Ты и твои друзья.


Тема: Ты и твои друзья.
Предмет: окружающий мир
Цель: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Личностные:
учиться оценивать характер взаимоотношений между сверстниками, совершать добрые и справедливые поступки;
формировать положительную мотивацию к обучению, умение ценить и принимать такие базовые ценности, как «настоящий друг»;
воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки;
сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
следовать в поведении моральным и этическим требованиям;
способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности;
работать над осознанием ответственности за общее дело;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
формировать умение определять цель учебной деятельности, умение выполнять учебные задания в соответствии с целью, умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
формировать умение оценивать правильность выполнения заданий;
формировать умение оценивать себя;
формировать умение осуществлять самоконтроль;
понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.
Коммуникативные УУД:
формировать умение формулировать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов;
формировать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах);
формировать умение слышать, слушать и понимать партнера;
формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
формировать умение договариваться.
Познавательные УУД:
формировать умения работать в группах, в парах;
осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи;
учить в сотрудничестве с учителем формулировать учебные задачи, подводить итог урока;
формировать умения находить необходимую информацию (в учебнике, в словаре);
уметь ориентироваться во времени и пространстве.
Предметные:
выявить представления детей о том, что такое дружба, друг;
знать правила поведения за столом.
Знать правила поведения в гостях.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Этапы урока Деятельность учителя Предполагаемая деятельность детей Формируемые УУД
1.Включение в учебную деятельность. Звучит песня о дружбе. Песня служит организующим элементом урока.
-Здравствуйте, ребята! Давайте скажем доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! Улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры, приветливы.
Постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Настрой на урок.
Проверка рабочих мест. Принятие правильного положения на время работы на уроке.
-следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
(Л)
-понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; (Р)
-уметь ориентироваться во времени и пространстве.(П)
2.Мотивация к учебной деятельности и сообщение темы и цели урока.
Что вы заметили сегодня, когда пришли в класс?
О чем пелось в этих песнях?
- Предположите, какая тебя сегодняшнего урока?
- Проверим, верны ли ваши предположения. Откройте учебник стр. 56 и прочитайте тему урока.
- На слайде вы видите задачи. Выберите те, задачи, которые мы поставим на уроке.
Звучала музыка.
О дружбе.
Ответы детей.
Постановка цели и задач урока. -сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. (Л)
-создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. (П)
-понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. (Р)
3. Работа по теме урока.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока.
Закрепление изученного материала.
- Ребята, у кого есть друг? Расскажите о нем.
-Что значит быть настоящим другом?
Так что же такое дружба?
Мне понравились ваши ответы. Теперь же узнаем, какое определение слова дружба в словаре русского языка С.И. Ожегова.
- Совпадают ли ваши мнения, ощущения о дружбе со словарём?
А сейчас послушайте стихотворение А. Барто «Требуется друг»
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь и я с Ильиной - стану знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявление: «Срочно требуется друг».
- Почему с девочкой никто не хотел дружить?
- Можно ли заставить дружить?
- Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы у вас было много друзей?
-У разных народов есть много пословиц и поговорок о дружбе и друзьях. Посмотрите на слайд, прочитайте и объясните их смысл.
Старый друг лучше новых двух. (русская)
Тот человек силен, у которого друг лучший есть.(мордовская)
Дружба, да братство – дороже богатства.(украинская)
Друга обидишь, врага обрадуешь. (татарская)
Хочешь иметь друга – будь хорошим другом сам.(английская)
-Зная смысл пословиц о дружбе разных народов, какой вывод мы можем сделать?
-Действительно. У каждого народа свои ценности, обычаи, традиции, но слова «друг», «дружба» имеет один смысл.
-Я хотела сказать вам народную мудрость про дружбу, но подул ветер и унес все слова. Они повисли на тучках.
Помогите расположить тучки в нужном порядке.
Какое предложение перепуталось?
Друг познаётся в беде?
-Приведите примеры из жизни, как вам помогали ваши друзья?
Хорошие друзья достаются тому, кто сам умеет дружить.
- Что означает это высказывние?
Сделаем вывод вместе:
-На ваших столах лежат листочки №1. Соедините линией слово «Дружба» с его определениями.
Вывод:
Дружить – это…
оказывать взаимную помощь.
находить друга для выгоды.
приходить на помощь.
уважать друг друга.
уметь договариваться.
бросать, когда случилась беда.
обижать и часто обижаться самому.
