Открытый урок по теме Причастный оборот
Тема: «Причастный оборот»
Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:
Образовательные:
формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
формирование практического умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами;
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления;
развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
развивать умение мыслить самостоятельно;
развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
Воспитательные:
способствовать воспитанию культуры общения;
продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми , понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом.
Метапредметные: применять приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение
Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.
Личностные УУД: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравствуйте. Садитесь.- Вижу, что каждый из вас подготовил свое рабочее место.- За окном пасмурно, а мы улыбнемся друг другу и начнем урок.
-Посмотрите, на ваших столах лежат цветные карточки: красная, зелёная, синяя.
- Красная карточка означает, что вы полны энергии, готовы активно работать
- Зеленая - вы спокойны.- Синяя - вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
- Поднимите карточку, цвет которой соответствует вашему эмоциональному настроению.Постановка целей и задач.
- Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Вы уже не первый урок работаете по теме «Причастие» И каждый урок вы делаете разные открытия. Сегодня вам вновь предстоит совершить не только открытия в этой области, но и закрепить полеченные знания.
- Ребята, ваши рабочие тетради будут дневниками исследования. Давайте их откроем, запишем число, классная работа, а для темы оставим пустую строку.
- Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!
II.Актуализация знаний, проверка выполнения домашнего задания
Выполняя домашнее задание, вы повторили изученный материал по теме «Причастие».
Дайте, пожалуйста, определение причастия.
(Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет свойства прилагательного и глагола).
В чём состоит особенность этой части речи?
(Объединяет в себе признаки прилагательного и глагола).
Перечислите признаки прилагательного у причастия.
(Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам, числам, падежам).
Назовите признаки глагола у причастия.
(Возвратность, время, вид).
Формы какого времени не имеют причастия?
(Форм будущего времени).
На какие вопросы отвечает причастие?
(Какой? Какая? Какое? Какие?)В связи с этим, со словами какой части речи мы можем перепутать причастия?
(С именами прилагательными).
Как же отличить причастие от прилагательного?
(У причастий и прилагательных разные суффиксы. Причастие можно заменить глаголом).Перечислите суффиксы причастий настоящего и прошедшего времён.
Суффиксы причастий настоящего времени:-ем-(-ом-), -им-, -ущ-(-ющ-) -ащ- (-ящ-). Суффиксы причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-, -нн-, -т-, -енн-(-ённ-).
Сейчас вам представится возможность продемонстрировать свои знания, поиграв в игру «Крестики-нолики». Я буду зачитывать слова. Вам необходимо определить причастие это или прилагательное и при помощи крестика отметить его место в таблице.
Игра «Крестики-нолики»
Розовеющий (закат)
Красные (пуговицы)
Хорошие (отметки)
Краснеющий (закат)
Похорошевшая (девушка)
Весенний (день)
Заросший (пруд)
Дорожный (чемодан)
Белый (платок)
Движущийся (объект)
Горячее (молоко)
Тёмная (ткань)
Стелющийся (туман)
Готовая таблица:
№ п/пПрилагательное Причастие
1 +
2 + 3 + 4 +
5 +
6 + 7 +
8 + 9 + 10 +
11 + 12 + 13 +
Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку.
Критерии оценки: 0 ошибок – 5; от 1 до 4 ошибок – 4; от 4 до 6 ошибок – 3; более 6 ошибок – 2.
Поднимите руки, кто получил 5, 4, 3! Молодцы!
Работа по теме урока
-Функция нашего урока непростая – исследовательская. Что же станет предметом нашего исследования? Постарайтесь определить тему нашего урока и цель, которую мы с Вами будем преследовать.
-Вспомните, что вы знаете о причастном обороте и его обособлении.
Запишите предложения, подчеркните причастные обороты:
а) Маленькие игривые волны, /рождаемые ласковым дыханием ветра /, тихо бились о борт.
б) Мы сидели на берегу и искали /уже засветившуюся / первую звезду.
1)- Чтобы убедиться в красоте и необходимости причастных оборотов давайте обратимся к художественным текстам. Для начала сравним два текста:
1) Ядрёный морозец, ударивший ночью, сразу всё преобразил. Прочного снегу не было, но иней, густо посеребривший всё вокруг, лежал на дороге, корневищах, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья, ещё не сбросившие своих уборов, радовали глаз тёмно-багровыми и ярко-зелёными пятнами. Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Листок, сорванный ветром, вертевшийся в воздухе, задевал другие, и сшибал их.
2) Ядрёный морозец сразу всё преобразил. Прочного снегу не было, но иней лежал на дороге, деревьях, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья радовали глаз тёмно-багровыми и ярко-зелёными пятнами. Листва текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Листок вертелся в воздухе, задевал другие, и сшибал их.
•Прочитайте текст под № 1 (чтение вслух)
•Определите стиль текста, обоснуйте ответ.
