Конспект урока по русскому языку по теме: Причастие как часть речи
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Русский язык. Урок № 1
ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Курс русского языка в 7 классе достаточно сложен .В нём излагается объёмный материал, посвящённый изучению таких частей речи , как причастие, деепричастие, наречие и служебные части речи. Скорее всего, это самый сложный курс языка. Поэтому так важно, чтобы учащиеся с первого раза осознали, с какими новыми частями речи им придётся познакомиться.
На изучение блока тем « Причастие» школьной программой отводится
30 часов, и конечно же, это говорит о сложности материала.
Работая в 7-х классах в прошлом учебном году, я ещё раз убедилась, что детям сложно порой определиться, с причастием или прилагательным они имеют дело. Поэтому на первом же уроке, посвящённом изучению темы «Причастие», я попыталась помочь ребятам самим поразмышлять над сложностью проблемы. А в разработке урока мне помогли методы RWCT .
1 ЭТАП УРОКА – EVOCATION
Тему я не написала на доске , а поставила лишь ?
Эпиграфом к уроку стали слова М. В. Ломоносова о причастии :
«Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.»
Я предупредила ребят , что пока эпиграф является для них загадкой, которая скрывает новую, не изученную ещё часть речи. Поэтому и вопрос вместо темы. Отгадку же мы получим лишь в том случае, если плодотворно поработаем на уроке. Чтобы интерес к неизвестному не ослабевал, я принесла на урок репродукцию картины с изображением детей, отдыхающих на берегу моря, и попросила учеников описать эту картину устно (вид работы-устное сочинение). Но все прилагательные, используемые при описании, или похожие на них слова я попросила выписать в тетради. Вот что примерно получилось: весёлый, бегущий, летящий, парящий, купающиеся, смеющаяся, песчаный, плывущий, тёплый, яркий
У каждого получился свой список. Ребята, даже не зная ещё ничего о причастии, чаще использовали для описания именно эту часть речи.
ЭТАП УРОКА- REALIZATION
После этой работы я попросила ребят всё-таки поискать отличия между словами, попавшими в этот список. Для этого было предложено ребятам воспользоваться одним из методов RWCT – дискуссионной картой.Вот как она выглядела.
Есть ли отличия ?
ДА НЕТ
1 Некоторые слова мож- 1отвечают все на один вопрос
но заменить сочетанием
слов: который + глагол;
2 Можно к некоторым 2 являются одними и теми же
поставить два вопроса: членами предложения
3 все изменяются по родам, числам и падежам
какой?
что делающий ?
3 встречаются одинако-
вые суффиксы ВЫВОД ? ( Учащиеся делают сами)
4 одни обозначают толь-
ко признак, другие-при-
знак и действие
Естественно, эта карта не исчерпала всех сведений о причастии, но всё это дети проделали сами , и это было самым главным. У детей возник интерес к этой части речи , которая таит в себе признаки прилагательного и глагола. Ученики сделали вывод о том , что есть часть речи, похожая на прилагательное , но не являющаяся ею .Ещё они самостоятельно смогли назвать основные отличительные признаки, а в этом им , бесспорно, помогла дискуссионная карта .
Чтобы закрепить знания, полученные в результате собственных «исканий»,
мы обратились с ребятами к учебнику, где было дано правило и названа интересующая нас часть речи. Только теперь учащиеся услышали термин «причастие».
Один из учеников сказал : « Причастие- причастно к двум частям речи: прилагательному и глаголу» Теперь уже можно было чётко назвать признаки глагола и прилагательного у причастия. Ученики сами составили такую таблицу, перечислив их:
ПРИЧАСТИЕ
Признаки глагола признаки прилагательного
1 1
2 ? 2 ?
3 3
Те признаки, которые ребята не смогли отметить в дискуссионной карте, я попросила дописать и выделить другим ц ветом для лучшего запоминания.
Теперь, вооружившись теорией, можно было приступать к практике, и я попросила ребят составить с новыми словарными словами, записанными на доске, словосочетания с причастиями.
Таким образом, мы сразу решали несколько задач: учили новые словарные слова, развивали речь и образовывали причастия. Кроме того, работа имела соревновательный характер. Класс был разбит на 3 группы –ряды. Каждый ряд имел лист, в котором все члены команды записывали по одному словосочетанию с предложенными словарными словами. Все команды стремились к победе, тем более что наградой были «5» за урок. Конечно, оценивалась не только быстрота выполнения работы, но и правильность.
Выполнить следующее упражнение из учебника уже ни для кого не составило труда.
ЭТАП УРОКА- REFLECTION
Теперь уже каждый учащийся смог найти ответ на эпиграф-загадку и расшифровать слова великого русского учёного. Интересно , что детям захотелось побольше узнать о самом М. В. Ломоносове. Я считаю, что это тоже можно считать положительным моментом урока.
На дом учащиеся также получили задание. Я попросила ребят написать пятистишье на тему «Причастие» и задала упражнение по учебнику
Хочу ещё раз напомнить, что это был лишь первый урок, знакомящий ребят с этой частью речи. Все темы, связанные с целым блоком уроков по «Причастию», учащимся только предстоит изучить в дальнейшем. Но главным итогом урока я считаю то, что дети не испугались новой сложной части речи, с которой им предстоит «дружить» или «сражаться» на пути овладения русским языком. И стратегия развития критического мышления через чтение и письмо стала в этой работе для меня надёжным союзником.
4Заголовок 1:Заголовок 2Ў:15т:Основной текст8Основной текст 2RОсновной текст с отступомz z