой книгой Только начинаться!


«Прощание с Букварём». ( Букварь уходит во время песни)


Книга для чтения: Ребята, каждому из вас
Хочу я другом стать.
Позвольте же сегодня
Подарки вам раздать.

15