•Обратите внимание, как много глаголов в этом описании. Назовите их. Подумайте, почему их так много? (Автору необходимо показать те изменения, которые произошли от ядрёного морозца).
•Назовите эпитеты, выраженные прилагательными. Какую роль они играют?(Помогают передать красоту той картины, которая открылась человеку).
•Но ... посмотрите, как много здесь причастных оборотов! Больше, чем эпитетов - прилагательных.
-Назовите их. (Называют по цепочке). Почему их так много? (Писателю важно и образную картину нарисовать, и динамику передать. Вспомните: ведь на наших глазах тайга изменяется, преображается).-А теперь давайте запишем текст, где есть причастные обороты, расставим знаки препинания и выделим причастный оборот выделим графически.
2) Самостоятельная работа. Работа с текстом.
- Рассмотрим особенности употребления в поэтическом тексте причастий и причастных оборотов, определить их роль и значение.
На интерактивной доске стихотворный текст без знаков препинания (запятых и тире):
Дерево, шелестящее тысячами ветвей,
Корни, уходящие вглубь полей,
Лист, звенящий и танцующий в тишине веков,
Цветок, благоухающий сотнями лепестков,
Чудо великое – русский язык.
(Виктор Краско “Дума о русском языке”)
Ученик у доски расставляет правильно знаки препинания, объясняя каждый случай употребления запятой и тире в стихотворении.
Анализ стихотворения
1). Выразительное чтение пятистишия (ученик).
2). Восприятие текста.
Вопросы учителя:
- Вы прочитали стихотворение. О чём оно? Сформулируйте тему данного поэтического текста. (Что такое русский язык в восприятии поэта. )- Какие чувства у вас пробудил этот текст? (чувства гордости, восхищения тем, как чудесен, неповторим, красив наш русский язык ).
3)Прослушайте еще раз стихотворный текст (читает учитель).
У вас возникло возвышенное настроение. Вы испытываете чувство гордости за наш русский язык! Почему так произошло? Кто воздействовал на ваше настроение? (Автор)
- Как автор характеризует русский язык? Назовите существительные-слова оценки.
(дерево+ корни+лист+цветок= чудо русский язык!)
Глаголов нет! С помощью чего поэт достигает необыкновенной художественной выразительности?
Вывод: Причастия! Причастные обороты! Благодаря им создаётся яркий, зримый художественный образ.
Проведение небольшого эксперимента: прочитайте пятистишие без причастных оборотов? Что потеряло это стихотворение? (яркость, образность, выразительность, динамичность, энергичность)
Вывод: Автор использует причастные обороты для того, чтобы с их помощью воздействовать на чувства читателей или слушателей.
- Давайте рассмотрим еще один пример текста с причастными оборотами:
Океан представляет собой огромный резервуар, расходующий свою влагу на орошение суши. Даже в районах, расположенных в глубине материков, до 90 % всех осадков состоит из воды, испаренной с морской поверхности.
-К какому стилю относится этот текст? Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, выделите графически причастный оборот.
- А для закрепления мы поработаем устно. Я буду зачитывать предложения, которые выведены на доску, Вам нужно определить, есть ли в их составе причастный оборот.
-Когда прозвучит предложение с причастным оборотом, вам нужно поднять руку. Если в предложении присутствует только одиночное причастие, рука остается на столе.
Предложения на доске:
Таявший на солнце снег превратился в лужицу. (Рука поднята).
Раненый капитан покинул строй.
Блестящий предмет лежал на столе.
Обиженный другом мальчик отправился домой. (Рука поднята).
Я увидел поля, окружённые садами. (Рука поднята).
Мы любовались наступившей весной.
Девочка почувствовала запах розы, распространявшей вокруг себя неповторимый аромат. (Рука поднята).
Подведение итогов урока.
-А теперь давайте сделаем выводы нашего урока:
В результате исследований мы пришли к выводу, что употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и прозаики. Мы выяснили, что причастия изменяют текст, вносят в него дополнительные сообщения, придают динамику и образность, яркость описания. Причастные обороты создают мелодичность и особый ритм.
Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками не только художественного, но и научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, чётко и точно.
V. Рефлексия.
- Сегодняшнее исследование успешно завершено!
– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:
(Критерии оценки.)
“А” – Задания были мне понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
(Запишите на полях букву.) Кто написал букву А, поднимите руку.
V. Домашнее задание
– Тот, кто записал букву А, написать искусствоведческое эссе по картине В.М. Васнецова «Алёнушка», используя причастия.
– Тот, кто записал букву Б, рассмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Составить и записать 7-8 предложений с причастными оборотами.
– Тот, кто записал букву В, рассмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Составить и записать словосочетания, используя причастия. Выполнить разбор причастий и словосочетаний.
Выставление оценок совместно с учителем.