Урок по развитию речи по теме Домашние животные: кошка (1 класс)


Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
Тема: Домашние животные: кошка.
Цель: создать условия для развития речи учащихся через ознакомление с домашним животным кошкой.
Задачи:
1.Образовательные:
- уточнить и расширить знания учащихся о домашних животных на основе знакомства с кошкой;
- отрабатывать умение составлять связное высказывание описательного и повествовательного характера на основе анализа животного.
2. Развивающие:
- коррекция произвольного внимания, наглядно-образного мышления на основе упражнения в анализе – синтезе, развитие устной речи через ответы на вопросы и составление рассказа;
- коррекция познавательных процессов с опорой на все анализаторы.
3.Воститательные:
- воспитание эмоциональной адекватности поведения;
- воспитание любви к животным, бережного отношения к ним.
Ожидаемый результат:
Знать: кошка – представитель домашних животных, части тела, питание.
Уметь: выделять группу домашних животных; составлять полные предложения, из них рассказ описательного характера.
Оборудование: картинки с изображением кошки; мультимедиа.
                                                      Ход урока
Слайд 1
1.Организационный момент
Веселый зазвенел звонок,
Давайте же начнем урок,
Работать вместе будем,
Все важное обсудим.
2. Введение в тему
а) Дидактическая игра «Кого не стало?»
На доске ряд картинок (голубь, волк, лиса, грач, кошка лакает молоко, кошка умывается.) Учитель убирает по одной картинке (глаза у детей закрыты) и спрашивает: «Кого не стало?» Ответы: «Нет голубя», «Нет волка» и т.д. до тех пор, пока не останутся картинки с изображением кошек.
 - Кто изображён на картинках?
 - Что делает кошка?
 - Что вы знаете о кошке?
б) Сообщение темы урока
- Сегодня мы поговорим о домашнем животном. А о каком – вы должны угадать!
Загадка: Слайд 2
Отворилась тихо дверь –
И вошёл усатый зверь.
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.  
Берегись, мышиный род –
На охоту вышел…(кот).
2. Изучение нового материала
а) Анализ и описание кошки
кошачья семья Слайд 3
- На этом уроке мы познакомимся с кошкой. Зовут ее Мурка.
А наше знакомство конечно же начнём с семьи кошки.
Читаем: она-мама-кошка ( делим слово кошка на слоги)
Читаем: он-папа-кот (делим на слоги)
Читаем: они
Ребята, кто же их детки? (котята)
Делим на слоги. Какой звук первый? Какой он?
чем покрыто тело
Подойдите к столу и погладьте Мурку.
- Скажите, чем покрыто тело кошки? (Тело кошки покрыто шерстью).
- А какая шерстка у кошки? (Шерстка пушистая, мягкая, нежная).
- Посмотрите, какого цвета шерсть у кошки?
- Скажите, а чем покрыта голова у вас? (На голове волосы)
- Какая кошка по размеру? (Кошка небольшая по размеру)
голова
- Что это ?( учитель показывает на голову)
- Внимательно осмотрите всю голову кошки. Какая у кошки голова? ( Показ формы шара руками).
- Вы правильно показали, а теперь скажите словами «круглая».
уши
- Что есть на голове? (Уши)
- Какие ушки? (Ушки маленькие)
- Посмотрите на уши и скажите, в каком они положении. (Уши торчат, уши вверх стоят).
глаза
-А это, что у кошки? (Глаза)
- Ребята, глаза у кошек бывают и голубые, и зелёные. А ночью кошки очень хорошо видят в темноте и их глазки вот так горят. Слайд 4
усы
- Что вы видите еще на голове? (Усы. Они длинные. Усами кошка шевелит).-Посмотрите на мордочки и скажите чего не хватает у ваших кошек на мордочке?
-Давайте сделаем усики из прищепок. Усы слева будут красными, а усы справа синими.
-Прикрепите три прищепки слева.
Какие по цвету возьмём?
-Справа какие по цвету прикрепим прищепки?
-Покажите своих котят с усами удивительной красы.
язык
- Посмотрите котик нам показывает, что? (Язык) Слайд 5
- Скажите на вид язык гладкий или шершавый?
-Давайте потрогаем язычки. (Даю наждачную бумагу) Какие они на ощупь?
-Ребята, зачем кошке такой язык, посмотрите на картинку и сформулируйте свою мысль.
