Урок — пресс-конференция Поэзия военного подвига


Литература
11 класс
Урок - пресс-конференция
Поэзия военного подвига
Цель урока:
Образовательная - показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзор произведений разных жанров; познакомить учащихся с формой проведения пресс-конференции.
Воспитательная -пробудить у учащихся чувства памяти, интереса к истории войны, истории своей семьи.
Развивающая -развивать способности к лаконичной и точной постановке вопросов, задаваемых в ходе пресс- конференции.
Оборудование урока: иллюстрации на тему войны.
Гости «Западные журналисты».


Ход урока
1.Вступительное слово пресс – секретаря (Кузнецов Д.)
-Уважаемые дамы и господа! Добрый день!
Сегодняшняя наша пресс- конференция посвящена 70-летию Великой Победе!
Мы пригласили вас, уважаемые журналисты всего мира, для того чтобы вы услышали голос правды о войне, с вами будут говорить поэты и писатели, которые были участниками этой войны. Их нет в живых, но остались стихи, поэмы, рассказы. От их лица правду о войне расскажут литературоведы, которые занимаются изучением их творчества.
Разрешите представить:
Тойбагоров С.-М. Дудин
Сабабаев Е.-В.Занадворов Жигайло Н.-М.Шолохов Гаджиева Н.-К.Симонов Подольная Е.-А.ТвардовскийНеобходимость этой пресс-конференции вызвана и тем, что многие на западе, да и у нас пытаются переписать историю. Уже появляются высказывания о том, что 2 мировую войну выиграла Америка, что деревню Хатынь сожгли сами красноармейцы при отступлении. Это оскорбление памяти всех погибших и живых!
Поэтому мы убедительно просим вас в своих выступлениях в печати , рассказать правду о войне!
Итак, просим задавать ваши вопросы!
Газета «Фигаро» Франция.
-Почему в годы войны поэзия получила наибольшее распространения?
Тойбагоров С.
-Поэзия была самым оперативным жанром, она выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну, в стихах передавались личные переживания.
Одно из лучших лирических стихотворений военных лет-«Соловьи» Михаила Дудина. Искренность, высокое мужество оказывают неизменно яркое воздействие и на тех, кто знал войну, и кто не знал.
Сабабаев Е.
-Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства ,переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой. В стихотворении Владислава Занадворова, геолога и поэта, погибшего под Сталинградом,-неприукрашенная война:
Ты знаешь, мой сын, что такое война ! Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое отраженье.
Это-изо дня в день лишь блиндажный песок.
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это-боль головная, что ломит висок;
Это-юность моя, что в окопах истлела;

Это-грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это- кровью отмытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это- в жизни короткий последний рассвет
Над разрытой землей. И лишь как завершенье-
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат-
Беззаветная гибель на поле сраженья.
Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.
Газета «Штерн»Германия.
-Почему стихотворение Симонова «Жди меня», адресованное лично жене Валентине Серовой, стало популярным? В чем сила этого стихотворения?
Жигайло И.
-Стихотворение звучит как заклинание, молитва, молитва о том, чтоб остаться живым, чтоб любимые ждали, несмотря ни на что, сила стиха в повторе слова «жди»- оно повторяется 16 раз.
(Стихотворение «Жди меня»)
Газета «Вашингтон-пост» США.
-У Симонова есть и такое стихотворение «Убей!». При вашем гуманизме, любви и вере в человека и такой призыв- наказ:
Что это – призыв к действию ?Жигайло И.
-Симонову можно верить. Поэт прошел всю войну от Халхингола до Берлина, знал войну «изнутри».
Смерть на войне обычна и сурова.
И все-таки мы воздух ловим ртом
При гибели товарищей.
Вот и сейчас , на рассвете, умирает от смертельной раны
боец, и друзья замерли над ним в горькой, трагической беспомощности:
Он не нуждался в помощи ничьей.
Он умирал . И, понимая это,
Смотрел на нас, и молча ждал конца,
И как – то улыбался неумело.
Это не скорбь о погибшем товарище. Главное в нем – раздумье о войне и природе, и шире, о жизни и смерти:
Вот тут и появился соловей,
Несмело и томительно защелкал.
Потом сильней, входя в горячий пыл,
Как будто настежь вырвавшись из плена,
Как будто сразу обо всем забыл,
Высвистывая тонкие колена.
Пение соловья вырвало из трагического оцепенения солдат, застывших над умирающим другом , как будто заново открыло им красоту окружающего мира, заставило ощутить силу жизни:
А мир на сотни верст окрест,
Как будто смерти не бывало места,
Шумит неумолкающий оркестр,
И нет преград для этого оркестра.
И мысли не только о смерти, но и о жизни, о любимой были последними в душе умирающего товарища, который просит друзей :
«Ребята, напишите Поле:
У нас сегодня пели соловьи»:
И сразу канул в омут тишины
Трехсотпятидесятый день войны.
Для погибшего солдата навсегда замолчал великий оркестр жизни ,И каждый
понимает, что завтра это может случиться и с ним:
И может быть, в песке, в размытой глине,
Захлебываясь в собственной крови,
Скажу: «Ребята, дайте знать Ирине:
У нас сегодня пели соловьи».

