Конспект урока по русскому языку Причастие как часть речи.


Тема урока «Причастие как часть речи».
Цель урока:
Дать понятие о причастии и его морфологических и синтаксических признаках.
Задачи:
-познакомить учащихся с основными морфологическими и синтаксическими признаками причастия;
-развивать навыки синтаксического разбора предложений, умение исследовать, наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы; умение работать группе;
-воспитывать любовь к русскому языку, чувство патриотизма, товарищества.
Тип урока: объяснение нового материала.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная работа по
карточкам, работа с использованием ЭОР.
Необходимое техническое оборудование, средства:
проектор или интерактивная доска.
Вступительное слово учителя, нацеливающее на изучение части речи – Причастие.
Записывают тему и называют задачи урока.
Работа по новой теме.
Задание классу: выразительно прочитать афоризм, записанный на доске: «Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело!»
А. Бестужев-Марлинский
Вопросы к классу:
– Что обозначает слово переходящая?
– На какой вопрос отвечает это слово?
– Какая часть речи отвечает на этот вопрос?
– Чем отличается слово переходящая от прилагательных?
– От какой части речи образовано слово переходящий?
(Учитель знакомит класс с названием новой части речи: «Слово переходящий – это причастие».)
– Глагол переходить, от которого образовано данное причастие, относится к
совершенному или несовершенному виду?
– Причастие переходящая обозначает признак предмета по действию,
происходящему в момент речи, или признак предмета по действию,
предшествующему моменту речи?
– Итак, причастие переходящая какого времени?
– Попытайтесь образовать от глагола переходить причастие прошедшего времени.
– Сформулируйте вывод из нашего рассуждения о причастии как части речи.
3.Составляем фоторобот.
Используя нашу таблицу и материал учебника, составьте фоторобот новой части речи (опорная схема, конспект и др.)
Выступления учащихся. Сравнение работ с конспектом учителя.
ПРИЧАСТИЕ
1.Какой? Что делающий? Что сделавший?
Обозначает Признак П по Д
Суффиксы: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-), -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-.
2.ПМП: вид, возвр., НМП: полн. или кр.ф, р, ч, п
3.Полная и краткая форма.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
УПРАЖНЕНИЕ.
Выберите из скобок нужную форму причастия и подчеркните её. Определите признаки и напишите сверху.
1. Мы стояли у (волнующего, волнующегося, волнуемого) озера и смотрели на (раскачивающую, раскачивающуюся, раскачиваемую) ветром лодку.
2. Ветер, (колеблемый, колеблющий, колеблющийся) тростник, становился сильнее.
3. (Поднимаемые, поднимавшиеся, поднимающие) волны заставили нас вернуться.
4. Поток, (образовавший, образованный, образовавшийся) после ливня, с шумом нёсся в долину.
5. Сад был покрыт (осыпающими, осыпавшимися, осыпаемыми) листьями.
Взаимопроверка производится (ребята меняются листочками с соседом по парте) при помощи слайда №11.
Учитель: Правильно употреблять причастия в своей речи сложно, но если вы научитесь этому, то они вам очень помогут. Причастия не только «способствуют сокращению нашей речи», но и могут являться изобразительно-выразительными средствами.
Проверка знаний учащихся.
Проверочная работа.
Перед вами словосочетания, определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
Если вы считаете, что выделенное слово прилагательное, поставьте цифру 1,
глагол – 2, причастие – 3.
1.смешной рассказ
2.смеющийся ребёнок
3.рассмеялся тихо
4.смеётся громко
5.хмурящийся человек
6.хмурится погода
7.хмурый старик
8.подписанный документ
9.он подпишется быстро
10.письменный стол
11.пишущий автор
12.светится маяк
13.светившийся рубин
14.светящийся шар
15.светлая лампочка
После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата
Взаимопроверка:
1, 3, 2, 2, 3, 2, 1, 3, 2, 1, 3, 2, 3, 3, 1.
0 ошибок – «5»
1-2 ошибок – «4»
3-5 ошибок – «3»
РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель: Время урока близится к концу, попробуй те подвести итог, как
вы сегодня поработали, справились ли с задачами, поставленными в начале урока, что получилось, а над чем ещё стоит подумать.
•Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
•Что Вам в этом помогло?
•Какие трудности возникли?
•На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к сл 7. 7. Домашняя работа.
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: учитель благодарит за работу, отмечает особо активных учеников, желает успехов в дальнейшей работе.