Программа по внеурочной деятельности Начальное техническое моделирование 2 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
города Слюдянки Иркутской области


«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель Директор
директора по УВР МБОУ СОШ №4 ____________________ _________________
«02» сентября 2015 г. «03» сентября 2015г
 
 



Рабочая программа

Факультатива «Начальное техническое моделирование»

(уровень: общеобразовательный)


 
 
 
Учитель: Василенко Ольга Владимировна

 
 


 
 
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения
Протокол от«31»августа 2015 № _________
Руководитель__________________________( _____________)



 
2015год.
Пояснительная записка


Научно-технический прогресс и проникновение его достижений во все сферы человеческой деятельности вызывают возрастающий интерес у детей к современной технике.
Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка с раннего детства. С каждым годом увеличивается выпуск механических, электрифицированных, электронных игрушек. Все большей популярностью у детей пользуются электронные видеоигры, интернет.
Интерес детей к технике поддерживается средствами массовой информации (научно-популярные кинофильмы, телевизионные передачи, детская литература). Они в доступной и увлекательной форме знакомят младших школьников с историей техники, ее настоящим и будущим. Поэтому занятия начальным техническим моделированием и конструированием являются одним из важных способов познания окружающей действительности. А так же в процессе технического моделирования дети осваивают азбуку современной техники и законы, положенные в основу технических устройств.
Начальное техническое моделирование - это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов. Это познавательный процесс формирования у них начальных политехнических знаний и умений.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного мышления, воображения. А умение самостоятельно что-нибудь сделать позволяет ребенку чувствовать себя уверенно в окружающем его мире взрослых, избавляет от ощущения беспомощности. Ведь именно вера в себя, в свои силы есть необходимое условие для того, чтобы ребенок был по - настоящему счастлив.
В связи с этим была разработана образовательная программа факультатива «Техническое моделирование». Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение обучающимися знаний в области конструирования, моделирования и нацеливает ребят на осознанный выбор профессии связанной с авиа, авто, судостроением, архитектурой.

Цель программы: Формирование личности ребенка, способной к самостоятельному творчеству в области технического моделирования и конструирования, создание условий для начального профессионального самоопределения.

Реализация основной цели программы осуществляется через решение ряда задач:
расширять политехнический кругозор детей;
развивать конструкторские способности;
развивать профессиональные интересы к техническому труду;
формировать умения и навыки работы с различными материалами и инструментами;
воспитывать высокую культуру труда;

Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие учителя и обучающегося в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Образовательная программа «Техническое моделирование» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, ФЗ РФ «Об образовании», типовых программ по «Начальному техническому моделированию» .
Образовательная программа «Техническое моделирование» разработана для детей младшего школьного возраста (7-9 лет). Программа рассчитана на 1 год обучения: 1 год – 33 часа, занятия 1 раз в неделю.
Отличительная особенность программы - воспитание гражданской позиции в общественной жизни через включение в коллективную работу, независимо от степени мастерства, позволяющие развить новые качества, которые необходимы для адаптации к требованиям, предъявляемым обществом.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Техническое моделирование», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение.
Такой характер творчества заставляет учителя сознательно объединять в одном занятии различные виды деятельности, соответственно перестраивая педагогические подходы, раскрывая в творческой деятельности свои специфические признаки педагогической целесообразности и значимости (см. таб.).


Признаки
Характерные особенности деятельности


Современность
Отсутствие четких канонов.
Многообразие используемых технологий.
Возможность самовыражения с использованием доступных средств.


Доступность
Экономичность и доступность материала. Отсутствие возрастных ограничений. Возможность создания разновозрастных групп.


Разноплановость
Возможность создания различных изделий, воссоздание производственных моделей и технологических процессов. Разноплановость применения изготовленных изделий (подарки, костюмы, сюрпризы, наглядные пособия, декоративное оформление и др.).


Индивидуальность
Это особое состояние в изображении действительности, и здесь у каждого предмета свой реальный мир, который имеет собственное применение и неповторимый (авторский) подход.


Социализация
Возможность самовыражения личности, решение финансово-экономических проблем, коммуникативное общение среди людей, занятых общим делом.


Содержание программы построено так, что на занятиях используется форма взаимообучения, групповые и индивидуальные формы работы. Применяются различные методы обучения: традиционные (рассказ, беседа, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы.) и нестандартные (занятие-сказка, путешествие, бенефис.)
Одной из особенностей организации занятий является использование элементов развивающего обучения. Применяются различные типы нестандартных заданий:
измени форму деталей;
замени материал;
сделай наоборот;
выбери нужное;
создай асимметрию;
измени число деталей.
Ожидаемые результаты:
владение чертежными и изобразительными инструментами;
развитие абстрактно-логического мышления;
умение самостоятельно конструировать простейшие технические модели и объекты;
умение выполнять построение и анализировать свойства геометрических фигур, тел.
расширение кругозора и углубления знаний;
воспитание таких черт личности как аккуратность, настойчивость, терпение.