Потрудились – отдохнём,Встанем, глубоко вздохнём.Руки в стороны, вперёд,Влево, вправо поворот.Три наклона, прямо встать,Руки вниз и вверх поднять.Руки плавно опустили,Всем улыбки подарили.
Звучит песня про день рождения.
-О чем поётся в этой песне?
-У каждого человека есть такой день, который он очень любит и ждет.
- В нашем учебнике предлагают обсудить такое событие, как день рождения девочки Нади. (с. 56). На рисунке в учебнике друзья уже пришли к ней в гости.
Что сделала Надя, что бы к ней пришли друзья?
-Как можно пригласить друзей на день рождения?
Послушайте стихотворение А. Барто «Несли мы облако с собой».
Несли мы облако с собой -Букет сирени голубой...Мы срезали для НаденькиСирень в пришкольном садике.
Взглянула Надя на сирень:- Какой красивый сорт!Но он завянет через день,Купили б лучше торт!
От торта польза есть -Его же можно съесть!
Я торт люблю с орехами...За тортом бы поехали!
Ну Наденька, ну скромница!Мы не могли опомниться.
- Правильно ли ведет себя Наденька? Как бы поступили вы?
-Действительно. Очень некрасиво заказывать подарки. А если вам не понравилось то, что вам подарили, ни в коем случае не следует говорить об этом никому, тем более тому, кто сделал подарок.
-Посмотрите иллюстрацию на стр. 57 в учебнике. Что будут делать ребята на дне рождения после того как подарят подарки?
-Посмотрите в учебник и скажите, кто нарушил этикет за столом.
(Индивидуальное задание) Прочитайте внимательно историю о мальчике Феде, который не знал правил столового этикета:
«В школе был праздник, и в этот день в столовый на столах стояло много блюд. Сначала детям дали суп, но он был горячий и Федя решил подуть на него, чтобы он побыстрее остыл, но он не рассчитал свои силы и весь суп разлетелся в стороны, на одноклассников и на их тарелки. Федя посмеялся и принялся тянуться за кусочком колбасы. Он очень долго выбирал издалека кусочек, взял один, но он ему не понравился и Федя швырнул его обратно в ту тарелку и взял другой. Потом он нанизал на вилку несколько кусков хлеба, выбрал какой получше, а остальные положил обратно. Сделал бутерброд и принялся его жевать, но колбаса Феде не понравилась, и он тут же выплюнул ее в тарелку. Федины одноклассники посмотрели на него и покачали головой…» Что Федя сделал не так?
-Какие правила поведения за столом мы должны соблюдать?
-Посмотрим отрывок мультфильма.
-Вы узнали героев? Кто они?
-Какой эпизод сказки мы наблюдали?
Как должен был поступить Пух, соблюдая правила?
- Что должен был сказать Винни Пух после угощения?
Молодцы ребята. Вы хорошо поработали.
Наш урок подходит к завершению. Ответы детей.
Чтение определения учеником.
Ответы детей.
Ученица читает стихотворение.
Она в дружбе видела только выгоду.
Нет.
Ответы детей.
Дети читают вслух пословицы объясняют их смысл.
Решение проблемы. Составление предложения.
Ответы детей.
Работая в парах, дети самостоятельно делают вывод, о том, что такое дружба.
О дне рождения.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети ищут ошибки поведения за столом на иллюстрации и в тексте.
Ответы детей. -способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.(Л)
-понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;
-учить выдвигать гипотезы, доказывать
(П)
-понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;
-планировать совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
(Р)
4. Рефлексия. Итог урока.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Какие правила дружбы вы запомнили?
- Какие правила поведения за столом следует соблюдать?
- Кто из ваших одноклассников работал отлично, ярко?
- Как вы оцените свою работу?
Наступила весна. Вся природа просыпается, возрождается. Скоро на всех деревьях появятся молодые, зеленые листья. И у нас, пока шел урок, выросло «Дерево дружбы». Поможем ему зазеленеть. На ваших столах лежат листочки. Напишите на них пожелания своим друзьям-одноклассникам, а затем, мы прикрепим их к нашему дереву. На перемене каждый сможет подойти и прочитать, что же ему пожелали.
Ответы детей.
Дети по очереди подходят к дереву и прикрепляют на него свой лепесток. -работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.(Л)
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.(Р)
-способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.(П)
Домашнее задание. - Раб. тетр. стр. 36-37. По выбору либо №1, либо №2.