Урок-игра Древний мир (5 класс)
УРОК-ИГРА ПО ИСТОРИИ «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ ДРЕВНИЙ МИР»
Возраст: учащиеся 5-х классов.
Тема: Древний мир
Цель: в увлекательной для участников форме повторить материал по истории Древнего мира, конкретизировать и закрепить основные понятия по теме, имена и даты.
Условия игры: у каждого участника карточки с номерами 1-6. Ответы учащихся игроков оценивает жюри, за каждый правильный ответ игрок получает звезду. В каждом туре из игры выходит один игрок – тот, кто соберет, наименьшее количество звезд.
Разминка: Учащиеся, набравшие при ответах на вопросы наибольшее количество баллов, становятся участниками игры, а остальные – зрителями.
Вопросы:
Каких священных животных почитали древние египтяне?
(Бык, кошка, крокодил)
Как называлось в Древнем Египте водоподъемное приспособление?
(Шадуф)
В каком древнем государстве был построен царский дворец Ашшурбанапала?
(В Ассирии)
Где располагались города Библ, Тир, Силон?
(В Финикии)
С каким царством связано имя Соломона?
(С Израильским царством)
Какой народ впервые создал алфавит?
(Финикияне)
Каким транспортным средством, как считали египтяне, пользовался бог Амон?
(Лодка)
Как в древние времена становились рабами?
(За долги; попадая в плен)
Как звали основных богов Древнего Египта?
(Амон, Осирис, Гор)
Какие звуки не передавались на письме финикиянами?
(Гласные)
Знатный человек, покровитель зависимых от него вольноотпущенников, городов и провинций в Древнем Риме.
(Патрон)
Рабы, обученные сражаться друг с другом на потеху римской публике?
(Гладиаторы)
Какие птицы спасли Рим?
(Гуси, 390 г. до н.э.)
Название реки, перейдя которую Цезарь произнес: «Жребий брошен»
(Рубикон)
I тур:
На доске прикреплены шесть карточек с названиями: Египет, Палестина, Двуречье, Ассирия, Финикия, Персия.
Учащиеся должны выбрать карточки с теми названиями, которые связаны с тем или иным из ниже приведенных утверждений.
Утверждения:
Я утверждаю, что все эти страны находятся в Передней Азии.
(Все карточки, кроме карточки с названием «Египет»)
В этой стране основным строительным материалом была глина.
(Двуречье)
В этой стране находилась крупнейшая в Передней Азии библиотека.
(Ассирия)
Здесь изобрели стекло и пурпурную краску.
(Финикия)
В этой стране жили евреи, сложившие библейские предания о герое Самсоне и красавице Далиле.
(Палестина)
II тур:
На доске написаны имена: Тутмос III, Шампольон, Дарий I, Хаммурапи, Давид, Цезарь, Иисус Христос.
Учащиеся должны определить, какое из имен связано с тем или иным высказыванием, событием из перечисленных ниже.
Чьи это слова?
«Работать на хозяина должник должен три года, а потом следует отпустить на свободу». (Хаммурапи)
Один из самых известных фараонов-завоевателей в истории Древнего Египта, правивший в 1490-1436 гг. до н.э. (Тутмос III)
Французский ученый, дешифровавший египетские иероглифы. (Шампольон)
Чьи это слова?
«И ты, Брут?» (Цезарь)
Кого описывали словами: «Он был совсем юн и не казался силачом, одет был как простой пастух, а в руках держал лишь посох и пращу» (Давид)
Чьи это слова?
«Пришел, увидел, победил!» (Цезарь)
Кто говорил о себе именно так: «Я – царь великий, царь царей, царь многоплеменных стран, царь этой земли великой» (Дарий I)
Чьи это слова?
«Жребий брошен, Рубикон перейден» (Цезарь)
Чьи это слова?
«Что говорю вам в темноте, говорите при свете, и что на ухо услышите, возвещайте всем с крыш» (Иисус Христос)
III тур:
На доске в разбивку написаны слова и их объяснения. Учащиеся должны составить соответствующие пары.
Мумия, статуя, сфинкс, саркофаг.
Высохшее тело; статуя льва с головой человека; гроб в Древнем Египте; скульптурное изображение человеческой фигуры.
Иероглифы, клинопись, алфавит, папирус.
Древнеегипетское рисуночное письмо; материал для письма в Древнем Египте; система письма в Финикии; форма письменности, основанная на стандартном наборе букв.
Законы, заповеди, налоги, обряды.
Правила, обязательные для исполнения; плата в казну государства; правила, по которым должны жить верующие люди; традиционные действия, связанные с важными моментами жизни человека.
IV тур:
На доске написаны ряды из четырех слов. В каждом ряду надо найти лишнее слово и поднять карточку с его номером (лишние слова выделены курсивом).
1. Пергамен. 2. Бумага. 3. Папирус. 4. Тростник.
1. Брахман. 2. Шудры. 3. Фараон. 4. Неприкасаемые.
1. Нил. 2. Тигр. 3. Ганг. 4. Вавилон.
1.Соломон. 2. Шамаш. 3. Анубис. 4. Иштар.
1. Ной. 2. Далила. 3. Хаммурапи. 4. Адам.
Финальный конкурс
В нем участвуют два ученика, набравшие наибольшее количество баллов.
Составить как можно больше слов из букв слова ПИРАМИДА.
В завершение урока подводятся его итоги и победителям вручаются призы.