Ожидаемые результаты освоения программы
Личностные результаты: готовность обучающегося целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета технического моделирования, способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие задания могут быть им успешно решены; познавательный интерес к техническому моделированию как науке.
название применяемых материалов и инструментов, приспособлений и их назначение;
способы обработки различных материалов, предусмотренных программой;
правила и способы разметки материалов;
знать способы соединения деталей;
знать название геометрических фигур и геометрических тел;
знать определения и понятия, предусмотренные программой.
Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем в процессе работы;
экономно расходовать материалы;
правильно пользоваться инструментами;
соединять детали при помощи клея, проволоки, в «замок»;
самостоятельно, с помощью образца и графических изображений, изготовить изделие без нарушения правил выполнения изученных технологических операций;
творчески оформлять работу.
Знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания), приобрести опыт их прохождения.
Знать правила работы в паре и в группе, уметь их применять.
Знать правила поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму, приобрести опыт определения истинных и ложных ценностей.
Метапредметные результаты:
устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умения моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные результаты:
- работа с чертежами, объединение предметов в единое целое
- умение выбирать и составлять алгоритм действий, выполнять пошаговые действия по заданному алгоритму;
- умение находить приемы решения заданий логического характера, умение использовать знаково-символические средства для решения задач; строить ось симметрии, отображать фигуры относительно оси симметрии.

Ресурсы необходимые для успешного усвоения программы:
- Учебный кабинет с оборудованием (учебная доска, учебная мебель);
- Дидактический материал (игры, загадки, ребусы, кроссворды);
- Раздаточный материал (шаблоны изделий, инструменты, материалы);
- Наглядный материал (иллюстрации к беседам, коллекции образцов видов
бумаги, ткани, природных материалов );
- Диагностический инструментарий (анкеты, тесты: входящие, рубежные,
итоговые, карточки с заданием);
- Схемы, инструкционно – технологические карты;
- Демонстрационные материалы (образцы работ);
- Разработки бесед, праздников, конкурсов, экскурсий.

Тематическое планирование по техническому моделированию

Название темы
Кол-во часов
Дата


1 четверть – 9 часов



1
Введение. Мой коллектив и Я.
1


2.
Правила поведения и безопасной работы в учебном кабинете.
1


3
Рабочее место, какое оно?
1


4
Правила организации и уборки своего рабочего места.
1


5
Материалы и инструменты.
1


6
Практическая работа№1.
1


7
Аппликация. Виды аппликаций.
1


8-9
Изготовление поделки «Лебедь»
2



2 четверть- 8 часов



1-2
Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек на основе выполнения разверток.
2


3-4
Веселые игрушки. Человечек.
2


5-6
Изготовление игрушек на «пружинках». (Кот, Снеговик)
2


7
Изготовление маскарадных масок.
1


8
Копировальная бумага. Изготовление героев мультфильма «Смешарики» на основе выполнения разверток.
1



3 четверть -9 часов



1
Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.
1


2-3
Самодельные коробочки и фигуры.
2


4
Практическая работа№2
1


5
Сувениры
1


6
Изготовление бумажного букета.
1


7
Практическая работа№3
1


8
Бумагопластика.
1


9
Практическая работа №4.
1



4 четверть -8 часов



1
Техника в жизни человека
1


2-3
Выполнение модели ракетной установки.
2


4
Практическая работа № 5.
1


5-6
Работа с разными материалами. Панно «Звездное небо»
2


7
Практическая работа№6.
1


8
Выставка работ.
1








Содержательная характеристика

1 год обучения

Вводное занятие.
Знакомство детей с образцами изделий. Беседа о сущности процесса конструирования, о содержании предстоящих занятий. Инструктаж по правилам поведения в рабочей комнате, в здании.

Материалы и инструменты.
Общее понятие о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применении. Инструменты и приспособления применяемые в творческом объединении (ножницы, нож, молоток, плоскогубцы, шило, кисти для клея и красок), правила пользования ими. Организация рабочего места. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы их сборки. Операции по обработке бумаги и картона:
разметка («на глаз», сгибанием, по шаблону и т.д.);
резание (по прямолинейному и криволинейному контуру, симметричное вырезание);
сгибание и складывание;
сборка (склеивание, соединение нитками, проволокой, щелевой способ соединения).
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: опыты с бумагой, симметричное вырезание, вырезание по прямолинейному и криволинейному контуру.


Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей.
Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ технических объектов и сопоставление с геометрическими телами. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление из плотной бумаги или картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей разверток. Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек на основе выполнения разверток.



Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.
Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление знаний о геометрических фигурах: прямоугольнике, квадрате, треугольнике, круге, половине круга, овале. Вырезание из бумаги четырехугольника и круга по шаблонам, деление их на равные части путем сгибания и складывания. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Аппликация. Её виды, назначение. Элементы предварительного планирования предстоящих трудовых действий.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление «Геометрического конструктора» из плотной бумаги или картона (набора геометрических фигур, различны по форме, размерам и цвету), изготовление аппликаций из геометрических фигур, простейших настольных игр, подвижных игрушек.


Сувениры.
Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на бумаге, ткани. Приемы и способы выполнения некоторых сувениров и игрушек из картона, бумаги, деталей готовой формы (тарных коробок). Способы соединения деталей при помощи клея, ниток, проволоки. Способы и приемы отделочных работ. Правила безопасной работы.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление цветов из бумаги, новогодних сувениров, полезных подарков- копилка, подставка под карандаши, шкатулка, подвеска - мобиль.

Бумагопластика.
Понятие о бумагопластике, об основных приемах (техниках) используемых в изготовлении поделок (техники: витая спираль, бумажный комочек, звезда, петли, пушистый шарик, гофрировка, кулечек, фонарик). Совершенствование приемов работы с ножницами, портновской булавкой, циркулем-измерителем. Правила безопасной работы с данными инструментами.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок в технике: витая спираль, бумажный комочек, звезда, петли, пушистый шарик, гофрировка, фонарик.

Техника в жизни человека.
Общее понятие о транспорте, его видах и значении. Современные достижения в развитии автомобильного, воздушного и водного транспорта. Понятие о моделях транспортной техники и их разновидностях. Действующие (движущиеся), настольные (стендовые), контурные (силуэтные), полуобъемные, объемные модели. Детали контурной модели: силуэт, рама, корпус, двигатель, движители, руль. Способы изготовления силуэтных и полуобъемных моделей.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление силуэтных автомобилей, конструирование моделей вездехода, лунохода, ракетной установки, истребителя.

Работа с разными материалами.
Знакомство с классификацией природного материала (растительного, животного, органического и неорганического происхождения) их свойствами и способами обработки. Ознакомление с бросовым материалом (пластмасс, поролон, пенопласт, пластиковые бутылки, стаканчики, капсулы от шоколадного яйца, полиэтилен) и способами его обработки. Совершенствование навыков оформления готового изделия.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок из пенопласта, пластиковых бутылок, кожи, поролона, яичной скорлупы, проволоки, гофрированного картона.

Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за учебный год, организация выставки.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: оформление выставочных работ.































Список литературы для учителя:

Большая энциклопедия поделок [Текст]. - М. : ООО Изд-во РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. – 255 с.
Выгонов, В. В. Игрушки и поделки из бумаги [Текст] / В. В. Выгонов. - М. : Издательский Дом МСП, 2006. – 128 с.
Грунд-Торпе, Хайди. Выпиливание лобзиком. Забавные поделки [Текст] / Хайди. Грунд-Торпе. – М. : Мой Мир ГмбХ & Ко. КГ, 2006. – 56 с.
Журавлева, А. П. Что нам стоит флот построить [Текст] / А. П. Журавлева. – М. : Патриот, 1990. – 134 с.
Игрушки своими руками [Текст] – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 64 с.
Машины [Текст]. – М. : ООО Изд-во АСТ, Астрель, 2005. – 34 с.
Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование [Текст] / Л. А. Парамонова – М. : Издательский Дом Карапуз, 1999. – 240 с.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся [Текст]. Учебное издание / Под редакцией Горского В. А. / Кротова И. В. – М.: Просвещение, 1988. – 351 с.
Столярова, С. В. Я машину смастерю, папе с мамой подарю [Текст] / С. В. Столярова. - Ярославль: Академия & Ко, Академия холдинг, 2000. – 86 с.
Титкова, Т. В. Подарки своими руками [Текст] / Т. В. Титкова. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 320 с.
Троицкая, Н. Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: Метод. пособие [Текст] / Н. Б. Троицкая. – М. : Дрофа, 2003. - 144 с.























