Урок по русскому языку Причастный оборот


Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Цель урока:1) дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми;2) вырабатывать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова;3) развивать умение работать в группе; воспитывать ответственность за результаты учебного труда.
Оборудование урока:1) медиапроектор;2) программно-методический комплекс: «Семейный наставник. Русский язык: средняя школа.7 класс»;3) образовательный комплекс « Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 классы» под ред.О.И. Руденко-Моргун;4) карточки с индивидуальными заданиями для интегрированных учащихся.
Методы обучения:1) эвристический;2) проблемный.
Тип урока:Урок с применением компьютерной программы
Ход урока.1. Оргмомент. Приветствие учителя. Запись даты и темы урока.Объявление целей урока.2.Тестовая проверка знаний учащихся по теме: « Роль причастий в словосочетании»Учащиеся выполняют тест по программно-методическому комплексу: «Семейный наставник. Русский язык: средняя школа.7 класс»;Задания проецируются на экран. Путь входа в программу Коррекция -учебные разделы: причастия- учебные элементы: роль причастий в словосочетании.Учащиеся выполняют 10 заданий, записывая в тетради верные ответы.Примерные задания:Найдите словосочетания, в которых причастие является зависимым словом:Любимый всеми связанный бабушкойрешённая учеником огороженный участокрешённая задача потерянное времяНайдите словосочетание , в котором причастие является главным словом:Приобретённые знания опрокинутое ведросломленный невзгодами запертая комнатапокрыто тучами полностью одетый
В это время интегрированные учащиеся ( 3 ученика) выполняют задания по карточкам:
Карточка №11. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически их выбор:В чернеющ_м лесу, шумящ_м потоком, о льющ-мся дожде, задымивш_юся речку, закрасневш_йся зари, у волнующ_гося озера, колеблющ_мся ветерком.
Карточка № 21.Вставить пропущенные буквы, объяснить графическиих выбор:Поросш_м болотом, на раскачивающ_юся берёзу,Сгибающ_хся колосьев, расстилающ_йся тучи, обушующ_м океане,осыпающ_йся листвы,о хранящ_хся письмах, сражающ_мися отрядами.
Карточка №31. Вставить пропущенные буквы, объяснитьграфически их выбор:В проснувш_мся лесу. За скачущ_м всадником, от расстилающ_гося озера, при льющ_мся свете, за расскинувш_мся городом,качающ_гося парома, веселящ_йся молодёжи.
2. Переход к объяснению новой темы.Вопросы к классу:-Дайте определение причастия как части речи.-Как склоняются причастия?- Каковы условия выбора окончаний в причастиях?- Каким словом может быть причастие в словосочетании?
3. Объяснение нового материала проводится по диску6 « 1С:школа. Русский язык. Морфология. Орфография.5-6 классы»4. После входа в программу учитель делает следующие шаги: Обучение. Причастие. Причастный оборот. Начать урок.
Учитель: В нашей работе нам поможет знакомое стихотворение.Лиза: Кто высунул в калитку нос?Вася:Кто?! Злобный и рычащий пёс.Вчера, стоявший на пути, он не давал мне в сад войти.Любой, привязанный к столбу, вот так бы злился на судьбу.Я косточку ему принёс.И был облизан. Прямо в нос!Учитель: Мы знаем, что причастие, как и глагол, может иметь при себе зависимые слова.Учитель: А может и не иметь.Учитель: Причастие, не имеющее зависимых слов, называется одиночным. А причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.Учитель: А как вы думаете, легко увидеть в тексте причастный оборот?Вася: Конечно, он же выделен запятыми.Учитель: Да, здесь выделен. Но не всегда причастный оборот выделяется запятыми. Сегодня мы как раз и поговорим о правилах обособления причастного оборота.Учитель: Посмотрите на примеры внимательно. Может быть, вы сможете сформулировать это правило.Лиза: Причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит перед определяемым словом, да?Анфиса: А если стоит после определяемого слова, то выделяется.Учитель: Правильно?Учитель: Всё правильно.Учитель: Здесь причастный оборот стоит перед определяемым словом и не обособляется.Учитель: А здесь он стоит после определяемого слова и обособляется.Учитель: Теперь у нас есть правило. А дальше мы будем учиться его применять.Учитель: Вот текст. Прежде чем расставить в нём пропущенные запятые, найдём все причастия.Одетый в чёрное человек подошёл к дому скрывавшемуся в тени раскидистых платанов. Его внимание привлекла качающаяся створка окна на втором этаже. По скрипучей деревянной лестнице кем-то приставленной к стене он ловко взобрался наверх и скрылся в тёмном провале окна.
