Урок по русскому языку Причастие как особая форма глагола
Тема: Причастие как особая форма глагола.
Цель:1. Создание «паучка» (опорного конспекта) по теме «Причастие».
2. Продолжить работу над умениями и навыками работы с книгой.
3. Показать значимость причастия в плане коммуникации.
4. Воспитывать бережное отношение к слову.
Оборудование: учебник, доска, тетради, цветные мелки, ручки с цветными
стержнями.
Ход урока
1.Начало урока. Введение в тему.
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся подбрасываю листья (мяч, шар и т.д.) и обращаю внимание учащихся на то, как они падают.
- Посмотрите, ребята, сейчас листья падают. Обратите внимание на момент падения листьев, как мы скажем о них: листья какие? (Падающие листья).
- А если речь идёт о птице в воздухе? Как мы о ней скажем?
- Летящая птица.
- А вы сейчас что делаете?
- Сидим, слушаем, отвечаем.
- Правильно! Значит вы ученики какие?
- Сидящие, смотрящие.
- Как вы думаете, какая из знакомых вам частей речи может обозначать не просто признак, а признак действующего предмета? Знаете ли вы такую часть речи? (Выслушиваю ответы).
- Так вот, эту «новую планету» в системе грамматики называют причастие. Это «дитя» двух частей речи – прилагательного и глагола. Среди учёных-лингвистов нет единого мнения насчёт причастия. Например, академик Н.М.Шанский считает, что причастие – это часть речи, а другой учёный, М.Т.Баранов, считает, что причастие – это форма глагола. В ваших учебниках отражена эта точка зрения.
2.Объяснение нового материала.
- Проверьте готовность к работе: приготовьте ваши тетради для «Паучков» , цветные ручки. Открываем учебник. Видите, тема большая, много нового. Сейчас мы построим схему опорный конспект - «паучок» - так она называется потому, что внешне похожа на паука. Для этого нужны «художник» и «диктор». «Диктор» будет громко и медленно читать правила учебника. Текст к нам приходит не сразу: слово за словом, предложение за предложением. Он как бы посылает нам «сигналы»; по этим «сигналам» «художник» будет графически отображать правила учебника. Так у нас получится опорная схема (на первых уроках в роли «художника» выступает учитель).
3. Работа с учебником. Создание схемы «паучок».
Работа с учебником. Cоздание опорного конспекта (записи оформляются на доске и в тетрадях).
Диктор. Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
Художник. Мы получили четыре сигнала. В середине доски нарисуем «тело» паука и напишем причастие, обведём овалом. Затем отобразим остальные сигналы.
Причастие
Причастие
особая форма глагола
особая форма глагола
обозначает признак
предмета по действию
обозначает ппредмета по действию
отвечает на вопросы
какой? какая? какое?
какой? какая? какое?
- Ключевые слова, фразы – это «ножки» паучка или «башмачки».
Диктор. Причастия, как и глаголы, имеют вид (совершенный и несовершенный), спряжение, время. Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам.
Художник. Мы получили ещё «сигналы», отобразим их графически.
Причастие
особая форма глагола
особая форма глагола
обозначает признак
предмета по действию
обозначает ппредмета по действию
отвечает на вопросы
какой? какая? какое?
какой? какая? какое?
совмещает признаки:
прилагательного
глагола
изм –ся по
падежам,
числам и
родам
cпряж.
ПРЯ
Ж.
вид
время
ПРО
Ш.
Н
А
С
Т.
Н
Е
С
О
в.
С
О
В.
Диктор. В предложении обычно является определением.
Художник. Мы получили ещё «сигнал», отобразим его графически.
Причастие
особая форма глагола
особая форма глагола
обозначает признак
предмета по действию
обозначает ппредмета по действию
отвечает на вопросы
какой? какая? какое?
какой? какая? какое?
совмещает признаки:
прилагательного
глагола
изм –ся по
падежам,
числам и
родам
cпряж.
ПРЯ
Ж.
вид
время
ПРО
Ш.
Н
А
С
Т.
Н
Е
С
О
в.
С
О
В.
Примечание: работа идёт по всем параграфам, в результате получается опорный конспект «паучок».
4. Работа по опорному конспекту.
Примечание: этот элемент урока обязателен. Учитель выдаёт связный рассказ по созданному «паучку», интонацией выделяя самое главное.
5. Работа над умением ориентироваться в опорном конспекте.
А) Опрос:
- Что обозначает причастие?
- На какие вопросы отвечает причастие?
- Признаки каких частей речи совмещает причастие? Назовите их.
- Какие признаки глагола есть у причастия?
- А прилагательного? Перечислите их.
- Каким членом предложения является причастие?
Б) Работа в парах.
В) Связный рассказ по опорному конспекту.
6. Первичная проверка (по тестам).
7. Домашнее задание: воспроизвести «паучок», слабым учащимся добавить схему примерами. Подготовить связный рассказ по теме «Причастие».
Примечание к уроку: при создании «паучка» соблюдаются следующие правила. Красным цветом выделяем главное, зелёным выделяем теорию. Синим цветом слабые ученики могут дописать примеры. Чёрным обводим ножки «паучка». На создание «паучка» в сильном классе достаточно урока, в слабом - два. На уроке создаётся черновой вариант «паучка», дома обучающие создают чистовой вариант, используя компьютер.