Конспект НОД для детей старшей группы. Тема: «Волшебная снежинка»


Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы.
Тема: «Волшебная снежинка»
Интеграция областей: коммуникация, познание, физическая культура, художественное творчество.
Программное содержание:
1. Формировать представление детей об образовании снега, снежинки.
2. Обогащать словарные запас именами прилагательными.
3. Создать обстановку, помогающую отразить образ зимнего чуда – снежинки.
4. Создать эмоциональный настрой для воплощения своих чувств в рисунке.
5. Закреплять умение рисовать снежинку, используя нетрадиционные методы рисования (граттаж, рисунок на зеркале, традиционно – рисунок на листе бумаги).
6. Развивать творческое воображение, способность детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (тактильными, зрительными, слуховыми) и звуками, пластическими, графическими образами.
7. Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к окружающей действительности.
Словарная работа: воздушная, лёгкая, пушистая, серебристая, хрупкая, сверкающая.
Материал: ватные палочки, листы бумаги, гуашь белая, зеркала для каждого ребёнка, баночки с водой, салфетки, кисточки, деревянные палочки по 2 штуки на ребёнка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин о зиме, чтение стихотворений: И. Никитин «Песня», М. Клокова «Ночью в поле снег летучий», В. Брюсов «Первый снег». Наблюдения и игры на прогулках, экскурсии с родителями в лес, на каток.
Ход занятия.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель. Сегодня у нас с вами хорошее настроение. У вас на лицах улыбки, давайте же подарим друг другу эти улыбки и добрые слова. Воспитатель обращает внимание на то, что следует друг друга порадовать: для этого вам нужно передавать друг другу снежный комочек и проговорить друг другу добрые слова (Дети подбирают прилагательные, отвечая на вопрос: какой?, какая?)
Воспитатель. Ребята, а в какое время года мы должны уважать друг друга, дружить и играть друг с другом? Ответы детей.
Воспитатель. А какое время года сейчас?
Дети. Зима.
Воспитатель. Как вы узнали, что сейчас зима? Мне кажется, что это осень.
Дети называют приметы зимы.
Воспитатель . Я вам предлагаю послушать стих. Ивана Сурикова «Зима»
Белый снег, пушистый в воздухе кружится  И на землю тихо падает, ложится.  И под утро снегом поле побелело,  Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной  И заснул под нею крепко, непробудно…  Стали дни короче, солнце светит мало,  Вот пришли морозцы - и зима настала.
Воспитатель проводит беседу по содержанию стихотворения. ( Как красиво говорят поэты о природе, о зиме. - Ребята, о каком времени года я прочитала стихотворение? - А почему вы думаете, что о зиме?)Воспитатель. Ребята, а какая зима?
Кто скажет, сколько месяцев длится зима?
Назовите эти месяцы. (Дети называют зимние месяцы)
   Дидактическая игра « Назови приметы зимы.»Воспитатель: -Скажите ребята, какая она, зима? Холод….
Дети : -Холодная
Воспитатель: -Мороз - ….
Дети : -Морозная
Воспитатель: -Стужа -….
Дети : -Студеная
Воспитатель: - Вьюга - ….
Дети : -Вьюжная
Воспитатель: -Лёд - ….
Дети : -Ледяная
Воспитатель: - Снег - ….
Дети : -Снежная
Воспитатель. Ребята, а в виде чего выпадают осадки на землю зимой? (Дети: в виде снега)
Дидактическая игра «Опиши снег и найти и картинку»
Дети описывают слова снег (подбирают прилагательные).
Воспитатель. А сейчас я сама опишу снег, а вы должны подобрать нужную картинку и объяснить свой выбор (картинки с изображением зимы на доске). За правильные ответы дети получают снежки.
Воспитатель. Молодцы. Вы справились с заданием и даже снежинки со мной соглашаются. Посмотрите. (Одна снежинка спускается «вниз с потолка». На ней - письмо от снеговика)Воспитатель. Ну что же, мы можем отправиться в путь... В письме Снеговик говорит, что бы мы шли по снежной дорожке. И не сворачивали с неё. (Дети идут по узкой дорожке, перешагивают через сугробы, обходят ледяные препятствия. Звучит музыка.)Воспитатель. Не вижу я Снеговика. Ну вот, музыка стихла, успокоился ветер, а снежинки куда-то исчезли. … А может быть, они там, за замком? (Спускается вторая снежинка - помощница. Задание: поиграйте со снежками). Я думаю, что нам поможет выполнить и это задание.
Физминутка. «Зима».
Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
Выходит снеговик.
Снеговик. Что за шум тут такой? Кто же тут пугает мои снежинки? А это Вы мои дорогие гости. Милости просим. А пригласил я вас к себе, что бы вы полюбовались моими снежинками, да и помогли мне. Посмотрите, у меня есть волшебный зал, в котором живут мои любимые снежинки. Вы присаживайтесь, а я вам все расскажу и покажу.