Учитель: Вот правильный ответ.Учитель: Эти слова – причастия. На это указывают их суффиксы и то, что они образовались от глагола.Учитель: Как все причастия, эти слова обозначают признак предмета по действию. Каких же предметов? Давайте найдём определяемые ими слова.Одетый в чёрное человек подошёл к дому скрывавшемуся в тени раскидистых платанов. Его внимание привлекла качающаяся створка окна на втором этаже. Он ловко взобрался по скрипучей деревянной лестнице кем-то приставленной к стене и скрылся в тёмном провале окна.
Учитель: Вот правильный ответ.Одетый в чёрное человек подошёл к дому скрывавшемуся в тени раскидистых платанов. Его внимание привлекла качающаяся створка окна на втором этаже. Он ловко взобрался по скрипучей деревянной лестнице кем-то приставленной к стене и скрылся в тёмном провале окна.Учитель: Причастия относятся к этим словам. От них мы задаем вопросы.Учитель: Теперь мы должны выяснить, какие слова относятся к причастиям.Учитель: Вот правильный ответ.Учитель: Теперь мы видим, какие слова входят в причастные обороты.Учитель: Мы нашли определяемые слова и обозначили границы причастных оборотов.Учитель: Значит, мы легко можем воспользоваться правилом...Учитель: Выдели запятыми причастные обороты, если это нужно.Учитель: Вот правильный ответ.Учитель: Вот почему запятые нужно расставить так.Одетый в чёрное человек подошёл к дому, скрывавшемуся в тени раскидистых платанов. Его внимание привлекла качающаяся створка окна на втором этаже. Он ловко взобрался по скрипучей деревянной лестнице, кем-то приставленной к стене и скрылся в тёмном провале окна.
Учитель: Эти причастные обороты находятся перед определяемым словом, поэтому мы не выделяем их запятыми.Учитель: А эти стоят после определяемого слова и обособляются.Учитель: Вот и всё. Не забудьте повторить урок по Учебнику.
5. Работа с учебником. Чтение правил.
Причастие, как и глагол, может иметь при себе зависимые слова (стоявший на пути), а может и не иметь (рычащий пёс). Причастие, не имеющее зависимых слов, называется одиночным. А причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
ОпределениеОт одиночного причастия следует отличать причастный оборот. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами: Прикрытый осенней листвой гриб был совсем не заметен.
Причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит перед определяемым словом (Прикрытый осенней листвой гриб был совсем не заметен), и выделяется, если стоит после определяемого слова (Гриб, прикрытый осенней листвой, был совсем не заметен).
Пиши правильно!Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Солнце, стоящее в зените, палило нещадно. Дерево, упавшее во время грозы, преграждало путь.Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то он не обособляется: Стоящее в зените солнце палило нещадно. Упавшее во время грозы дерево преграждало путь.
6.Закрепление изученного по теме. Отработка умения находить причастные обороты в предложениях.
Работа в группах.1 группа( интегрированные учащиеся). Упражнение № 522 группа. Упражнение№543 группа( сильные учащиеся). Выполнение теста по . программно-методическому комплексу: «Семейный наставник. Русский язык: средняя школа.7 класс»;
7.Итоги урока и дача домашнего задания.- Дайте определение причастного оборота. Приведите примеры.- Когда причастный оборот выделяется запятыми?. Приведите примеры.Домашнее задание: п.12, упр.53
Тема урока: Почему мы помним Тараса Бульбу?
Цель урока: дать представление о литературном герое, выявить авторское отношение к Тарасу Бульбе, сопоставить литературный образ героя с его представлением в живописи.Методические приёмы: пересказ эпизодов, выразительное чтение, элементы анализа текста,рассказ учителя, беседа по вопросам, сообщения учеников, комментированное чтение, просмотр и обсуждение слайдов, работа с репродукциями.Оборудование урока: портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к повести «Тарас Бульба», репродукции картин: И.Е.Репин «Запорожцы» и коллекция С.Гая на тему духовной прозы Гоголя, слайды.
ЭПИГРАФ: « Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам… И присудили сжечь его живого в виду у всех… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
ХОД УРОКА. ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА.- Сегодня мы будем говорить о том, почему мы помним Тараса Бульбу.III. БЕСЕДА ПО ТЕМЕ УРОКА.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Тарас Бульба – кто он?Вольный козак, бесстрашный воин, достойный товарищ - ?- Вспомните, о каком историческом времени идёт речь в повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба» и каковы приметы этой эпохи?- Для чего писатель использует в своей повести реальные исторические события?2. СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.ВЫВОД: «Козачество явилось выражением русского духа».IV. РАБОТА СО СЛАЙДАМИ ( толкование слов: «козак», «Запорожская Сечь»).СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Действительно, Гоголь ставил перед собой задачу показать, что характер Тараса Бульбы и отношение его к жизненным ценностям определены историей страны. - Эпоха была столь замечательна, что нашла отражение не только в литературе, но и в других видах искусства.V. РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЕЙ.Рассмотрим картину И.Е.Репина « Запорожцы».- Есть ли среди изображённых на картине запорожцев герой ( или герои),похожий на Тараса Бульбу?- Что удалось передать художнику?ВЫВОД: «Автор сумел передать дух эпохи, облик запорожцев и их занятия.Глядя на картину, можно сделать вывод о том, что представляли собой запорожцы ( козаки),и о том,что они воевали.