-Правильно кошка моется без водички, она как расчёсочкой массажной чистит свою шёрстку.
-А ещё моет не только себя, но и своих деток котят.
-Что ещё языком делает кошка.
-Давайте подумаем как правильно сказать кошка будет пить молоко, есть или лакать? Слайд 6
туловище
- Покажите у кошки шею.
- А это что?( спина, живот).
- А как это все вместе назвать ?( туловище). Покажите у себя туловище.
лапы
-Смотрим дальше на нашу гостью. При помощи каких частей тела передвигаются кошки? (Лапы)
-Сколько лап у кошки? ( 4 )
-Как называются эти лапы? (Передние, задние)
-Сколько передних лап у кошки? (2)
-Что скажите об этих лапах? (Это задние, их тоже 2)
-Что у кошки на лапках, посмотрите? Слайд 7
- У кошки на лапках пальчики и на каждом коготки царапки.
- Что она может делать когтями? (Царапаться)
-При помощи прищепок превратите свою ручку в кошачью лапку с коготками царапками.
хвост
- Что это ?(хвост).
- Хвост у Мурки какой? (Длинный, пушистый).
б) Упражнения в назывании основных частей тела кошки, ответах на другие вопросы учителя
- Что это? (Голова)
- А это что? (Туловище, лапки, коготки)
- Что делает кошка? (Лакает молоко)
- Посмотрите, чем она лакает молоко? (Язычком)
- Что еще любит кошка? (Мясо, рыбу, колбасу).
- Помогите отобрать продукты для того, чтобы накормить кошку. Слайд 8
-Посмотрите на верхнюю строчку, перечислите. Что лишнее?
-Посмотрите на вторую строчку, чего не будет кошка кушать?
-А на нижней строке, что совсем вредно, да и нам то не стоит этим увлекаться?
-Итак, чем питаются кошки?
- У кошки хорошее обоняние и слух. Слайд 9
Подумайте, как кошка узнает мышей?
- Скажите, почему мы называем кошку домашним животным?
-Кто кормит кошку? (Правда, о кошке заботится человек, человек ее кормит).
-Зачем человек держит в доме кошку?
б) работа с предлогами
-Кошки, а особенно котята очень любят мотать клубочки, посмотрите, куда покатился клубочек у кота. Слайд
Давайте и мы поиграем с кошкой. Возьмите клубочек и кошку. Посадите кошку, а клубок перед ней.
Клубок за кошкой.
Клубок слева от кошки.
Клубок справа от кошки
Кошка села на клубок.
в) Игра «Скажи ласково»
(Бросаю мяч и называю слово, дети кидают обратно и называют ласково)
Кошка – кошечка
кот – котик
котенок – котеночек
уши – ушки
лапы – лапки
хвост – хвостик
нос – носик
усы – усики
когти – коготки.
г) «Игра в слова»
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее кошке
Словарь: пушистая, воет, котенок, злой, мурлыкает, переваливается, длиннохвостая, нора, коготки, грызет, лакает, сильный, царапается.ФМ
У нас славная осанка (Встать в струнку, руки вдоль туловища)
Мы свели лопатки (Свести лопатки, руки поставить на пояс – 2 раза)
Мы походим на носках (Повернуться вокруг себя на носках)
И пойдем на пятках (Повернуться в обратную сторону на пятках)
Пойдем мягко, как котята, (Пройти вкрадчиво)
Ну, а если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес. (Пройти «по-медвежьи»)
4. Работа по учебнику стр. 58
а) «Кто где живет?
-Давайте поможем Максику найти животным их домик.
- Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие)
- А как называются животные, которые живут дома? (Домашние)
б)"Кто что умеет делать"
- Сейчас выбираете картинку, называете животное и вспоминаете, что оно умеет делать.
Свинья – хрюкает
Собака – лаетКошка – мяукает
Волк – воет
Белка – прыгает
Козел – бодается
Заяц – бегает
Лиса – охотится
5. Рассказ по картинкам о кошке стр. 59
6. Закрепление
а) Работа по картине стр. 60
- Расскажи, что ты видишь на картинке ( Составляем предложения о девочке и о кошке).
б) Задание «А это – я сделаю сам!» стр. 61
Определи по картинкам, что было вначале, а что – потом?
8. Итог урока
-О каком животном говорили?
-Дикое или домашнее это животное?
-Какие части тела у кошки? Покажите их.