Презентация по русскому языку на тему Причастие как часть речи (7 класс)


МБОУ Гимназия № 7 г. КрасноярскаТема урока: Причастие как часть речиУрок к УМК В.В. Бабайцевой, 7 классАвтор: Вашкевич А.А., учитель русского языка и литературы Красноярск, 2016г. Урок «Знатоки и Хитрости языка»Новая тема - ? Начинаем мы опятьРешать, отгадывать, считатьУм и сердце в работу вложи,Каждой секундой в труде дорожи! 1. Работа Знатоков - ГлаголОбозначает действие предмета или лицаОтвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»Имеет постоянные признаки: вид, спряжение, возвратность, переходностьИмеет непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, число, род

Есть ли у глагола «особые приметы»??ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Особая примета – суффикс «-ТЬ-»;2.Особые – личные окончания у глаголов в настоящем и будущем времени (у каждого спряжения свои!!)3.Суффикс «-Л-»в форме прошедшего времени….СМОЖЕШЬ ДОПОЛНИТЬ?
2. Работа Знатоков – Прилагательное Обозначает признак предмета или лицаОтвечает на вопросы «Какой?», «Чей?»Имеет постоянные признаки: разряд по значению; степени сравнения и полную/краткую формы ( у кач-ных прил.)Имеет непостоянные признаки: род, число, падеж

-Как же нам опознать прилагательное, Холмс?-Элементарно, Ватсон!ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Свои особенные окончания: у м.р. – ой, -ый, -ий; у жен.р. – ая, -яя; у сред. р. – ое, -ее.2.Крепкая дружба с существительным – прилагательное становится в ту же форму, что и существительное…СМОЖЕШЬ ДОПОЛНИТЬ?
3. Работа Аналитиков – сравни!«Что делать?», «Что сделать?»«Какой?», «Чей?»вид, спряжение, возвратность, переходностьразряд по значению; степени сравнения и полную/краткую формы ( у кач-ных прил.)наклонение, время, лицо, число, родчисло, род, падежЛичные окончания, суффикс –ТЬ- в н.ф.окончания: у м.р. – ой, -ый, -ий; у жен.р. – ая, -яя; у сред. р. – ое, -ее..



4. Творческая работа– скажи!2 группа – каков филин на вид? Опиши птицу, используя только прилагательные!1 группа – чем может заниматься филин? Опиши это, используя только глаголы!
Задание повышенной трудности: подбери слова, которые будут отвечать на вопрос «Какой?», но при этом обозначать действия птицы. Сможешь?ПРОВЕРЬ СЕБЯ!ЛетающийУхающийОхотящийсяНападающий и т.д.

5. Работа спикеров – дебаты!Возьмем слово «Летающий» – оно не слишком похоже на те прилагательные, что мы изучали обычно! Проведем работу по его исследованию!Для этого разобьемся на две группы:Группа 1 – попробуйте доказать, что «Летающий» это прилагательное. Вспомните признаки прилагательного, названные в начале урока!Группа 2 – А что если «Летающий» это глагол, раз обозначает действие? Попробуйте доказать это, вспомнив признаки урока! «Что делать?», «Что сделать?»«Какой?», «Чей?»вид, спряжение, возвратность, переходностьразряд по значению; степени сравнения и полную/краткую формы ( у кач-ных прил.)наклонение, время, лицо, число, родчисло, род, падежЛичные окончания, суффикс –ТЬ- в н.ф.окончания: у м.р. – ой, -ый, -ий; у жен.р. – ая, -яя; у сред. р. – ое, -ее..Подведем итоги: какие признаки слову «Летающий» остались от глагола, а какие – от прилагательного? Найди это в таблице!

Как назвать часть речи, образованную от глагола, у которой можно встретить признаки и глагола, и прилагательного?Учёные-лингвисты назвали такую часть речи ПРИЧАСТИЕ. Что же это такое?Прича́стие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного. Вот свойство мое обязательное:Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков)
6. Подведем итоги – запомним «особые приметы» причастия!1. Причастие образовано от глагола, но отвечает на вопрос прилагательного «Какой?» Пример: «Бегущий» – от глагола «бежать», «прочитанный» – от глагола «прочитать» и т.д.1. У причастия свои особенные суффиксы: -ущ/ющ, -ащ/ящ, вш/ш, -ом/ем, -им, енн, -нн, -т
Найди причастияЗолотой цвет, желтеющий цветок, глубокая река, бегущий ручей, закрытое окно, чистые стены, холодное кушанье, застывшая фигура, красивые цветы, замерзающий человек, желтые листья, улетающий журавлиный клин.ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Золотой цвет, желтеющий цветок, глубокая река, бегущий ручей, закрытое окно, чистые стены, холодное кушанье, застывшая фигура, красивые цветы, замерзающий человек, желтые листья, улетающий журавлиный клин.



7. Подведем итоги – что у тебя на уроке получилось лучше всего? 5. Домашнее задание:Выучить определение причастия из учебника наизустьВыписать из учебника и выучить наизусть суффиксы причастия(На выбор): А) найти и записать в тетрадь определения причастия В.И. Даля, М.В. Ломоносова;Б) попробовать самостоятельно при помощи суффиксов образовать причастия от следующих глаголов: писать, написать, выдумать, выдумывать, мечтать, загадать.