VI. АНАЛИЗ ТЕКСТА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.- Посмотрим, каким представил своего героя Н.В.Гоголь, восстановим картины жизни и быта семьи Бульбы.ЗАДАНИЕ 1: найдите в тексте , каким был быт в семье Тараса Бульбы. Как это его характеризует?( Он человек военной закалки, «удалой», воин).ЗАДАНИЕ 2: расскажите, каким был Тарас.( Грубый, властный, «упрямый», «прямой», сильный(богатырь), «неугомонный», « противник новшеств в быту», « защитник православной веры»).ЗАДАНИЕ 3: каков Тарас в семье, в отношениях с женой?( Суровый, непреклонный).ЗАДАНИЕ 4: расскажите, как встретил Тарас своих сыновей.Что он им внушает?( ВЫВОД: главное для козака – воля, свобода и возможность применить свои силы, показать храбрость, мужество).VII. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.- Благослови, мать, детей своих! – сказал Бульба,- моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь рыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете!ЗАДАНИЕ: - Ребята, какими же хотел видеть Тарас своих сыновей? Оправдали ли они его надежды? Как вы думаете, легко было Тарасу пережить предательство Андрия? А когда казнили Остапа, что чувствовал Тарас?ВЫВОД: убивая Андрия, Тарас исполнил долг перед Родиной и товарищами; откликнувшись на слова Остапа – отцовский долг.Тарас – человек долга и чести.
VIII. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Тарас Бульба – мудрый козак, опытный воин, товарищи его уважают и даже избирают своим атаманом.1. ВОПРОС : как сам Тарас относится к товарищам? Что значит для него товарищество?2. ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ ОТРЫВКА « Нет уз святее товарищества!»3. РАБОТА СО СЛАЙДОМ ( значение слова « узы»).
ВЫВОД: Тарас относится к товарищам как к родным людям, называет их: «Братцы!» Они братьяне по крови, но по душе и по вере.1. Так во имя чего жил Тарас Бульба, чему посвятил всю свою жизнь? (Родине, отчизне и справедливости).Как называют людей, отдавших или готовых отдать жизнь за свою Родину? (Патриоты).2. РАБОТА СО СЛАЙДОМ ( значение слова «патриот»).3. ЗАДАНИЕ: расскажите о том, как сложилась в дальнейшем судьба Тараса. ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ УРОКА.ВОПРОС: Как вы понимаете заключение автора? В чём сила Тараса Бульбы? РАБОТА В ПАРАХ над вопросом: за что мы любим Тараса Бульбу? СЛОВО УЧИТЕЛЯ.Русские люди хранят память о Тарасе Бульбе и до сих пор восхищаются гениальным произведением Гоголя. К юбилею писателя московский художник С. Гай создал коллекцию картин на тему духовной прозы Гоголя.РАБОТА СО СЛАЙДАМИ ( картины С. Гая). ВЫВОДЫ ПО УРОКУ.Какие же люди достойны народной памяти?
«СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»Цель: 1) обобщить и систематизировать изученное по теме «Сложноподчиненное предложение»;2) развивать и совершенствовать речь учащихся; 3)привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе.Оборудование: раздаточный материал, музыкальная пьеса из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.Учащиеся класса заранее учат или вспоминают уже знакомые стихи об осени.Ход урока: 1 Организационный момент.
2 Вступительное слово учителя.Я хочу начать урок со стихотворения Н. Заболоцкого:
В очарованье русского пейзажаЕсть подлинная радость, но онаОткрыта не для каждого и дажеНе каждому художнику видна.С утра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей,Природа смотрит как бы с неохотойНа нас, неочарованных людей.Да, к сожалению, не все и не всегда видят и ценят ту красоту, которая нас окружает. Но для поэтов, строчки из стихотворений которых записаны на доске, природа всегда была источником радости и вдохновения.1) Зима! Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путьЕго лошадка снег почуяПлетется рысью как-нибудь.(А.С.Пушкин)2) Люблю грозу в начале мая,Когда весенний первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом.( Ф.И.Тютчев)3) Ох, лето красное! любил бы я тебя,Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.(А.С.Пушкин)4) Дни поздней осени бранят обыкновенно,Но мне она мила, читатель дорогой,Красою тихою, блистающей смиренно.(А.С.Пушкин)
3 Задание. 1 Графически объясните постановку знаков препинания в 4-м предложении. 2. Есть ли среди приведенных предложений такие, структура которых соответствует схеме: [ определенно-личное ], ( двусоставное )? а) 1; б) 2; в) 3; г) нет.3. Определите тип 3-го предложения.а – простое;б – сложносочиненное;в – сложноподчиненное;г – сложное бессоюзное.4. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
а) нет; б) 2; в) 1; г) 3.
