Конспект занятия по развитию речи «Приключение с петушком» в старшей группе по мотивам сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать»


Конспект занятия по развитию речи «Приключение с петушком» в старшей группе по мотивам сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать»
Составила: Ульрих Елена Юрьевна

Саратов
2016
1.Цель занятия: формирование навыков речевого общения с окружающими и развитие устной речи.
2.Задачи:
1.Формировать умение отвечать полным ответом.
2.Развитие памяти, внимания, связной речи, сообразительности.
3.Воспитать в детях умение слушать друг друга.
4.Развить в детях умение заботиться о своем здоровье.
5.Формирование у детей навыков составления небольшого рассказа из 3-4 предложений на заданную тему.
3.Тип занятия: интегрированный
4.Форма занятия: традиционная.
5. Продолжительность: 25 минут.
6.Участники: воспитанники разновозрастной группы.
7.Возраст обучающихся: 5-6 лет.
8. Оборудование и материалы: картинка с изображением поля (приложение 1), картинка с изображением грядок и овощей (приложение 2), мяч, картинка с изображением дороги (приложение 3), картинка с изображением зимнего леса (приложение 4), картинка с изображением зимней рыбалки (приложение 5), картинка с мячом и партой (приложение 6), картинка с вазой (приложение 7), разноцветные кубики, микрофон, магнитная доска.
9. Предварительная подготовка: рассматривание картинок, повторение предлогов В, НАД, ЗА, ПОД.
10.Методы и приемы работы с детьми. Словесный метод: рассказ, беседа. Наглядный метод: метод иллюстрации - рассматривание картинок. Игровой метод: сюрпризный момент (загадки), игры с мячом
11. Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
Организационный момент Приветствие воспитателя и воспитанников 1 мин.
Беседа, мотивация деятельности Создается положительный настрой, активируется внимание, память, связная речь. 5 мин.
Практическая деятельность Активизируется мысленная активность, формируется умение отвечать полным ответом, составлять рассказ из 3-4 предложений. Развивается умение точно выражать свою мысль. 5 мин.
Физкультминутка Развивается внимательность при выполнении игрового занятия 4 мин.
Работа с иллюстрациями Развивается память, внимание, умение рассуждать, высказываться. Дети вспоминают правила дорожного движения. Закрепляются предлоги В, НАД, ЗА, ПОД. 5 мин.
Сюрпризный момент
Развивается сообразительность, внимание.
3 мин
Заключительная часть Активируется память. Развивается умение выражать свою мысль, умение высказываться, слушать друг друга. 2 мин
12. Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день, ребята.
Дети приветствуют воспитателя и друг друга.
Беседа, мотивация деятельности.
Воспитатель: А вы любите сказки? Назовите мне свои любимые.
Дети дают свои ответы.
Воспитатель: А я вам сейчас расскажу одну из своих любимых сказок. Она называется «Умей обождать» Константина Дмитриевича Ушинского.
Жили-были себе брат и сестра, петушок и курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет.» Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! - кричит петушок,- беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник - и прошло.
Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит: «Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.»
Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.
Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок - бултых в воду! Только петушка и видели.
Понравилась ли вам сказка? Слушал ли петушок свою сестру?
Практическая деятельность.
Дети: Да, понравилась. Нет, не слушался.
Воспитатель: Что Петя-петушок делал не так? Как ему нужно было поступить?
Дети: Петушок сначала ел незрелую смородину, а нужно было подождать, пока она созреет. Потом он, разгоряченный, пил холодную воду, а этого не нужно было делать. Затем петушок пошел кататься на коньках по незамёрзшему льду, а нужно было подождать, пока вода совсем замерзнет.
Воспитатель: Посмотрите на картинку внимательно (показывает картинку с изображением поля (приложение 1)). По этому полю гуляли Петя-петушок и его сестричка-курочка. Расскажите, что вы здесь видите?
Дети составляют небольшой рассказ из 3-4 предложений по картинке. Воспитатель задает наводящие вопросы, помогая детям составить рассказ.
Воспитатель: После того, как мы прогулялись по полю, давайте сходим в огород (показывает картинку с изображением грядок (приложение 2)). Посмотрите на картинку. Вспомните, что растет на грядках?
Дети называют овощи, а воспитатель прикрепляет на магнитную доску изображения овощей (приложение 2).
Физкультминутка.
Воспитатель: А вы знаете как все это называется одним словом?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Молодцы! Давайте-ка проверим насколько хорошо вы знаете овощи и умеете ли отличать их от фруктов?
Воспитатель достает маленький мяч. Дети встают в круг, воспитатель встает в центре.
Воспитатель: Сейчас я буду кидать мяч каждому из вас и говорить слова. Например, морковь. Вы ловите мяч и говорите фрукт или овощ. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель кидает мяч каждому воспитаннику. Физкультминутка заканчивается на последнем игроке.
Работа с иллюстрациями.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А сейчас давайте вспомним какую сказку я вам читала в начале нашего приключения. Помните, как она называлась?
Дети: «Умей обождать».
Воспитатель: А знаете и вы почему она так называется? И почему важно уметь ждать?
Дети дают свои варианты ответа. Воспитатель помогает дать полный ответ.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что не только петушку надо быть осторожными? Мы с вами тоже должны быть очень осторожными и внимательными. Например, когда переходим дорогу.
Воспитатель показывает картину с изображением дороги, пешеходного перехода и светофора (приложение 3).
Воспитатель: Дети, посмотрите на картинку внимательно и скажите почему не следует торопится при переходе дороги? На что следует обратить внимание? (При необходимости воспитатель объясняет, что дорогу нужно переходить на зеленый свет)
Дети дают свои ответы.
Воспитатель: Мы с вами прошли по следам петушка и курочки. Но чуть не забыли про зимний лес и тонкий лед. Посмотрите на картинку. Что изображено на ней? (Воспитатель показывает картинки с изображением зимнего леса (приложение 4) и рыбаков на льду (приложение 5)). Давайте составим небольшие рассказы о приключениях брата и сестры на фотоохоте. А также рассказ о рыбаках на зимней рыбалке.
Дети составляют рассказы в 2-3 предложения. Воспитатель задает наводящие вопросы. Например, «Где сидит лиса?» Ответ: «ЗА деревом.» «Где фотоаппарат?». Ответ: «В руке».
Воспитатель: Наш Петя-петушок очень любит играть. Особенно в мяч. Давайте и мы поиграем.
Воспитатель дает детям задание, например, положить мяч В ящик, НА стол, ПОД стул, ЗА игрушку.
Дети выполняют задания. Закрепление предлогов проходит по упражнению с мячом, картинкой с вазой и пирамидкой из кубиков.
Воспитатель (показывая на картинку с вазой): Расскажите, что изображено на картинке. Начните так «Ваза и яблоко находятся …».
Примерный ответ детей «На столе». Воспитатель, задавая наводящие вопросы, помогает детям составить ответ с предлогами В, НАД, НА, ПОД.
Воспитатель, показывая пирамидку из кубиков: Расскажите какого цвета и размера кубики в этой пирамиде?
Дети дают свои ответы.
Воспитатель: Кубик какого цвета находится НА красном кубике? Кубик какого цвета находится ПОД красным кубиком?
Дети дают ответы, используя предлоги В, НА, ПОД, НАД.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все-то вы знаете. Но сейчас я вам такие загадки загадаю, что вы ни за что не догадаетесь, о чем идет речь. Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель:
Раз я волка повстречал, Шел я около болот.
Только он с рогами, Вижу: ходит бегемот.
-Ме!- кричал он Рыло поднял, стонет:-Хрю…
И щипал Я вам правду говорю.
Травку под кустами. Лишь в одном ошибся я
Подвели меня глаза! Это, кажется, …(свинья).
Это, кажется, …(коза).

