Доклад на тему Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС
Слайд 1 Тема моего выступления: «Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС».
Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений деятельности школы и осуществляется в соответствии с задачами Федерального государственного образовательного стандарта.
По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется. Используются разнообразные формы и методы воспитательной работы. Это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, эстетические беседы, диспуты и дискуссии, встречи с интересными людьми, акции, аукционы, творческие мастерские, экскурсии, походы.
К настоящему времени в МБОУ МСШ создана целостная воспитательная система, целью которой является создание условий для воспитания нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека.
Данную цель школа реализует через ряд задач:
- формирование ценностно-ориентированной личности,
-формирование представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм;
- формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию;
- оказание помощи ученикам в открытии для себя большого многогранного и неоднозначного мира, окружающего их, научить их в этом мире быть счастливыми.
Слайд 2 Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию, развитие творческих способностей обучающихся во внеучебное время.
Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие учащихся. Самореализации способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умения находить необходимую информацию.
Таким образом, главная цель – объединение урочной и внеурочной сфер деятельности ребенка, т.е. создать условия для развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями, интересами
Слайд 3 Цель внеурочной деятельности: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализации добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач . Обеспечить благоприятную адаптацию в школе.
Слайд 4 Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
- создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
- создание условий для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;
- расширение рамок общения школьников с социумом;
- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Слайд 5 Внеурочная деятельность в МБОУ МСШ осуществляется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное направление, научно - познавательное, художественно-эстетическое, социальное, проектная деятельность. Свою внеурочную деятельность я осуществляю по трем направлениям.
Слайд 6 -_спортивно-оздоровительное направление; (представлено программой «Здоровая семья»). Основное внимание уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни.
Слайд 7 –научно - познавательное направление (Занятия кружка «Умники и умницы» учащимися реализуется по следующим взаимосвязанным содержательным линиям: задания на развитие внимания; задания, развивающие память; задания на развитие и совершенствование воображения; задания, развивающие мышление). Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Слайд 8 - художественно-эстетическое направление представлено программой «Умелые ручки» и др.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы .
- Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов
Формы организации внеурочной деятельности следующие: экскурсии, кружки, проектная деятельность, поисковое исследования, соревнования, конкурсы, олимпиады , викторины.
Слайд 9 При реализации внеурочной деятельности мы взаимодействуем с различными соц. партнерами. В развитии нравственно-эстетического воспитания детей огромную роль играет посещение следующих соц. партнеров: поселковая библиотека, ДК «Визит» и Хакасский заповедник « Шушенский бор» . Все эти выезды проводятся во взаимодействии учителя и родителей.
Слайд 10 Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, стремление к успеху, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности. Особое внимание в воспитательной работе уделяется участию детей в акциях различного уровня.
Слайд 11
Важным направлением организации внеурочной деятельности является проектная деятельность учеников, т. е. выполнение долговременных трудоёмких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала.
В результате такой работы появляется продукт, нужный и полезный не только самому ученику, но и его сверстникам, старшим и младшим. Наш проект был о том, что необходимо беречь природу, бабочек. Младшие школьники в ходе работы над проектом: - Доказали, что мир бабочек многообразен.
– Познакомились с образом жизни бабочек.
– Определили значимость выполнения экологически правильного отношения к окружающей природе.
-Сумели объяснять, почему не нужно ловить бабочек.
В этой работе прослеживается связь урочной и внеурочной деятельности, так например: проект начинался с уроков литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и технологии, и закончился внеклассным мероприятием, где активное участие принимали и родители.
Слайд 12 – 14 Плоды внеурочной деятельности – это победители соревнований и конкурсов. Дети участвуют в декадах по предметам в школе, в рамках которых проходят конкурсы, олимпиады.
Детям создаются все условия для внеурочной деятельности, появляются интересные творческие работы, которые принимают участие в республиканском конкурсе рисунков по теме «9 мая», ПДД, конкурс поделок на противопожарную тематику, акция « Птицы на кормушках». Компьютерная графика и др.
Дети принимали участия в городских конкурсах (рисунки, поделки ).
Основной формой учёта достижений обучающихся, воспитанников является Портфолио ученика.
Цель Портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Слайд 15 Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности детей.
Организация внеурочной деятельности на базе нашей школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Никогда не знаешь, какие именно знания пригодятся человеку в жизни, поэтому нельзя ограничивать тягу ребёнка к познаниям.