- На какие группы по строению делятся сложные предложения?( бессоюзные, союзные: сложносочиненные, сложноподчиненные)Мы же сегодня повторим, обобщим изученное по теме «Сложноподчиненное предложение».А я прошу вас еще раз обратить внимание на строчки из стихотворений русских поэтов.- Как вы думаете, какой одной темой объединены эти стихотворения?( Зима, весна, лето, осень – времена года) - Какое время года любил А.С.Пушкин? А Ф.И.Тютчев?А вот И.Соколов-Микитов так сказал: «Зимою и летом, осеню и весной хорош русский лес».Я думаю, что П.И.Чайковский, замечательный русский композитор, придерживался такого же мнения. Он видел свою прелесть и очарование и в холодной зиме, и в многозвучном лете, и в пестрящей красками золотой осени, и в пробуждающейся природе весны. Доказательство тому – цикл музыкальных пьес Чайковского под названием «Времена года».Перед вами текст, отрывок из рассказа К.Паустовского «Скрипучие половицы». Давайте прочитаем.
Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у Чайковского было любимое место – оно называлось Рудым Яром.Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он знал, что сегодня, побывав там, вернется – и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельется через край и хлынет потоками звуков. Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. На опушку леса падали косые лучи и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка какой бывает у тонкой сосновой дощечки освещенной сзади свечой. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву – очень слабый, но такого же золотистого, розоватого тона.Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние когда кажется что вот-вот случится что-то необыкновенное похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль. Чайковский быстро пошел к дому.Дома он приказал слуге никого к себе не пускать, прошел в маленький зал, запер дребезжащую дверь и сел к роялю.Он играл. Он добивался ясности мелодии – такой, чтобы она была понятна и мила и Фене, и даже старому Василию, ворчливому леснику из соседней помещичьей усадьбы. Он играл не зная что Феня принесла ему земляники сидит на крыльце крепко сжимает загорелыми пальцами концы белого головного платка и приоткрыв рот слушает. А потом приплелся Василий, сел рядом с Феней.- Играет? – спросил Василий. – Прекратить, говоришь нельзя?- Никак! – ответил слуга и усмехнулся на необразованность лесника. – Он музыку сочиняет. Это, Василий Ефимович, святое дело.
4 работа с текстом- Каким типом речи является данный текст?- Скажите, какую роль играла русская природа в жизни и творчестве композитора? Задание. Ответьте на вопрос: «Почему, по вашему мнению, музыка Чайковского «понятна и мила всем?» в виде сложноподчиненных предложений с одним или несколькими придаточными. На доске возможные варианты:[ Я считаю ] , ( что………………….потому), ( ).[ Заслуга композитора состоит в том ] , ( что…………………). [ Каждый, ( кто………………), …………]. Задание. Выпишите из текста «Скрипучие половицы» предложения, выделенные курсивом. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.«Слушая музыкальные миниатюры из «Времен года» Чайковского, мы всегда видим их», - писал композитор Кабалевский. Я предлагаю вам прослушать «Осеннюю песнь». Эпиграфом к этой пьесе композитор взял начало одного из стихотворений А.К.Толстого:Осень…. ОсыпаетсяВесь наш бедный сад. (звучит музыка)- Подумайте, какие картины, образы вы представляете, когда слушаете это музыкальное произведение? Какие мысли, чувства пробуждает в вас «Осенняя песнь»?Задание. Напишите небольшую миниатюру «Слушая «Времена года» Чайковского, используя сложноподчиненные предложения. 5 Итог урока (учащиеся зачитывают свои миниатюры)
Урок 2 СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ В ПРИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА»Цель: 1) используя материал предыдущего урока, написать сочинение на тему«Осень в произведениях искусства»;2) развивать эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к произведениям искусства, развивать речь учащихся;
воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукции произведений живописи, представленные в форме презентацииХод урока:1 Вступительное слово учителя«Осенняя песня» - одна из лучших пьес «Времен года» Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу можно с полным правом назвать исповедью души, вдохновленной увядающей красотой осенней природы. Песня звучит спокойно, задумчиво., повествуя о чем-то сокровенном.В русской поэзии можно найти чудесные примеры, описывающие подобное состояние души, все его оттенки. Вот лишь несколько строк, помимо тех, что взяты эпиграфом к этой пьесе: А.Пушкин. Из стихотворения «Осень»:1 чтец Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса.И.Тургенев Осень2 чтец Как грустный взгляд, люблю я осень.В туманный, тихий день хожуЯ часто в лес и там сижу – На небо белое гляжуДа на верхушки темных сосен.Люблю, кусая кислый лист.С улыбкой развалясь ленивой,Мечтой заняться прихотливойДа слушать дятлов тонкий свист.Трава завяла вся… холодный,Спокойный блеск разлит по ней…И грусти тихой и свободнойЯ предаюсь душою всей… (читают заранее подготовленные ученики, другие учащиеся также заранее подбирают стихи об осени)Левитан. Золотая осень.^ Левитан. Осень (октябрь)Левитан Осень. Усадьба.В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Если вспомнить художников наиболее близких Чайковскому, то это в первую очередь И.Левитан.Композитор Д.Б.Кабалевский писал: «Удивительный дар был у Левитана: все, что рождалось под его кистью, начинало петь. Поет свою светлую, хотя и печальную песнь его «Золотая осень,…полной радостных сил песней напоена «Весна. Большая вода…»- Как вы думаете, в каких произведениях искусства наиболее ощутимо, правдоподобно передается красота осенней природы, то состояние души, которое мы испытываем в это время года? 3 Напишите сочинение на тему « Осень в произведениях искусства»- К какому типу речи будет относиться текст вашего будущего сочинения?- Подумайте, какие эпитеты вы могли бы использовать в своем сочинении?Мелодия Облака задумчивая лилово-дымчатыеминорная темно-сизыенеторопливая седыепечальная пепельно-сизые и.т.д.прекрасная (Словарь эпитетов русского литературного языка)
Тема урока : « Различие родительного и винительного падежей одушевленных имен существительных 2-го склонения ».Задачи урока : - научить различению указательных падежей4
- развивать память ,ассоциативное мышление ,умение обобщать и выделять индивидуальные признаки;
- формировать навыки самооценки , взаимооценки;
- умение сравнивать предполагаемый результат с реальным.
Оборудование: индивидуальные карточки «Помощники и в определении падежей ( № 1) ,индивидуальные карточки с предложением по вариантам ( №2),индивидуальные карточки «допиши пропущенные слова ( № 3),памятка «Как отличать Р.п. от В.п.» ( №4)
№ 1
Помощники в определении падежей.
Вспомогательное слово.
Вопрос.
Окончание.
Предлоги.
Роль в предложении.
№2
Определите падеж
существительного «СОЛЛОВЕЙ».
1 вариант .
В березовой роще слышна звонкая трель соловья .
2 вариант.
Не всегда заметишь в густой листве маленького серенького соловья.
№ 3
Допиши пропущенные слова.
поставь вопрос к имени
существительному ………….
Р.П. -……..?.................?
В.П. - ……..?................?
замени имя существительное 2-го склонения……… существительным……………
склонения .
Определи падеж по ……………….
№ 4
Памятка.
Различай Р.П. и В.П. имен существительных 2-го склонения так:
Поставь к имени существительному оба падежных вопроса :
Р.П. – кого ? чего?
В.П. - кого? что?
Замени имя существительное 2-го склонения существительным 1-го склонения : ЛИСА.
По окончанию определи падеж.
Например : Мы слушали звонкую трель соловья ( лисы) – Р.П.
Ребята заметили соловья (лису) - В.П.
Ход урока. Организационный момент.Сегодня мы на уроке сделаем новые открытия в русском языке ,которые помогут нам определить падежи имен существительных быстро и верно.
Формулирование темы урока.Учитель дает задание по вариантам - карточки № 2.
- Запишите предложения и определите падеж имени существительного «соловей».
- Сможете ли вы выполнить это задание ( вопрос кого ? имеется и в Р.П. и В.П.)
- сегодня мы закрепим навыки различия имен существительных родительного и винительного падежей, составим памятку.
Кроме того ,мы будем развивать качества, которые необходимы для успешной работы на любом уроке : память, наблюдательность ,умения подмечать закономерности и производить необходимые обобщения и выводы.
Подготовительная работа.- Прочитайте слова на доске .
Багаж – тяжело Вагон – дорога Костер – дрова Соловей – звонко Болото – кочки.
- Как связаны слова в каждой паре? (по смыслу).
- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы потом записать . (Полминуты оба столбика перед глазами учащихся ,затем слова первого столбика закрывают).
- Перед выполнением этого задания оцените свои возможности следующими значками на полях тетради:! - уверен, ? - сомневаюсь, - - не уверен.
- Запишите по памяти слова первого столбика. Слова второго столбика помогут вам выполнить задание
.- Пока все дети записывают слова по памяти ,два ученика будут выполнять у доски другое задание ,выбрав роли «ученика» или «консультанта».- Задание для «ученика» : Дописать на доске падежные окончания у существительных : соловей,багаж.
