Урок русского языка. ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. 
Урок русского языка.
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.
Ход урока.
На доске словарные слова. На экране текст, рисунок «Батискаф у морского дна».
Словарные слова:
батискаф ( от греч.) ; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
кораллы ( от греч.);
рифы ( от нем.);
океаническая ихтиология ( от греч.);
     иллюминатор ( от лат.);
     пелагиаль ( от греч.) морск.     
     На экране. Рыбы наиболее многообразная группа позвоночных животных насчитывающая более 20 тысяч видов. Рыбы делятся на придонные глубоководные приповерхностные. 
Учитель.
1.Сегодня мы отправляемся в путешествие  на батискафе. Во время путешествия нужно показать знания темы «Причастный оборот», умение работать самостоятельно. Вы должны приобрести новые сведения из жизни морских обитателей.
Впечатлениями от путешествия вы поделитесь в сочинениях, которые    
напишите дома, самостоятельно подобрав название, определив стиль, 
тип речи. 
Это может быть рассказ, сказка, письмо, заметка в стенгазету 
( Отметьте в сочинении причастные обороты.)
2.Обратите внимание на правописание слов, записанных на доске. 
( Учащиеся читают слова, проговаривая их по слогам, определяют лексическое значение каждого: 
батискаф - глубоководное судно; 
кораллы - сидячие, прикреплённые особи;
рифы – известковые гряды из скелетов колониальных кораллов;
     океаническая ихтиология – наука о рыбах;
     иллюминатор- круглое окно с толстым стеклом ( на судне);
     пелагиаль - толща воды   как среда обитания.
3.Сейчас группами из 3-х человек вы, находясь в батискафах, погрузитесь в океанические воды для изучения жизни разнообразных рыб.
 На экране написаны предложения или текст? ( Докажите, что вы правы.)
4.Задания группам.
1я группа. Расставьте недостающие знаки препинания. Докажите, что вы правы. Составьте 3 задания для класса.( Предположим, нужно составить схему причастного оборота, разобрать по составу причастие, придумать причастие с таким же составом).
2я группа. Включите в текст предложения (2) , в которых были бы некоторые словарные слова, записанные на доске. Составьте 3 задания для класса. ( Например: есть ли причастные обороты во вновь включенных в текст предложениях, есть ли сложное предложение, есть ли причастие, соответствующее схеме?)
3я группа. Найдите причастный оборот. Составьте 3 задания для класса.
 ( Перестройте предложение так, чтобы причастный оборот находился перед определяемым словом, составьте схему причастного оборота, сделайте синтаксический разбор предложения).
4-9 группы. ( Учащиеся этих групп работают по карточкам, выданным заранее). Составьте предложения или текст из 3 предложений, или составьте 3 задания для класса. ( Работа должна быть выполнена за 6 минут).
КАРТОЧКА №1 ( для четвёртой группы учащихся).
1.Прочитайте, спишите, отметьте вставленные орфограммы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически постановку знаков препинания.
Летучие рыбы живут в прповерхностных водах всят до одного килограа. Длиа их соствляет пятдесят сантиметров.
Привлекамые  источниками  искутвеого освщения  судовыми огнями они (не)редко залтают на палубы  судов а (так)же в открытые  июминаторы кют.
2. Составьте и запишите одно предложение, являющееся выводом к данному тексту.
3.Составьте 1 задание для класса.
КАРТОЧКА №2 ( для пятой группы учащихся).
1.Прочитайте, спишите, отметьте вставленные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.
    Рыба бабчка  живущая среди залитых трпическим сонцем кораовых рифов яркая и пёстро окрашеая.
2.Напишите первое и третье предложения, дополнив данное так, чтобы получился текст.
3.Составьте 1-2 задания для класса.
КАРТОЧКА №3 ( для шестой группы учащихся).
1.Из данных словосочетаний составьте 3-4 предложения так, чтобы получился текст. ( Не забудьте о причастных оборотах.)
Землеподобный, чрный и зубастый угорь; мрачные океаничские глубины. Дисквидная рыба луна, (как)бы из одной головы; спина  (сине)зелёная, бока (пурпурно)золотые с  серебрыми  пятнами. Меч рыба, сто тридцать киометров в час, четыре килограа.
2.Отметьте орфограммы.
3. Составьте 1-2 задания для класса.
КАРТОЧКА №4 ( для седьмой группы учащихся).
1.Прочитайте.
2.Перестройте предложения так, чтобы получилось несколько причастных оборотов. Отметьте орфограммы и пунктограммы.
Крупные хищные рыбы обитают среди кораовых построек, часть страдает от надоедлвых наружных паразитов, освободится от которых сами они (не)могут.
Рыбы чистильщки принимают своих постояых клиентов « в порядк живой очереди» в строго определёых местах.
3.Составьте 1-2 задания для класса.
КАРТОЧКА №5 ( для восьмой группы учащихся).
1.Прочитайте текст.
2.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Допишите предложения ( вместо ).
3.Расскажите по данным примерам о знаках препинания при причастных оборотах.
Среди глубоководных рыб есть жемчжноглазка. Два её глаза с каждой стороны головы направлеы  косо (в)верхУникальная четырёхглазая рыба пользующаяся примуществами почти полного кругово обзора 
4.Составьте одно задание для класса.
КАРТОЧКА №6 ( для девятой группы учащихся).
1.Прочитайте текст. Расскажите о роли причастных оборотов в тексте.
Среди  прдонных рыб встречаются скаты. Электрические скаты облдающие электрическими органами раположеыми по бокам тела между головой и груными плвниками плохие плвцы, (так)как у них короткий хвостовой стебель с (не)большим хвостовым плвником.
Ромбовые скаты называющиеся ещё «хвостоколами» опасны, (так)как кажется, что рыба ушла мимо а на самом деле она угржат хвостом. 
2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания.
3.Составьте 1 задание для класса.
В течение следующих 20 минут класс работает над заданиями, предложенными группами учащихся, таким образом:
внимательно  слушается текст;
исправляются речевые и стилистические ошибки, если они есть;
внимательно слушается задание;
выясняется, понятно ли задание;
выполняется предложенное задание на доске и в тетрадях.
13PAGE  15
13PAGE  14115
15