Пусть не с ним, так с другим будет счастлива любимая,
Пусть продолжается вечное течение жизни.
Такова сила поэзии!
Досада, злость, яростное желание отмщения звучит в этом стихотворении. По прошествии лет мы можем ужаснуться такому постоянно повторяющемуся призыву, но без этой жажды отомстить, возможна ли победа?
Когда враг посягнул на твою жизнь, на жизнь твоих детей, родителей, на твоих соседей, близких? А как бы вы поступили?
Газета «Джайзир» Израиль.
-Мой вопрос адресован госпоже Гаджиевой. Скажите пожалуйста, чтобы вы ответили господину Солженицыну ,который не принял рассказ Шолохова «Судьба человека», более того обвинил писателя в фальши. Позвольте процитировать господина Солженицына.
«Мы вынуждены отозваться , что в этом вообще очень слабом сказе, где бледны и неубедительны военные страницы (автор, видимо, не знает последней войны),где стандартно-лубочно, до анекдота, описание немцев (и только жена героя удалась ,но она-чистая христианка из Достоевского),-в этом рассказе о судьбе военнопленного.
Истинная проблема плена скрыта или искажена.
1.Избран самый некриминальный случай плена-без памяти, чтобы сделать его «бесспорным», обойти всю остроту проблемы. (А если сдался в памяти как было с большинством-что? и как тогда?)
2.Главная проблема плена представлена не в том что родина нас покинула , отреклась, прокляла ( об этом у Шолохова вообще ни слова) и именно это создает безвыходность, а в том , что там среди нас выявляются предатели. (Но уж если это главное, то покопайся и обьясни, откуда они через четверть столетия после революции, поддержанной всем народом?)
3.Сочинен фантастически-детективный побег из плена с кучей натяжек, чтобы не возникла обязательная, неуклонная процедура приема пришедшего из плена: Смерш -Проверочно-Фильтрационный лагерь. Соколова не только не сажают за колючку, как велит инструкция ,но-анекдот!-он еще получает от полковника месяц отпуска!(то есть свободу выполнять задание фашисткой разведки? Так загремит туда же и полковник!)»(«Архипелаг Гулаг», ч.1, гл.6).
Гаджиева Н.
-В рассказе «Судьба человека», действительно, раскрыта далеко не вся правда об участии военнопленных и что та судьба узников фашистских концлагерей, о которой пишет Солженицын, куда более типична, чем судьба Андрея Соколова. В рассказе, действительно, нет ни тени намека на чудовищно несправедливое отношение советской власти к бывшим военнопленным, однако и решительного оправдания «преимуществ социализма» в «Судьбе человека» мы тоже не найдем. Задача Шолохова в этом рассказе вообще не сводится к осуждению или оправданию того или иного политического строя, она, прежде всего, связана с выявлением духовной сущности человека в бесчеловечных обстоятельствах. Газета «Шпигель»ФРГ.
-Почему поэма Твардовского «По праву памяти» увидела свет только в 1987 году? Хотя поэма создавалась в 60-е годы(1966-1969г.г.).
Подольная Е.
-Перемена общественной обстановки в 60-е годы: попытка реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его, замалчивание решений 20 съезда, опасность возрождения нового культа-Брежневского, беспредельная сила тоталитаризма. Твардовский, как поэт и гражданин, остро реагирует на эти перемены. Власть жесткой цензуры не позволили это сделать-напечатать поэму.
В поэме «По праву памяти» Твардовский выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения:
Одна неправда нам в убыток,
И только, правда, ко двору!
Нам все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит.
Долг велит рассказать о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностях, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Личная исповедь выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого. И это не могло быть напечатано в 60-е годы.
Газета «Джумхурист» Израиль.
-Если мы войну забудем,
Вновь придет война…

Эти строки очень часто вы цитируете, когда говорите о войне. Что это? Ваша вечная готовность к войне?
2.Заключительное слово.
Пресс-секретарь.
-Нет, это наша вечная бдительность. И сегодня это как никогда очень злободневно, особенно, когда читаем, что в Германии вновь организуется неофашистское движение, но что самое страшное, в России, скинхедовские организации молодежи. Вот это страшное беспамятство!