И.П. (есть) кто? что? Соловей ,багаж.
Р.П. (нет) кого? чего? Солов…, багаж…
Д.П. (рад) кому? чему? Солов…, багаж…
В.П. (вижу) кого? что? Солов…, багаж…
Т.П. (доволен) кем? чем? Солов…, багаж…
П.П. (думаю) о ком? о чем? О солов…, о багаж…
-« Консультант» в случае необходимости может помочь «ученику» ,может пользоваться учебником.
- Давайте проверим ,как вы написали слова по памяти .(Взаимопроверка).
- Оцените теми же значками ,но зеленой пастой реальный результат .
- Что общего в этих словах ? (имена существительные ,словарные слова , 2-го склонения).
- Выделите лишнее слово и определите, по какому признаку . ( Соловей ,т.к. это одушевленное имя сущ-е.)
- проверим правильность записи пропущенных окончаний в словах : соловей, багаж.
1-ый ученик - подбери однокоренные слова (соловушка ,соловьиный, Соловьев)
2-ой ученик – определи род ,склонение ,число ,падеж(соловей- им. сущ.,м.р.,2-го скл., ед.ч., И.П.)
- Можем ли теперь определить падеж имени существительного в предложениях первого задания (карточка № 2)? (Пока не можем ,т.к. у имени сущ-го «СОЛОВЕЙ» и в Р.П. ,и в В.П. одинаковое окончание)
Изучение нового материала.
-Обратите внимание на вопросы ,подчеркнутые на доске. Что вы заметили? (В Р.П. мы ставим вопросы: кого? чего? , а в В.П. :кого? что?)
- Это наблюдение мы используем при составлении новой памятки.
- Выпишите пропущенные слова вывода в карточку № 3 (пункт 1).
Составление памятки.
- Прочитайте с доски два предложения . На доске:
В зимнем лесу хорошо виден след лисы . (Р.П.)
В чаще леса охотник заметил лису. (В.П.)
- Какого склонения выделенные имена существительные ?
- Чем они отличаются ? (Разные падежи и разные окончания).
-Эти наблюдения мы также используем при составлении новой памятки .
- Впишите пропущенные слова вывода в карточку № 3 (пункт 2).
- Сравните составленную памятку с карточкой № 4.
Закрепление изученного материала.
- Вернемся к первому заданию (карточка № 2) и определим падеж имени существительного при помощи памятки- проверим (в задании 1-го варианта: соловья – в Р.П., в задании 2-го варианта: соловья – в В.П.)
Подведение итогов урока.
(Рефлексия учебной деятельности)
- Какие новые знания вы сегодня приобрели? (закрепляли навыки различия родительного и винительного падежей имен существительных).
- Смогли ли составить памятку- помощницу? ( Да).
- Можно ли использовать составленную нами памятку при определении нами других падежей? Что для этого нужно знать ? ( падежные окончания и вопросы имен существительных 1-го склонения во всех падежах.)
- Оцените ,как вы поняли новый материал . Для этого выберите один из значков:
! - понял и могу объяснить другим ,
? - в основном понял ,но есть не уверенность, - - не понял ,нужно повторить объяснение.
Домашнее задание.
1-ый уровень . Составить предложение с любым одушевленным существительным 2-го склонения и при помощи памятки определить падеж.
2-ой уровень. Составить два предложения ,разные по цели высказывания с существительными 2-го склонения и определить их падеж.
Урок-исследование. "Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Тип урока: комбинированный урок.Вид урока: урок- исследование. Исследователь- А. С. Грибоедов, исследователь- учитель, исследователь-ученик.Предмет исследования автора- различные типы ума героев комедии.Предмет исследования учителя- эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетентностей.Предмет исследования учащихся- текст художественного произведения  с целью ответа на возникшие проблемные вопросы. Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся к уроку- компьютерные проекты. Продукт индивидуальной исследовательской деятельности учащихся на уроке- сочинения- эссе.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию.
Образовательная: создать условия для проблемного  анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно- следственных связей.
