Конспект урока по русскому языку на тему Причастный оборот (закрепление)


Конспект урока по русскому языку для 7 класса
Краткая аннотация урока: урок русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот" (закрепление). Данный урок - третий урок в системе уроков по теме "Причастие", урок закрепления материала. Соответствует программе по русскому языку под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. На протяжении урока используется мультимедийный проектор, с помощью которого обучающиеся могут результативно, быстро проверить свои знания, активизируется мыслительная деятельность детей, повышается интерес к учебному материалу.
Тема урока: «Причастный оборот (закрепление)»
Цели урока:
Закрепить знания о причастии, о причастном обороте, постановке знаков препинания при причастном обороте;
Развитие навыков в определении границ причастного оборота в предложении, в нахождении определяемого слова, развитие орфографических навыков, развитие внимания, мышления, памяти;
Воспитание интереса к изучению русского языка
Оборудование: проектор, карточки с таблицей(для разминки), геометрические карточки с заданиями, листочки с текстом
Ход урока
I. Оргмомент. Постановка целей урока
- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть...
II.Разминка
Определите, какое из данных слов является причастием (ученики составляют заполняют таблицу):
Белый
Падающий
Громкий
Рисующий
Придуманный
Вязаные
Привязанный
Приколотый
1 2 3 4 5 6 7 8
Причастие прилагательное (сверяют график- слайд №2)
- Ребята, какая геометрическая фигура получилась? (ломаная)
(на экране появляется определение ломаной- слайд №3)
Ло́маная (ломаная линия) — геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединенных своими концами.
Сегодня мы с вами будем работать по командам:
-треугольники,
- квадраты,
- ромбики
Посмотрим, какая из команд окажется более активной. За ответы в течение урока буду ставить баллы. По итогам работы получите оценки.
III. Активизация полученных знаний (повторение )
1. - Что называется причастием? (особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию)
- Почему причастие называют особой формой глагола?
(образуется от глагола)
- Образуйте от данных глаголов причастия:
2. (на экране задания по группам - слайд №4):
Действительные
Настоящего времени Действительные
Прошедшего времени Страдательные
Прошедшего
времени
Кипят Затонул Получить
Сидит Вспомнил Увлечь
Растут умывались Спросить
Улыбается Говорил Сшить
Думает Зазеленели Подарить
Мечтают Учил Наказать
старается Поссорились Наградить
- Причастия какого времени и разряда отсутствуют? Перечислим. Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего времени.
3. На карточках ( в виде геометрических фигур) у вас даны причастия. Вставьте пропущенные гласные в суффиксы причастий. Определите в словосочетаниях определяемое (главное) слово.
Треугольники:
Та_щий снег, дремл_щие своды, сопровожда_мый в пути, повторя_мое эхом, управля_мый новичком
Квадраты:
Изобрета_мый другом, завис_щий от настроения, реша_мая проблема, заглуша_мый шумом, меч_щий молнии
Ромбики:
Пыла_щая бездна, умолка_мый разговор, вид_мый ему, стро_щееся здание,
Получа_мый батюшкой
причастие + зависимое слово - причастный оборот. Прочитайте причастные обороты.
- Напомните, когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?
Возьмём для примера определения геометрических фигур.
Ло́маная (ломаная линия) — геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединенных своими концами.
- О какой фигуре идёт речь? (Слайд №5) Найдите причастный оборот в предложении. (Слайд №7)
На экране (слайд №6):
простейший многоугольник, имеющий три вершины (угла) и три стороны, часть плоскости, ограниченная тремя точками и тремя отрезками, попарно соединяющими эти точки. …(треугольник)
-Запишите определение. Найдите в предложении причастные обороты. Укажите определяемое слово. Подчеркните. (Слайд №8) Как подчёркиваем причастные обороты?
(самостоятельно)
На листочках текст.
Задание: Раскройте скобки, поставив в определённую падежную форму причастия. Расставьте пропущенные знаки препинания, выделите причастный оборот.
Узкая, длинная коса походила на огромную башню (упавший) с берега в море.
Тучи покрыли его ровным тяжёлым пологом (опустившийся) с берега.
Маленькие игривые волны (рождаемый) ласковым дыханием ветра, тихо бились о берег.
Старик сидел на корме едва (видимый) в облаке водяной пыли и (приносимый) ветром пены.
Владимир отказался от (предлагаемый) мною завтрака.
(Проверяют результат - слайд №9)
IV. Работа с учебником.
Упр. 99. Выпишите предложения с причастным оборотом.
V. Итог
- Что называется причастным оборотом?
- Когда причастный оборот выделяется на письме запятыми?
VI. Инструктаж домашнего задания (слайд №10)
Составить план устного сообщения на одну из тем: «Причастие как особая форма глагола», «Причастный оборот».