На дубу сидела рысь.
Я кричу в окошко: -Брысь!
А она хвостом вильнула,
Спину серую согнула
Да как прыгнет на окошко…
Ой, да это чья-то…(кошка)!
Вечер был. Взошла луна.
Встретил я в пути слона.
Только странный этот слон!
Замычал сердито он
И рогами в землю тык!
Это был, наверное, …(бык).
И я тоже!
(Скажу я что-то о Сереже –
Вы добавляете: «И я тоже!»)
Вышел с удочкой Сережа.
……………..!
Стал удить на речке Воже.
………………!
Он сидел и улыбался.
……………….!
Лещ на удочку попался.
…………….!
Кто на удочку попался!
Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы! И сказки любите, и загадки знаете! Пока мы с вами путешествовали, у меня на столе появился волшебный микрофон. Давайте вспомним нашего петушка и скажем в волшебный микрофон, что нельзя делать и как нельзя себя вести.
Воспитатель дает высказаться 3-4 воспитанникам, а остальным предлагает произнести в микрофон пожелания друг другу. Тем самым дает детям возможность высказаться и поучится слушать друг друга. Дети говорят пожелания в волшебный микрофон.
Воспитатель: Молодцы! Много хороших слов было сказано. Я же хочу вам пожелать быть умными, сильными, здоровыми, слушать и уважать взрослых. Прослушайте домашнее задание: вы вместе с родителями на выходных повторите какие овощи, фрукты, ягоды собирают в данный период времени и для чего (компоты, варенья). На этом занятие окончено! Всем спасибо!

Литература.
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи» (конспекты занятий)
Гербова В.В «Приобщаем дошкольников к художественной литературе»
«Дошкольное образование» 6, 2004
Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.
Приложение 1


Приложение2



Приложение 3

Приложение 4


Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7