Развивающая: способствоватьформированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
Воспитательная: способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя.«Горе от ума»- одно из самых загадочных произведений русской литературы, произведение парадоксальное.Парадоксы его судьбы начались до его официального «рождения»: комедия разошлась в списках и была выучена наизусть читающей Россией до ее публикации. Успех потрясающий : «Грому,шуму, восхищению, любопытству нет конца»  (Из письма Грибоедова Бегичеву).В последующие годы страна пережила чуть ли не эпидемию пьес «Горе от ума-2», в которых «вычислялась» дальнейшая судьба ее героев.Парадокс  заключался и в жанровом своеобразии: комедия, помимо воли автора, стала восприниматься как трагикомедия, герои которой получают «миллион терзаний».Парадоксально и то, что «Горе от ума»- эпизод из жизни самого Грибоедова (его возвращение в Москву, когда на одном из балов за смелые речи он был объявлен сумасшедшим), и сам автор в какой- то мере прототип Чацкого.Наконец, парадокс заключен в самом названии «Горе от ума». Гельвеций, французский философ- материалист 18 века, писал: «Ум подготавливает счастье…». Но в комедии Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе. Возникает вопрос: почему? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока. (Значение слова «парадокс» выписано на доске.  Парадокс- это суждение, противоречащее здравому смыслу)
1. Запись в тетрадь темы урока и осмысление.Задание  учащимся.
Подчеркните ключевые слова темы («ум», «безумие»). С чем ассоциируются у вас эти слова? ( «ум»- мудрость, образование, человек, успех и т. д.; «безумие»- хаос, глупость, мрак, болезнь и т. д.)
Какие проблемные вопросы, связанные с данной темой, возникли у вас, когда вы читали комедию?  Сформулируйте  на основе этих вопросов (вопроса) цель урока (цель индивидуальна), запишите ее в тетрадь.
2. Целеполагание. Создать условия на уроке, чтобы каждый учащийся смог ответить на поставленные вопросы или наметил пути их решения.3. Выбор эпиграфа из предложенных учителем вариантов ( на уроке) или самостоятельный подбор эпиграфа дома и обоснование собственного выбора. ( Как данный эпиграф связан с темой и идеей урока?). Учитель Высказывания выдающихся людей.(Возможные варианты эпиграфа)      
В наш век слепцам безумцы вожаки. (Шекспир)
Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дает ей направлений. (И. Лажечников)
В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности. ( В. Белинский)
Умный любит учиться, а дурак учить. ( А. Чехов)
Вера в то, что глупцы не думают,- самая опасная форма оптимизма. (Данил Рудый)
От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают. (Наполеон )
Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость  заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)
Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций)
Алгоритм работы 1 группы.Тема: проблема «ума» в комедии.Задание: докажите, что комедия строится на противопоставлении различных типов ума.- найдите в тексте комедии высказывания героев, содержащие слова «ум», «умный» и др. однокоренные слова;
- сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод, как определяют это понятие Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб, второстепенные персонажи, эпизодические лица;- подберите ключевые слова- синонимы или синонимичные выражения, определяющие представления об «умном» человеке этих героев; найдите общее и различия;Сделайте общий вывод: «Произведение А. С. Грибоедова оборачивается своего рода философским трактатом, пытливо исследующим, что есть «ум»…(закончите данную мысль). (Значение слов «философия» и «трактат» найти в Толковом словаре)
Тема: проблема «безумия» в комедии.Задание: докажите, что признание фамусовским обществом Чацкого сумасшедшим- закономерный итог его появления в этом обществе.
найдите в тексте комедии высказывания героев, содержащие слова «сумасшедший», «безумный» и т. д.
-сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод, как определяют эти понятия различные герои;
-подберите ключевые слова- синонимы или синонимичные выражения, определяющие представления о «безумии» этих героев; найдите общее и различия;
-нарисуйте в тетради кластер, отражающий понятия «безумие», «сумасшествие» в комедии Грибоедова;
-проследите, как рождается и развивается идея о сумасшествии Чацкого, составьте логическую цепочку, сделайте вывод;
-составьте групповой ответ-доказательство предложенного тезиса или компьютерную презентацию.
Сделайте общий вывод: «Рождение идеи о сумасшествии Чацкого закономерно в фамусовском обществе, потому что…(закончите данную мысль).