Снеговик показывает и рассказывает о снежинках (мини-музей, работы детей из разных материалов)
Воспитатель. Ребята, какие вы видите здесь снежинки? (Ответы детей).
Снеговик. Ребята, а я предлагаю вам поиграть
Игра : «Из чего сделана снежинка?»
Дети на ощупь определяют материалы, из которых сделаны снежинки.
Снеговик. Ой, какие вы молодцы. С заданием справились.
Воспитатель. Я тоже знаю немного о снежинках, можно я вам расскажу? (рассказ воспитателя и показ снежинок)
А давайте мы поиграем еще в одну игру, которая так и называется «Снежинка».
Дети выстраиваются в «снежинки», с определенным количеством лучиков. (цифры)
Воспитатель. Снеговик, как же нам понравилось у тебя в гостях, мы столько нового узнали. Ты нам много красивых снежинок показал, но, по-моему, ты хотел еще и попросить нас о чем-то. Так?
Снеговик. Да. Ребята, а вы умеете рисовать снежинки? Помогите мне, пожалуйста! У меня есть мастерская. Вот она. Вы создадите свои снежинки, а я пополню ими свой музей.
Воспитатель. Мы постараемся тебе помочь.
Дети садятся.
Воспитатель. Давайте разогреем сначала свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика: “Зима”.
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев
Зимою холода. потирание ладошек друг о друга
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев
Превратилась в лед вода. ритмичное соединение подушечек пальцев
Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев
В стоят инеи кусты. перекрещивание ладоней с широко расставленными пальцами
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Все метели замели, круговые вращения больших пальцев обеих рук
Воспитатель. Вот наши руки и пальчики разогрелись, теперь можно приступать к работе. Снежинки мы уже с вами рисовали, с этим заданием, я думаю, вы справитесь самостоятельно. Обратите внимание на доску, на доске есть последовательность выполнения снежинки. Приступайте к работе (самостоятельная работа детей).
Вывешиваем на доску.
Снеговик благодарит детей за помощь и дарит свои подарки.

За окном у нас зима.                           (Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома.                            (Складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идёт,                             (Поднимают и опускают медленно руки.)
Дворник улицы метёт.                          (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)
Мы катаемся на санках,                      (Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги,                         (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах,                      (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки.                        (Имитируют метание.)
Зима какая? Дети отвечают: - Снежная, суровая, морозная, студеная… Логопед предлагает завершить предложения: - Если зима началась рано, то зима … (ранняя) - Если зимой тепло, то зима… (теплая) - Если зимой холодно, то зима … (холодная) Логопед предлагает подобрать слова-действия к слову «снег». Пальчиковая гимнастика: “Зима”.
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев
Зимою холода. потирание ладошек друг о друга
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев
Превратилась в лед вода. ритмичное соединение подушечек пальцев
Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев
В инеи кусты. перекрещивание ладоней с широкорасставленными пальцами
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Метели замели, круговые вращения больших пальцев обеих рук
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Метели замели, круговые вращения указательных пальцев рук
Пальчиковая игра «Снежинки».
Стою и снежинки в ладошку ловлю (Ритмичные удары пальцами л. р., начиная с указательного по ладони пр. р.)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Поменять руки.)
Но где же снежинки? (Сжать кулаки.)
В ладошке вода! (Разжать кулаки.)
Куда же исчезли снежинки? (Сжать кулаки.)
Куда? (Разжать.)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. (Потряхивание расслабленными кистями рук.)
Как видно, ладошки мои горячи. (Потереть ладошкой об ладошку.)
В. : О зиме написано много стихотворений. Вспомним одно из них.
Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Письмо от СНЕГОВИКА.
Дорогие дети! Приглашаю вас ко мне в мой снежный зимний замок. Буду очень рад вас видеть. А найти меня очень просто: вы должны двигаться всегда по белой дорожке, выполняя несложные задания.
1. Пройти по дорожке друг за другом на носочках, вытянув руки в разные стороны.
2. Перешагнуть снежные бумы, поставив руки на пояс.
3. Пройти по дорожке «змейкой»
Дорогие дети!
Поиграйте в любимые зимние игры. Снеговик вам услышит и обязательно появится.
Физминутка. «Зима».
Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
Знаешь ли Ты, что снежинка на 95% состоит из воздуха? Именно поэтому снежинки так медленно падают на землю, словно кружась в медленном танце. Ученые даже скорость их падения измерили — 0,9 км/час.
То, что снежинка имеет в своей структуре воздух, объясняет ее белый цвет. Свет отражается от кристаллов льда и воздуха и рассеивается, поэтому мы и видим эту зимнюю красавицу серебристо-белой.