Приложение №1
Входной диагностический материал
1 год обучения

( Отгадайте загадку:
У двух матерей по пяти детей.
Без них невозможен труд.
Знайте, как их зовут.
А)
· ножницы; г)
· пальцы и нитки;
б)
· ежики; д)
· руки и пальцы;
в)
· гвозди; е)
· иголки и нитки.

( Выберите предмет, про который можно сказать, что он прямоугольный, гладкий, плотный, волокнистый:
а)
· пластилин; д)
· карандаш;
б)
· лоскут ткани; е)
· гвоздь;
в)
· фальцовка; ж)
· лист бумаги;
г)
· проволока; з)
· нитка.

( Выберите 4 вида бумаги, из которых можно сложить самолетик:
а)
· писчая; г)
· крекированная;
б)
· цветная; д)
· фотобумага;
в)
· газетная; е)
· калька.

( Соедини стрелками рисунок и подпись к нему:





треугольник квадрат круг



( Вырежи из квадрата круг.









Приложение №2
Рубежный диагностический материал
1 год обучения

( Подберите к термину правильное определение:
КВАДРАТ – это:
а)
· прямоугольник, у которого все стороны равны;
б)
· четырехугольник, у которого все стороны равны;
в)
· четырехугольник, у которого все углы прямые.

( Соедините стрелками линию чертежа и его название:
ЛИНИИ ЧЕРТЕЖА: НАЗВАНИЯ ЛИНИЙ ЧЕРТЕЖА:
( а) линия контура;
( б) линия сгиба;
( в) осевая линия.

( Продолжи предложение:
Часть изделия, изготовленная из целого куска материала – это
а)
· деталь;
б)
· заготовка;
в)
· контур.

( Укажите цифрами последовательность выполнения аппликации:
а) вырезать;
б) разметить детали;
в) приклеить;
г) разложить на основе детали аппликации;
д) смазать детали клеем;
е) высушить изделие под прессом.

( Отметьте рисунок, на котором разметка выполнена, верно:

1
·

2
·

3
·









Приложение №3
Итоговый диагностический материал
1 год обучения
( Распределите в два ряда геометрические фигуры и тела:

а) круг; д) ромб; и) восьмиугольник;
б) эллипс; е) шар; к) квадрат;
в) цилиндр; ж) пирамида; л) треугольник;
г) конус; з) куб; м) пятиугольник.
Геометрические фигуры:
·
·
·
·
·
·
Геометрические тела:
·
·
·
·
·
·

( Отметьте оборудование, необходимое для сгибания заготовки из тонкого картона по прямой линии разметки:
а)
· ножницы; д)
· нож;
б)
· иголка е)
· тряпочка;
в)
· линейка; ж)
· шило;
г)
· циркуль; з)
· ластик.

( Отметьте правильное утверждение.
Смазывать детали следует, разложив их:
а)
· на изнаночной стороне цветной бумаги;
б)
· на клеенке или газете;
в)
· на подкладном листе;
г)
· на руке.

( Закончи предложение:
Ножницы хранят в

( Из предложенных деталей составить орнамент и выполнить аппликацию.




Данные для контроля хода практической работы.
Оборудование: заготовка основы, детали аппликации из цветной бумаги, клей, тряпочка для работы с клеем, пресс.
Последовательность технологических операций:
На лицевой стороне основы из готовых деталей составляется орнамент.
Детали одна за другой смазываются клеем и приклеиваются на свои места.
Изделие кладется под пресс.


Приложение № 4

Критерии оценки: по уровням

Результаты проведения диагностических материалов позволяют выявить уровень усвоения образовательной программы, способность решать задания предполагающие применение определенных логических операций.

Знание теории:
Высокий уровень – ставится при выполнении 80-100% всех контрольных
заданий;
Средний уровень – при выполнении 60-80% заданий;
Низкий уровень – за 40-50% правильно выполненных заданий.

Практические задания предполагают проверку усвоения умений выполнять работу самостоятельно (по схеме, чертежу, эскизу или словесному описанию технологического процесса)
При выполнении практических работ необходимо учитывать следующие критерии усвоения умений и навыков:
Применение общетрудовых умений;
Организация рабочего места;
Соблюдение последовательности технологических операций;
Норма времени;
Качество и аккуратность выполнения работы;
Соблюдение правил безопасности труда и требований гигиены.

За выполнение практических заданий:
Высокий уровень – ставится, когда все названные требования выполнены;
Средний уровень – когда 2 или 3 критерия нарушены;
Низкий уровень – работа не отвечает предъявленным требованиям, или брак, допущенный в работе, исправить невозможно.



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15