Тема: проблема оценки «ума» Чацкого в критической литературе.Задание: сравните различные точки зрения на вопрос: умен ли Чацкий?                             :
Прочитайте выдержки из предложенных учителем  критических статей, подчеркните или выпишите  ключевые словосочетания и фразы, сформулируйте основные идеи, связанные с темой;
сопоставьте точки зрения Гончарова, Пушкина, Грибоедова, Белинского и др. и сделайте вывод ;
сформулируйте свою точку зрения, аргументируйте ее;
Сделайте общий вывод: « Точка зрения … кажется нам наиболее обоснованной, потому что…» (закончите предложение) или «В ходе обсуждения у нас возникли различные точки зрения…» (Значение фразеологизма «метать бисер перед свиньями» найдите во Фразеологическом словаре)
Тема: смысл названия и особенности композиции комедии.Задание: ответьте на вопрос, почему Грибоедов назвал свою комедию «Горе от ума» и какие композиционные приемы использовал для раскрытия авторского замысла.1) Сопоставьте первоначальное название комедии «Горе уму» с окончательным «Горе от ума». Почему, по вашему мнению, Грибоедов изменил название? Какой дополнительный оттенок вносит предлог «от»?2) Вспомните, что такое композиция произведения, обратите внимание на композиционные приемы, которые использует автор, подберите соответствующие примеры из текста: -прием «кривого зеркала»-прием «разговор глухих»3) Докажите, что композиционный прием «открытый финал» является логически обоснованной частью авторского замысла и «финал в отсутствии финала» непосредственно связан с названием комедии.4) Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.Сделайте общий вывод: « По авторскому замыслу Чацкий, испытавший горе от ума, покидает Москву, но грибоедовская Москва, изгоняющая Чацкого,  обрекает себя на  без-умное существование, потому что.. (закончите мысль)5. Возможные комментарии учителя по ходу урока.Идея о сумасшествии Чацкого рождается на балу в доме Фамусова. Этот бал имеет  мифологические истоки и очень похож на пир чудовищ в балладе Жуковского «Светлана», в романе Пушкина «Евгений Онегин». Здесь ложь, фальшь, лица- маски, зловеще- гротескные портреты. (Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие- то уроды с того света!»- говорит графиня- внучка) Герой на таком балу ощущает себя словно во сне, чувствует, что сходит с ума. («Не впрямь ли я сошел с ума?»)Важным мотивом бала является мотив сплетни, молвы. Рождение сплетни о сумасшествии Чацкого является закономерным потому что в фамусовском обществе важен не человек, а степень его нужности, прогрессивные идеи Чацкого чужды фамусовым, молчалиным, скалозубам. Для них признать ум Чацкого означает признать безнравственность собственной жизни, а сумасшедшего можно не воспринимать и даже пожалеть.   И поэтому объявление Чацкого безумным- хороший выход из сложившейся ситуации. Все точки над и будут расставлены в финальном монологе Чацкого:
Безумным вы меня прославили всем хором.Вы правы: из огня тот выйдет невредим,Кто с вами день побыть успеет,Подышит воздухом однимИ в нем рассудок уцелеет.
Зачем Чацкому «метать бисер перед свиньями»? Зачем? Но разве речь Сократа перед судом присяжных не была тем же бисером? А речь Гуса перед Собором? А разве Галилей не повторил той же ошибки? Конечно, Чацкий не так велик, чтобы заслужить крест или костер, но и не настолько ничтожен, чтобы не поставить свою голову под камень и свой ум под кличку безумия» (В. Чаговец).В мировой литературе есть герои- чудаки, безумцы: Гамлет, Дон Кихот, князь Мышкин- это «высокое безумие», к их числу относится и Чацкий.
Новаторство драматурга проявилось в смелом отказе от «свадебного венца» или гибели героя- финал в отсутствии финала. Куда уезжает Чацкий? В деревню, как Онегин? На Кавказ, как Печорин?  А, может, как уверял Салтыков- Щедрин, пойдет- таки к венцу с Софьей, «дабы затем встать во главе Департамента УМОПОМРАЧЕНИЙ, заменившего Департамент просвещения?6. Рефлексия ученическая и учительская.
Сегодня на уроке я…
Что получилось и что не получилось?
Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
Какие новые вопросы возникли в конце урока?
7. Диагностика. Творческая работа, включающая личный опыт учащихся.Проблема ума и безумия- одна из ключевых проблем комедии Грибоедова «Горе от ума». Непримиримость взглядов Чацкого с фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию, но  предлог «от» в названии внес еще и дополнительный оттенок иронии, углубившей идею комедии. «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?»- спрашивали в Одессе.«Если ты такой умный, покажи свои деньги,»- предлагают в Америке.« Если ты такой умный, почему несчастлив?»- возникает вопрос после прочтения комедии.Поразмышляйте над последним вопросом и напишите эссе на тему: «Ум подготавливает счастье…» (Гельвеций)Воспроизведение прочитанного. 8. Итог урока.Философская мысль комедии концентрируется в ее заглавии «Горе от ума»- в ней отражено противоречие, обнаруженное эпохой кризиса просветительских идей. Для «просветительской» философии понятия «ум» и «счастье» синонимичны, так как «овладение истиной и предопределяет счастье как отдельного человека, так и общества в целом». «Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает,»-писал Гельвеций. Во времена Грибоедова наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Этот парадокс положен Грибоедовым в основу комедии. То, что должно приносить счастье, приносит горе, «мильон терзаний». 9. Домашнее задание.
Сочинение «Письмо Чацкому из 21 века». Задача: в эпистолярном жанре выразить свое отношение к главному герою комедии. Включить выражения: мне импонирует в Вас…, я восхищаюсь…,  удивительно то, что…; хочу поделиться…, хочу поспорить с Вами…, мне не совсем понятно…и т. д.