Но история знает случаи, когда снег выпадал и других цветов. Черный снегопад шокировал жителей Швеции в 1969 году. Так, на Рождество 1969 года в Швеции выпал черный снег. Скорее всего, это произошло из-за того, что снег при падении впитал из атмосферы копоть и промышленные загрязнения. Во всяком случае, лабораторная проверка проб воздуха выявила в черном снеге присутствие инсектицида ДДТ
А Калифорния в 1955 году увидела зеленый снег. Вот это да!
Кто же окрашивает снег в такие необычные для нас цвета? Ученые рассказывают, что в снегу антарктических гор живут интересные существа — снежные хламидомонады. Вот они и делают снег розовым, красным, фиолетовым и даже желтым. Кстати, сам снег бывает не только белым. В арктических и горных регионах розовый или даже красный снег – обычное явление. Дело в том, что живущие между его кристаллов водоросли окрашивают целые участки снега. Но известны случаи, когда снег падал с неба уже окрашенный – в голубой, зеленый, серый и черный цвета. ое-где в высокогорье лежит розовый снег, окрашенный водорослями, которыми питаются ледяные черви. А пахнет такой снег… арбузами!
Еще один интересный факт: при падении в воду снежинка «поет», создавая очень высокий звук, неслышен для человеческого уха. Зато рыба его прекрасно слышит, и, больше того, очень не любит.
Задумывался ли Ты над тем, почему зимой так холодно? Это снег отражает от земной поверхности 90% света, не давая ей прогреться.
Крупнейшую в мире снежинку обнаружили в США в 1987 году. Диаметр гигантской красавицы составил целых 38 см!
А в Москве 30 апреля 1944 выпал самый странный снег в истории человечества. Снежинки размером с Твою ладонь кружили над городом, а по форме они напоминали ... страусиные перья.
Снежные кристаллы образуются в очень холодных облаках высоко над поверхностью  земли. На  больших высотах, где температура воздуха  достигает -40 градусов, водяной пар, принесенный туда ветром,  замерзает, и образует кристаллики льда. В облаках, которые расположены ниже, температура выше, вода замерзает медленнее, пристав к какой-то взвешенной в воздухе частице. Температура, конечно, должна быть ниже 0 градусов Цельсия (то есть температуры замерзания воды). Хотя мы думаем, что снежинки «чистые», на самом деле большинство из них образуются вокруг мелких частичек грунта, поднятых с земли ветром вверх. Водяной пар замерзает также вокруг частичек дыма. Используя мощные микроскопы, исследователи разглядели частицы, которые спрятаны в сердцевине снежинки. Просматривая серии снежинок обнаружили, что около 3/4 всех снежинок содержат в середине мельчайшие частицы глины. Значит снежинки — это очень маленькие кусочки грунта, покрытые льдом. Потом этот кристаллик увеличивается, начинает расти. У него могут вырасти лучики, или у этих лучей появляются отростки, или снежинка растет в толщину.
Как именно в определенный момент будет расти снежный кристаллик, зависит от  условий вокруг снежинки: влажность воздуха , температура, давление, форма снежинок в начале их пути. И даже самые незначительные изменения параметров могут повлиять на  ход роста снежинки.
Условия все время меняются. И получается, что снежинка то увеличивается в ширину, то у нее вырастают лучи. В морозную и сухую погоду снежинки  растут в высоту, а не в ширину, и получаются шестиугольные столбики, а не красивые раскидистые звезды. В одном снежном кристалле содержится от 2 до 200 отдельных снежинок.
Как правило, форма снежинок в основном зависит от температуры воздуха, при которой снежинки образуются.
Чем выше находится облако, тем оно холоднее. Выше самых высоких облаков -  вечно холодное безвоздушное пространство космоса. Высокие перистые облака, плывущие в высоте при температуре ниже минус 35 градусов Цельсия, состоят из кристалликов-призм, которые похожи на сверкающие в лучах солнца подвески люстр. Вот как образуются снежинки!
Почему форма снежинок разная?
Каждая снежинка имеет  свою историю, и внешние условия у всех, хоть чуть-чуть, но отличаются, именно поэтому все снежинки разные. Не бывает совсем одинаковых снежинок — каждая  проходит через различные комбинации влажности, температуры и давления.
Кристаллы разной формы рождаются при разной температуре. Кристаллы-столбики, которые образуются в холодных облаках высоко над поверхностью земли при низких температурах, падают сквозь более теплые облака, и на концах кристаллов могут образоваться звездочки.  Получается, что форма снежинок — это точная запись их маршрута сквозь разные облака с различной температурой к поверхности земли.
Каждая снежинка неповторима, со своей изысканной  конструкцией, единственная во всем мире. Посмотрите на снежинку, и вы разглядите сложную фигурку, где внутри одной звезды находятся другие кристаллы.
Снежинка растет, она становится очень тяжелой и падает на землю, при этом ее форма меняется. Если снежинка во время падения вращается, как волчок, то она приобретет идеально симметричную форму. Если же она падает одной стороной вниз или иначе, то и форма ее не будет симметричной. Падающие кристаллы часто слипаются, формируясь в большие снежные хлопья.